Марина Антонова
Использование метода монотипии как средства речевого развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОНОТИПИИ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Антонова Марина Сергеевна
Аннотация: В данной статье рассмотрено использование метода монотипии как средства речевого развития старших дошкольников. Проанализированы характерные особенности речевого развития старших дошкольников. Выявлена и обоснована необходимость использования метода монотипии в процессе речевого развития старших дошкольников. На основе проведенного исследования автором предлагается разработанный конспект по использованию использования метода монотипии в процессе речевого развития старших дошкольников.
Публикация «Использование метода монотипии как средства речевого развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Ключевые слова: особенности развития речи старших дошкольников, монотипия, метод монотипии.
Каждый ребенок любит рисовать. В рисунках ребенок передает свое мироощущение, восприятие, эмоциональное, личностное состояние. Особую роль в рисовании играет воображение и речь, которые неразрывно связаны между собой. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что "очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи" [1, с. 55]. И поскольку речь ребенка направлена на синтезацию его практического опыта и оказывает содействие созданию у него представлений о предметах, уровень ее сформированности напрямую связан с уровнем воображения, которое, в свою очередь, формируется посредством рисования.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитателям в своей работе необходимо развивать все речевые компоненты детей, создавая при этом условия для формирования художественно–эстетической деятельности. По нашему мнению, эффективным средством развития художественно–эстетической деятельности является применение нетрадиционной техники рисования – монотипии.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь [2, с. 45].
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец) [2, с. 63]. А. М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников[3, с. 24].
Таким образом, выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников[5, с. 315] :
- Дети способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные;
- У детей улучшается слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Ребята могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки;
- Дети свободно употребляют в своей речи средства интонационной выразительности;
- Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, замечать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное использование ударений в словах;
- Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи;
- Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Взрослый помогает ребенку устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов;
- В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- Дети способны построить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку;
- Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
Таким образом, чтобы формировать и развивать речь, используются многочисленные методы и формы работы. Одним из таких способов является художественно-эстетическая деятельность – рисование, лепка и т. д. Описывая свое творение, ребенок отвечает на эти и другие вопросы. Эффективным средством речевого развития и художественно–эстетической деятельности может послужить нетрадиционная техника рисования – монотипия.
Что же такое монотипия? Монотипия - это значит уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отражении. Монотипия — удивительный жанр, который занимает срединную позицию между искусством и психологией [4, с. 10].
Нетрадиционное рисование «монотипия» было изобретено гравером и художником итальянского происхождения Джованни Кастильоне [5, с. 23].
Монотипия очень нравится дошкольникам. Для выполнения рисунков в технике монотипии можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, губкой и т. д. Поверхность, на которую наносится краска, чтобы сделать потом оттиск может быть любая: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т. д.
Дети дошкольного возраста готовы фантазировать, поэтому воспитателю необходимо обратить внимание на такие психологические качества, как ясность представления предметов, зрительная и слуховая память, способность мысленно сравнить объекты по цвету, форме и т. д.
Итак, мы предполагаем, что использование монотипии на занятиях со старшими дошкольниками может развить словарный запас ребенка, формировать память, развивать познавательные и творческие способности.
Нами был разработан конспект «Использование метода монотипии в старшей группе» (Приложение 1). В данном конспекте мы интегрировали несколько образовательных областей, таких как художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Целью было развить художественно-творческий потенциал детей путем нетрадиционной техники рисования – монотипии.
Мы поставили определенные задачи, чтобы дети:
1. Научились рисовать в нетрадиционной технике – монотипия;
2. Научились выражать свои мысли, работать в паре, договариваться, участвовать в общей беседе;
3. Развили мелкую моторику;
4. Сформировали интерес к изобразительной деятельности, развили воображение.
Мы провели занятие по разработанному конспекту, после чего проанализировали свою деятельность. Выявили, что цель занятия была достигнута, решены все задачи, сформированы соответствующие умения, знания и навыки у детей.
В результате можно сказать, что использование монотипии на занятиях со старшими дошкольниками может развить речь ребенка, которая зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук, поэтому на занятии мы пользовались кистью, играли в пальчиковую игру, а это и есть мелкая моторика, которая [6, с. 2] :
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Подготавливает руку к письму.
В заключении можно сказать, что монотипия значительно влияет на развитие речи старших дошкольников :
1. Монотипия развивает внимание, наблюдательность, память, совершенствует и расширяет внутренний мир ребенка, учит поэтапно описывать окружающий мир.
2. Использование монотипии является важным фактором эмоционального воздействия, средством выразительного представления о действительности. С помощью монотипии развивается чувственно-образная сфера, творчество, фантазия, сенсорные ощущения.
3. Работа с техникой монотипии может способствовать коллективной деятельности на занятии рисованием, что будет являться самоутверждением ребенка в коллективе.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Лекции по психологии. - СПб. : Союз, 1997. - 144 с.
2. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
3. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1999. – 389 с.
4. Сабинина О. Монотипия – что это такое? Особенности нетрадиционной техники рисования, 2017. [Электронный ресурс]. URL : https://www.syl.ru/article/296717/monotipiya-eto-chto-takoe-osobennosti-netraditsionnoy-tehniki-risovaniya
5. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина - М. : ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО - Пресс", 1999. - 315 с.
6. Нимаева Х. Д. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей, - 2016. [Электронный ресурс]. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/03/13/vliyanie-razvitiya-melkoy-motoriki-ruki-na-razvitie-rechi-detey
Приложение 1
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Закат».
Составила: Антонова Марина Сергеевна
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: художественно-эстетическая деятельность, социально-коммуникативная деятельность.
Цель: развитие художественно-творческого потенциала путем нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
1. Познакомить ребят с новой техникой рисования – монотипия;
2. Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать воображение;
3. Продолжать развивать мелкую моторику
4. Учить ребят обмениваться мнениями, слушать сверстников, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Планируемые результаты:
5. Научились рисовать в нетрадиционной технике – монотипия.
6. Научились выражать свои мысли, работать в паре, договариваться, участвовать в общей беседе.
7. Развили мелкую моторику.
8. Сформировали интерес к изобразительной деятельности, развили воображение
Материалы и оборудование: картина «закат», листы бумаги, краски (гуашь, кисточки, стаканчики с водой на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением заката, дидактические игры на восприятие цвета.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования, которая называется – монотипия. Монотипия - это отпечаток в зеркальном отражении. Мы будем рисовать закат. Видели вы когда-нибудь закат?
Дети. Да.
Воспитатель. Какого цвета бывает небо при закате?
Дети. Синего, голубого, фиолетового, желтого.
Воспитатель. Верно. Сегодня мы попробуем нарисовать закат. Для этого нам необходимо подготовить фон.
На столах у детей лежат листы бумаги. Дети по образцу воспитателя, складывают их пополам и раскрашивают одну часть синим, а другую голубым цветом. Затем отпечатывают фон на другую часть листа.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка.
«Солнышко, солнышко не зевай,
Солнечным зайчиком поиграй.
Лучиков солнышко не жалей,
Наших ребятушек ты согрей.
Воспитатель: Хорошо, садитесь на свои места. Дальше нам надо нарисовать солнце. Каким цветом бывает солнце на закате?
Ответы детей: Желтое, красное, оранжевое.
Воспитатель: Правильно, давайте нарисуем большой оранжевый круг, разбавим его красным цветом, а потом согнем пополам.
Затем дети раскрывают лист.
Пока работы сохнут, давайте поиграем.
Пальчиковая игра «Каждый лучик солнышка»
Лучики солнце на небо пускает,
Каждого словом приветным встречает:
Этот лучик – озорной,
Этот лучик – золотой,
Этот лучик – добренький,
Этот лучик тоненький,
Этот улыбается,
Мизинцем называется.
Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.
Дальше воспитатель вывешивает все работы на доску.
Воспитатель: Посмотрите какие, красивые работы у вас получились! Катя, тебе нравится рисунок Димы?
Ребенок. Да.
Воспитатель. А какого цвета получилось солнце у Димы?
Ребенок. Оранжевого.
Воспитатель. Женя, какое настроение у тебя вызывает твой рисунок?
Ребенок. Радостное.
Воспитатель. Почему?
Ребенок. Потому что рисунок яркий и солнышко светит красным цветом.
Воспитатель. Ребята, вам понравилась техника монотипии?
Дети. Да.
Воспитатель. Каким способом мы рисовали?
Дети. Складывали лист пополам, и отпечаток оставался на другой стороне листа.
Воспитатель. Правильно. Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Дети. Очень.
Воспитатель. Будем еще рисовать в такой технике?
Дети. Конечно.