Лариса Анатольевна Коробкина
Организация работы с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к условиям ДОО.
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного образа жизни. Ситуация усугубляется незрелостью нервной системы, особенностями развития дошкольника раннего возраста. И родителям и воспитателям необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям детского сада прошел как можно легче.
Публикация «Организация работы с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к условиям ДОО,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Вступивший в силу ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГТ ДО значительно изменили сложившуюся систему работы в дошкольных организациях. В основе новой концепции лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а другие социальные институты призваны помочь, направить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи иДОО. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
В психологическом словаре эти термины поясняются:
• сотрудничество - позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, способность людей вместе работать для достижения общих целей;
• взаимодействие - процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.
Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.
Знакомство родителей с детским садом начинается с момента постановки ребё нка на очередь в детский сад: они видят территорию, помещения, знакомятся с некоторыми сотрудниками. При получении путёвки многие родители во время прогулки с детьми посещают участок детского сада, знакомятся с воспитателем. Провожу краткую ознакомительную беседу о режиме дня в детском саду.
Следующую встречу провожу в отсутствии других детей, что позволяет ребенку в спокойной обстановке познакомиться с воспитателем, и с помещениями группы. Стараюсь заинтересовать ребёнка яркой игрушкой, разрешаю поиграть в неё вместе с мамой. Сама присаживаюсь рядом и стараюсь построить партнёрское общение на уровне глаз. При расставании с улыбкой приглашаю малыша ещё раз придти поиграть. Считаю, что играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если с ними играют, если переключают их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой. Главная задача, которая решается в это время – сделать детский сад для ребёнка желанным.
В первые дни время пребывания ребёнка в группе ограничивается 2-3 часами, постепенно увеличиваясь, в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребёнка. Капризным, беспокойным детям разрешаю приносить из дома любимую игрушку. С ней малышу будет спокойнее, комфортнее. Обращаю внимание родителей на удобство одежды и обуви ребёнка, на необходимость комплекта запасного белья. У некоторых детей имеются вредные привычки, от которых советую постепенно отучать малыша.
За первую неделю посещения детского сада выясняются интересы ребёнка, особенности поведения, любимые игры и игрушки, состояние здоровья, аллергические реакции. На видном месте размещаю список с фамилиями детей и противопоказанными для них продуктами. Знакомлю родителей с ежедневным меню в детском саду, рекомендую и дома готовить новые блюда, учить малыша есть не протертую пищу. Важно, чтобы ребёнок самостоятельно держал ложку и умел ею пользоваться.
Все режимные моменты постоянно сопровождаются художественным словом, что вызывает интерес ребёнка к их выполнению. В первое время пребывания малыша в детском саду осложняется поведенческая реакция, нарушается сон, питание, что может отрицательно сказаться на состоянии его здоровья. Поэтому в период адаптации важно проведение оздоровительных и закаливающих процедур. Каждое утро в игровой форме провожу гимнастику с использованием ярких предметов, а 2 раза в неделю – сюжетно-игровые физкультурные занятия. Совместные движения приносят детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывается значительно быстрее, приобщает малыша к коллективу, к деятельности вместе.
Большое значение имеет организация предметно – развивающей среды ясельной группы. Она помогает малышу отвлечься от мыслей о маме, увлечься игрушкой на некоторое время. При этом следует учитывать особенности детей, повышенную двигательную активность. Для этого в нашей группе созданы различные уголки: физкультурный, книжный, художественный, игровой и др. Самым ярким местом в группе считаю уголок сенсорики, где имеется богатый подбор игрового материала.
Период адаптации приходится на лето, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе. Хорошо, когда первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, т. к. игры с песком - это проявление естественной активности малышей, а песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. На нашем участке ребятам не приходится скучать, так как он оборудован яркими зонами. Тут есть и брёвнышко для упражнений детей в ходьбе и прыжков, и фигуры сказочных героев, рядом с которыми можно почитать сказки. Если захотеть – можно в «Африку попасть» и полюбоваться обезьянкой на лиане, пальмой, зеброй и жирафом. Также место на участке нашли и два друга Смешарика. Песочница накрыта крышей, что позволяет играть в песок и при ярком солнце, и во время летнего дождика. Ребятам нравится играть с водой, поэтому часто выношу на участок воду в тазике. Яркие кораблики плывут лишь тогда, когда мы сильно подуем на них.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому, большое внимание в период адаптации уделяю работе с родителями. Разъясняю значение режима дня, прогулок, питания ребенка, формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
В беседах стараюсь объяснить родителям, что их повышенная тревожность мешает ребенку адаптироваться к новым условиям. Режимные моменты, игры, стараюсь сфотографировать и оформляю для родителей фотоотчёты. Это делается для того, чтобы родители были спокойны за своих малышей.
Посещаю семьи воспитанников с целью знакомства с условиями жизни ребёнка дома, для налаживания контакта с семьёй. Посещение помогает понять и психологический климат семьи. Во время беседы интересуюсь, какую информацию хотели бы получить родители от специалистов и администрации учреждения. Важный материал по адаптации детей размещаю в родительском уголке.
В начале учебного года провожу родительское собрание, на котором рассказываю родителям о целях и задачах воспитания, особенностях нервно-психического развития детей, о том, что должны знать и уметь малыши в 2-х летнем возрасте.
С первых дней стараюсь привлечь интерес родителей к жизни их любимого чада в детском саду, и сделать активными участниками многих мероприятий: поиграть с детьми на участке, поучаствовать в развлечении, повеселиться на празднике, вместе с ребёнком изготовить какую-нибудь поделку.
Проработав с детьми раннего возраста на протяжении многих лет, могу сделать вывод: большое количество проблем, связанных с адаптацией детей к условиям детского сада снимается установлением с родителями отношений сотрудничества. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребёнку эмоциональный комфорт в детском саду и дома, то адаптация детей к детскому саду будет проходить легче.
При отслеживании течения адаптации каждого ребёнка в 2014-15 учебном году удалось достичь определё нных результатов:
- лёгкая степень – 72%;
- средняя степень – 28 %;
- тяжёлой – нет.
В заключении хочу дать несколько советов молодым педагогам:
1. Дети не любят равнодушия. По-настоящему любите их, относитесь к ним как к своим собственным детям. Учитесь видеть в каждом ребенке «солнышко».
2. Работайте с «изюминкой», не сидите ни минуты без дела: творите, мастерите, создавайте игровую среду и уют в группе.
3. Помните: родители – наши лучшие помощники. С первых дней установите с ними дружеский контакт; не переходите на «ты» в общении.
4. Поддерживайте семью советом, делом и информационной базой при ориентации на ее проблемы.
Успехов вам в работе! Спасибо за внимание!