Елена Майорова
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему одни предметы тонут, а другие плавают, откуда берётся радуга и т. п. В данном случае может возникнуть опасная ситуация при проведении какой-либо самодеятельности, т. к. ребёнок не предвидит никаких последствий.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в тоже время знакомит его с различными свойствами, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной деятельности.
В современных ФГОС по осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.
Известно, что поисково-исследовательская деятельность имеет большое значение в развитии познавательных способностей детей, в психическом развитии и формировании личностных качеств, в коррекции речевых патологий. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи: умению размышлять, рассуждать и анализировать.
Проведя диагностику детей 5-6 лет с речевыми нарушениями, пришла к выводу, что многие дети в моей группе не имеют полного представления о живой и неживой природе, рукотворном мире, не умеют экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Исходя из этого в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяю развитию навыков исследовательской деятельности.
Основная цель моей работы: развивать и поддерживать интерес детей к исследованиям, открытиям, помогать им овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.
2. Развивать у детей мыслительные процессы, познавательные способности.
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Планирую, что дети к семи годам будут более активными в поиске познавательной информации, возрастёт интерес к окружающему миру.
В своей работе экспериментирование включаю в проектную деятельность, в непосредственно образовательную деятельность, а так же и в режимные моменты, и в игру.
Умения и навыки исследователя, полученные в играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым и подгрупповым формам работы. Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого ребёнка.
В нашей группе создана лаборатория «Почемучка» для детского экспериментирования, составлена картотека опытов и экспериментов, разработан перспективный план по экспериментированию детей старшего дошкольного возраста. Также 1 раз в неделю провожу кружок «Юные исследователи». В детской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые опыты и более сложные совместно с воспитателем. Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Взаимодействие с детьми выстраиваю так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.
Для познавательно-исследовательского взаимодействия рекомендую использовать привлекательный момент. В своей работе использую такие моменты: реальные события, происходящие в данный период (например, листопад, весенние изменения в природе и т. д., внесение в группу предметов с необычным эффектом (магнит, коллекция минералов и т. д., воображаемые события из художественных произведений.
Обобщение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребё нок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так рождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребёнка со взрослым и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.
Принимая позицию заинтересованного, любознательного партнёра, придерживаюсь следующей последовательности этапов исследования:
• актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы;
• обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
• предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
В своей работе использую литературу: Н. В. Нищевой «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ» (выпуск 1, 2, Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах», О. В. Дыбиной «Неизведанное рядом», разные интернет ресурсы.
Большая работа проводится и с родителями. Это родительские собрания, консультации в виде викторин, мастер-классов, открытые занятия, выставки «продуктов» исследовательской деятельности. Также родителям предлагаю домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
В конце подготовительной группы так же была проведена диагностика, по результатам которой видно, что данная работа даёт положительные результаты. Наблюдая за детьми, увидела, что дети могут самостоятельно выделять проблему, формулировать вопросы, ставить перед собой цель исследования и искать пути решения данной проблемы. Так же у детей проверила способность описывать природные явления, самостоятельно проводить исследование и знания об окружающем мире.
Результаты диагностики получились такие: в начале старшей группы - 0% детей с высоким уровнем, 56% - со средним уровнем, 44% - с низким уровнем. В конце подготовительной группы показатели изменились: 79% - с высоким уровнем, 21% - со средним уровнем, 0% - с низким уровнем.
Благодаря системе целенаправленной работы с детьми по экспериментированию прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, творческого и логического мышления. У детей возросли познавательная активность, интерес к окружающему миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. А главное, улучшилась речь: дети стали более ясно выражать свои мысли, правильно строить предложения, составлять связные творческие рассказы.