Марина Нестерова
Организация предметной деятельности и игр с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИГР
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Автор: воспитатель Нестерова М. В.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческость и многие другое.
Публикация «Организация предметной деятельности и игр с детьми раннего возраста» размещена в разделах
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметная деятельность и игры. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.
Уже давно ни для кого не загадка, что игровая деятельность детей – залог их успешного умственного и физического развития. Именно за счет игровой деятельности детей раннего возраста воспитателям детских садов удается своим воспитанникам за короткий период дать ответы на довольно большое количество вопросов, связанных с окружающим нас миром.
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры появляются в младенческом возрасте, со временем складываются ее высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра.
Этапы развития игры детей раннего возраста представлены на слайде
В нашем детском саду функционируют три группы для детей раннего возраста : две - для детей от 1 года до 2 лет и 1 – для детей от 2 до 3 лет.
Для воспитателя организация игровой деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Формированию интереса к игре во многом способствует предметная среда.
В нашем детском саду в группах раннего возраста воспитателями созданы следующие центры:
Игровая «Жилая комната»
Для успешного развития малышей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определёнными навыками действий с этими предметами.
Центр развивающих игр.
Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
В этой же зоне собраны различные виды конструкторов и строительного материала; небольшие игрушки для обыгрывания построек.
Дидактический стол.
Дидактический стол является частью центра развивающих игр.
Работа с дидактическим столом организуется в группе по двум направлениям
1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.
2. Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Воспитатель наблюдает за работой ребёнка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.
Зона двигательной активности.
Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребёнка – потребности в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Формирование зоны двигательной активности требует от воспитателя продуманного, грамотного подхода, так как необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.
Уголок изобразительной деятельности, где находится свободно раскручивающийся бумаги (можно обои, двухсторонний мольберт для рисования фломастерами и мелками, наборы карандашей, фломастеров, мелков.
Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для неё подходящие условия.
Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребёнка 2-3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре-экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, воспитатель не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры.
Работа с детьми в центре «Песок-вода» требует определённых условий : центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырёх сторон.
Предметная среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступные.
Вторая задача направлена на обогащение игрового опыта детей. Целью этой задачи является дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимания детьми назначения предметов, смысла действий людей и др.). Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, воспитатель наводящими вопросами, предложениями стимулирует малыша на использование или на поиск необходимых игрушек.
Третья задача направлена на обогащение жизненного опыта детей. Целью этой задачи является развитие умений детей переводить жизненный опыт в условный план игры.
Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт.
Четвёртая задача направлена на активизацию общение педагога с детьми. Целью этой задачи является способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения; формировать у детей навыки их общения со взрослыми и с друг другом.
Личностно-ориентированное общение является необходимым условием возникновения и развития игры. Качество игрового взаимодействия взрослого с ребенком, а следовательно, и качество самостоятельной игры детей в огромной мере зависит от характера взаимоотношений партнеров.
Методические приёмы для организации игр перечислены на слайде.
Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делится игрушками. В итоге игры воспитывается выдержка. Игра – это важнейшая часть жизни ребенка и относится к игре, надо очень внимательно. Через игру ребенок познает окружающий мир.