екатерина максимова
Средства развития музыкальных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Средства развития музыкальных способностей детей
дошкольного возраста
Развитие музыкальных способностей осуществляется на основе специально организованного обучения с помощью определенных средств.
Публикация «Средства развития музыкальных способностей» размещена в разделах
Средства обучения – одна из важнейших категорий педагогики, однако в науке до сих пор нет ее однозначного толкования. В общем смысле под средствами обучения понимают материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых достигаются цели обучения.
Средства обучения – это и способы организации педагогом учебно-познавательной деятельности обучаемых; инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Средства обучения выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют стимулировать познавательную деятельность детей и управлять ею.
Главное дидактическое назначение средств обучения – оптимизировать процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала детьми с наименьшей затратой сил и времени.
Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. Растет интерес разработчиков и производителей учебных материалов к средствам обучения детей дошкольного возраста.
Средства формирования музыкальных способностей можно разделить на несколько видов.
1. Материальные средства обучения. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют воспитатель и дошкольник для детализированного обучения. К материальным средствам обучения относятся :
картины: дидактические картины (серии картин, репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки,
фотографии;
музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара, колокольчики, маракасы);
музыкальные игрушки : имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки);
театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок;
учебно-игровые пособия;
дидактический материал (раздаточный материал).
Дидактические пособия и игры способствуют развитию музыкальных способностей ребенка – дошкольника. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.
Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.
2. Технические средства обучения. К ним относятся средства массовой информации – радио, телевидение, кино – оказывают большое эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей. Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы образования. Поэтому использование технического средства в детском саду приобретает все большее значение.
Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс таких технических средств, как:
радио и телевидение;
технические устройства (аппаратура);
мультимедийный проектор;
звуковая аппаратура (аудиотехника) : магнитофоны, компьютеры, музыкальные центры (аудиосистемы);
экранно-звуковая аппаратура: телевизор, компьютеры;
вспомогательные технические средства : экран, интерактивная доска и стол, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки;
дидактические средства обучения (носители информации) : экранные, статические (слайды, звуковые: магнитофонная запись, цифровая запись;
экранно-звуковые (комбинированные) : звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи.
3. Учебно – методическое обеспечение. Это официальные печатные издания, содержание которых полностью соответствует учебной программе. К ним относятся:
пакеты прикладных программ по различным образовательным областям;
учебные пособия, тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания);
тестовый материал, нотный материал, методические разработки (рекомендации).
4. Художественные средства. К художественным средствам мы можем отнести :
произведения искусства и иные достижения культуры (музыкального, изобразительного, кинематографического);
детскую литературу (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников);
произведения национальной культуры (народные песни, танцы, другими словами – фольклор).
5. Дидактические игры. Они обладают большим разнообразием:
игры под инструментальную музыку (сюжетные, несюжетные, инсценировки);
игры с пением (хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением);
музыкально – дидактические игры (на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха);
ритмические игры со словом (на развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве);
игры спектакли (музыкально – драматические, ритмо – пластические, на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций).
Таким образом, средства обучения – это инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Для развития музыкальных способностей дошкольников необходимо использовать весь спектр средств в комплексе : материальные средства обучения (картины, музыкальные игрушки : имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты, театрализованные игрушки, учебно – игровые пособия); технические средства обучения (радио и телевидение, технические устройства; художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры). Одним из важных и актуальных средств развития музыкальных способностей у детей являются дидактические игры (игры под инструментальную музыку, игры с пением, музыкально – дидактические игры, ритмические игры со словом, игры спектакли).