Ирина Войтенко
Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей старших дошкольников
Я Войтенко Ирина Викторовна воспитатель высшей категории являюсь руководителем кружка «Умники и умницы» в своей группе.
Публикация «Организация образовательной деятельности в рамках кружка „Умники и умницы“ как средство развития математических способностей» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Кружок дополнительного образования разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлен на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность.
Основной целью деятельности кружка является : развитие математических способностей и выявление одаренных детей.
Организации кружка «Умники и умницы» дает возможность развивать у дошкольников познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое и инженерное мышление (важно развивать инженерное мышление так как качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства). Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, по 25-30 минут, во вторую половину дня с подгруппой 12 человек. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений математического содержания. Я организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления с этой целью широко использую игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, проблемные ситуации и развлечения.
Мною разработана рабочая программа кружка на основе программ : «Математические ступени» Колесниковой Е. В., «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников». / Сост. Корепанова М. В., учебно-методический комплекс к программе «Ломоносовская Школа», С использованием рабочих тетрадей (Володина Н. В. "Считаю и решаю для детей 5-6 лет «в 2 ч. (Ломоносовская школа); Крылова О. Н. «Я учусь считать», Колесникова Е. В. «Я составлю числа», Петерсон Л. Г. «Раз, два ступенька») и пособий математического содержание : палочки Х. Кюизинера; игры В. Воскобовича; Геометрические мозаики, Головоломки «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Танграм»; кубики Никитина; логические блоки Дьенеша; пластмассовый и деревянный строительный материал; счётные палочки и т. д.
Программа кружка рассчитана на 2 года.
Важной частью моей работы в рамках кружка является работа с детьми имеющими высокий уровень развития познавательных процессов, и высогкую степень интеллектуальной одарённости (По методике карт одарённости Савинкова А. И.). С такими детьми в рабочую программу кружка включила дополнительный блок занятий с заданиями с повышенной сложностью. С ними проводится работа по учебно-методическому комплексу к программе «Ломоносовская Школа», для одарённых детей (работа ведётся на опережение основной программы); с использованием рабочих тетрадей (Володина Н. В. "Считаю и решаю» (Ломоносовская школа). Родителям этих детей было рекомендовано посещать дополнительные занятия по шахматам. В апреле 2019 будет проходить на базе детского сада «Шахматный турнир»
Каждое занятие построено в игровой форме с использованием:
палочки Кюизенера (Слайд)- Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер в 1952 г разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Использование Палочек Кюизенера в дополнитеоьном образовательный процесс, разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений, повысило интерес детей к образовательной деятельности а также способствовали развитию умственной деятельности детей. Логические блоки Дьенеша (Слайд)– это универсальная развивающая игра и универсальное эффективное учебное пособие для подготовки мышления детей к усвоению математики. Цель игры. Играя, дети учатся выполнять логические операции: разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. В процессе разнообразных действий с логическими блоками происходит овладение различными мыслительными умениями, развивается речь, пространственное воображение, творческие способности, навыки конструирования и моделирования. Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов в сюжетно — ролевых играх. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5 х 5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина, понадобятся и карточки с отрицанием свойств: не квадратный; не синий и т. д. (СЛАЙД)
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – это крохотный мостик к словесно – логическому мышлению.
В процессе разнообразных действий с блоками в одном упражнении можно варьировать правила выполнения задания с учётом возможностей детей.
Также использовали в своей работе кругов Эйлера– это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "Коммуникация", "Познание", "Социализация", так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. (Слайд)
кубики Никитина «Сложи узор» (Слайд)- это развивающая игра или пособие для раннего развития детей от 2 до 7 лет, относящаяся к разряду головоломок.
Игры В. Воскобовича (Слайд)- развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. ;
Линейка Абак (Слайд)-для решения примеров на сложение и вычитание
Головоломки:
«Геометрическая мозаика» (Слайд,
«Колумбово яйцо»(Овал, размером 15х20 разрезают на 10 частей, в результате чего получается: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной) (Слайд)
«Танграм»- одна из несложных игр. Её называют головоломкой из картона. Игра проста в изготовлении. Квадрат, размером 8Х8 см из картона (пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезать на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много изображений. ; (Слайд)
«Пифагор»- Квадрат, размером, 7х7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата,2 маленьких треугольника, 2 больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). (Слайд) «Волшебный круг», (Слайд) «Вьетнамская игра» (Слайд) «Монгольская игра» (Слайд) Математические счётные наборы (Слайд)- Помогают в развитии у ребенка творческих и математических способностей.
Счёты (Слайд 20)-помогают в обучении счёта;
Объемные геометрические фигуры; Раздаточный счетный материал (цифры); Работа в тетрадях в клетку. Цветные и простые карандаши;
Рабочие тетради «Ломоносовская школа» (Слайд);
Цветные счетные палочки -это универсальная игрушка развивает интеллектуальные и творческие способности, многофункциональна с ней можно играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. ;
Задачи на смекалку (Слайд)- Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. ;
задачи-головоломки (Слайд)- В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки;
Более сложные задания на перестроение фигур (Слайд)- Это задачи, в которых для изменения фигуры надо переложить определенное количество палочек или убрать определенное количество. В процессе решения таких задач дети должны овладеть такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения.
Загадки, занимательные вопросы (Слайд)- Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простые математические отношения : Задачи-шутки (Слайд). Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопросов в этих задачах необычны.
Логические концовки, Занимательные вопросы (Слайд)
Задачи в стихотворной форме, Стихи-шутки (Слайд)
Была проделана работа по пополнению методических и дидактических подборок, были изготовлены различные игры по познавательному развитию (Сайд). Подобрана картотека дидактических игр направленная на ФЭМП
О качестве проводимой в рамках кружка работы свидетельствуют данные мониторинга.
Мониторинг усвоения математических представлений проводится в начале и в конце учебного года
ДИАГРАММА (СЛАЙД)
Количество и счё т: на начало уч. г. 2017 (В-56%, С-32%, Н-12%)
на конец уч. г. 2018 (В-71%, С-23, Н-6%) Начало уч. г. 2018 (В-82%, С-12, Н-6%)
Величина: на начало уч. г. 2017 (В-54%, С-34%, Н-12%)
на конец уч. г. 2018 (В-65%, С-30%, Н-5%) Начало уч. г. 2018 (В-84%, С-11%, Н-5%)
Геометрические фигуры: на начало уч. г. 2017 (В-60%, С-30%, Н-10%)
на конец уч. г. 2018 (В-70%, С-25%, Н-5%) Начало уч. г. 2018 (В-80%, С-15, Н-5%)
Ориентировка в пространстве: на начало уч. г. 2017 (В-55, С-30%, Н-15%,
на конец уч. г. 2018 (В-73%, С-20%, Н-7%)Начало уч. г. 2018 (В-85%, С-10%, Н-5%)
Логические задачи: на начало уч. г. 2017 (В-30%, С-40%, Н-30%,
на конец 2018 (В-71%, С-20%, Н-9%) Начало уч. г. 2018 (В-81%, С-11%, Н-8%)
Таким образом проводимая в системе мною работа в рамках кружка «Умники и умницы» существенно повышает интерес к занятиям математикой, тем самым способствует развитию математических способностей дошкольников.