МААМ-картинки

Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Елена Казанова
Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА

РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНЫХ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тема: «Использование педагогических технологий для фор-мирования познавательной активности дошкольников»

ПРОЕКТПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕ-СКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Публикация «Проект „Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников“» размещена в разделах

Воспитатель: Казанова Елена Владимировна

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально. В первую очередь потому, что ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Как известно, уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности, а значит, как утверждал А. В. Запорожец, создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения совместной деятельности педагога и ребенка.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина:

«познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие».

• Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

• Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

• Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом

вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать

педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. В дошкольном образовательном учреждении весь образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

В своей работе с детьми я применяю "Технологию проектной деятельности"

"Технологию проектной деятельности"– это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Мне эта технология нравиться, тем,что она содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, работа над проектом учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуальна по целому ряду причин:

- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. - во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления; - в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Так же особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Поэтому, в нашем дошкольном образовательном учреждении одним из приоритетных направлений является художественно-эстетическое воспитание детей.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – это создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

• Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Работая с детьми по художественно - эстетическому развитию,применяла различные материалы для рисования и для лепки. Лепили из солёного теста, глины, пластилина. Выполняя работы из этих материалов, изучая и сравнивая их свойства мы с детьми пришли к выводу, что пластилин– это удивительный материал. Он не только дает детям возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит их жить в гармонии с природой.

Поэтому для дальнейшей работы с детьми по художественно – эстетическому развитию мы выбрали пластилин. Также из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

Таким образом, возникла идея создать такую систему деятельности детей по художественно – эстетическому развитию,которая объеднила бы лепку и рисование. Ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином, в нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).

Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Особенность пластилинографии в том, что у ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой.

Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Мною был разработан проект :

«Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». С помощью проекта хорошо раскрывается актуальность темы приоритетного направления ДОУ.

Как сказала Н. Сакулина:

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Тип проекта : информационно-практический, творческий

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: старшая группа.

Проблема проекта : Как с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности (лепки) развивать творческие способности дошкольника, его креативность?

Актуальность.

Практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Вместе с тем, занятия (в частности по изобразительной деятельности, проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют усложнения, углубления, обогащения.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества.

Намечаются новые подходы в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Это позволяют разнообразить изобразительную деятельность и даёт толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом

Обоснование проблемы: Если развивать в ребенке творческое начало, то это будет способствовать формированию творческой компетентности и развитию креативности у дошкольников.

Этапы реализации проекта.

1. Этап Подготовительный

Определила актуальность и значимость проекта, поставила цели и задачи.

Изучила методическую литературу. Подобрала наглядно-дидактический материал, наметила направления работы по использованию пластилинографии, как компонента познавательного и творческого развития детей. Составила перспективный план работы с детьми и их родителями,с педагогами ДОУ.

Разработала конспекты НОД и исследовательской деятельности.

Цель: Развитие познавательных творческих способностей, ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи проекта :

• Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей.

• Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

• Учить работать на заданном пространстве.

• Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

• Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

• Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

• Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

Определила пути взаимодействия с родителями по теме проекта.

Формы и методы работы с родителями:

• Консультации и сообщения для родительского уголка;

• Беседы с родителями о важности данной проблемы;

• Участие родителей в изготовлении поделок из пластилина;

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Организовала предметно-развивающую среду в группе «Центр изобразительной деятельности».

Художественно-творческий центр изобразительной деятельности включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников. Целью «Центра изобразительной деятельности» является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Таким образом, материалы и оборудование центра могут использоваться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

Для создания картин из пластилина необходимы такие материалы: для основы рисунка плотный картон,покрытый клейкой пленкой, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, наборы природного материала, доски для лепки.

Дети очень любят здесь заниматься, удовлетворяя творческие потребности.

Так же на первом этапе дети осваивали приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; вырабатывали правильную постановку пальца; овладевали приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей; учились работать на ограниченном пространстве.

На 2 этапе практическом этапе.

Проходила продуктивная деятельность детей. совместная деятельность детей и воспитателя, с подключением родителей.

Игры-занятия.

Чтение художественной литературы, беседы, наблюдения.

Выставки детских работ.

Стихи, загадки я подбирала по теме, они помогают изображению характерных особенностей объекта. Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют. Использовала игру. Игра для детей – важный стимул развития познавательного процесса.

В ходе реализации проекта я создавала проблемную ситуацию и ставила перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Обучая детей пластилинографии,я учитывала, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда дети в творческом порыве создают «шедевры», единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем создать свое, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, подумать.

Для общего художественно- эстетичекого развития, для развития мелкой моторики рук совместно с музыкальным руководителем Маловой Верой Васильевной дети разучивали движения, имитировали игру на музыкальных инструментах, что способствовало развитию координации движения рук.

3 этап Итоговый.

Итогом проекта стало оформление выставки работы по пластилинографии. Опыт работы по данной теме был мною представлен на педсовете и Районном Методическом Объединении для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Выводы:

Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.

- данный проект с его системностью и поэтапностью деятельности способствовал формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей старшей группы, что показано на диаграмме;

- у детей появился повышенный интерес к технике «пластилинография, творческая активность.

-дети с желанием и интересом занимаются рисованием картин пластилином,

свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;

- родители стали более охотнее сотрудничать с педагогами и со своими детьми;

- все вместе мы решили продолжить работу по нетрадиционной техники рисования через организацию новых проектов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование проектной деятельности в развитии познавательной инициативы детей играет важную роль в социализации личности дошкольников. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,

Разведу цветов повсюду, разбужу и василёк…

Тут ромашки, незабудки и тюльпанчики-малютки

Будут жизни улыбаться, чистым небом наслаждаться.

Я добавлю птиц красивых, бабочек неповторимых,

Лося, зайца, может мышку, вылеплю из пластилина.

И любимых, сердцу милых - будет радовать картина,

Потому что Миром этим мы поистине любимы!

А. Павлова

Публикации по теме:

Русские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольниковРусские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольников Годовой отчет На 2018 – 2019 учебный год мною была запланирована работа с детьми по теме «Русские народные, хороводные игры, как средство.

Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников» Слайд 2 Цель: раскрепостить.

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольниковТеатрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольников В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с.

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольниковМоделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Содержание Введение 1. Что такое модель? 2. Виды моделирования.

Индивидуальный план самообразования педагога «Пластилинография — средство развития мелкой моторики и творческих способностей» Задачи и содержание Форма представления результатов работы Сроки начало-окончания 1)План по самообразованию: «Пластилинография - как средство.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Мультимедийная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников Важным моментом в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста является умение самостоятельно сочинять сказки. Самостоятельное.

Проект на тему «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» старшая-подготовительная группа Содержание 1. Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».

Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Проект:«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошколь-ников» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Пластилиновые фантазии.

Технология развития художественно-творческих способностей у дошкольников «Пластилинография» для детей 3–5 лет Введение Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Опубликовано: 2 июля 2019 в 20:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Казанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД