Глазырина Ольга
Организация НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Подготовка к обучению грамоте: звук [Ш] и буква «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы
по теме: «Подготовка к обучению грамоте : звук и буква Ш»
Цель: Создание условий для подготовки детей к обучению грамоте, закреплению лексико-грамматических категорий. Формирование предпосылок читательской грамотности.
Задачи
Образовательные:
Публикация «Организация НОД по развитию речи для детей подготовительной группы „Подготовка к обучению грамоте: звук [Ш] и буква „Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- познакомить детей со звуком и буквой Ш, закрепить навык четкого произношения звука [ш];
- формировать умение определять наличие или отсутствие звука [ш] в слове, позицию звука [ш] в слове;
- формировать умение проводить звукослоговой анализ слов;
- развивать умение употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже;
- развивать умение правильно употреблять притяжательные прилагательные;
- развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным оттенком;
- закрепить навык использования в речи предлогов;
- развивать умение согласовывать числительные с существительными;
- закрепить умение составлять предложения по двум или нескольким предметным картинкам.
Развивающие :
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие, внимание, память;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- мотивировать детей на речевую, познавательную и творческую деятельность;
- развивать умение работать в коллективе, создать хорошее настроение.
Приоритетная образовательная область: речевая.
Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- РППС группы включает весь материал, который был подготовлен и использовался во время изучения темы.
Организационный момент
Уч-лог: - Ребята, я сегодня так к вам спешила, что не взяла много нужных мне вещей. Какие же вещи я не взяла?
Игра с мячом:
- "Нет чего?"
Логопед кидает ребенку мяч и говорит:
- Я не взяла расческу, значит у меня нет чего? (расчески) и т. д. (нет блокнота, нет ручки).
Уч-лог: - Молодцы! Но зато я заметила на двери детского сада плакат, посмотрите! (логопед показывает плакат с изображением грустного чебурашки с надписью -
Чебура ка).
Уч-лог: - Ребята, кто это? (Чебурашка). А какой здесь Чебурашка? (грустный, плачет.).
Логопед предлагает прочитать, что написано на плакате (Чебура ка).
Уч-лог: Я узнала, что Шапокляк решила забрать букву Ш себе, чтобы только у нее в имени была такая буква. Она спрятала букву в лесу и вот Чебурашка теперь стал Чебуракой. Как же нам ему помочь? (найти букву). Конечно, но сначала надо узнать о букве Ш как можно больше.
Основная часть
Уч-лог: - Какой звук обозначает буква Ш? (звук [ш]).
- Звук [ш] гласный или согласный звук? Как мы это определим? (не тянется, не поется, при произнесении звука работает язык ("чашечка").
- Звук звонкий или глухой? дети определяют).
- Звук [ш] – согласный, глухой и твердый (мягким не бывает).
- Каким цветом будем обозначать звук [ш]? (синим).
- А на что похожа буква Ш? (ответы детей).
Игры:
- «Поймай звук [ш]» (дети хлопают в ладоши, услышав звук [ш] среди других согласных: д-м-н-р-ш-к-з-ш.);
- «Узнай звук [ш] в слове» (дети хлопают в ладоши, услышав слово со звуком [ш]).
Уч-лог: - Вот теперь мы готовы к путешествию. Посмотрите, вот три тропинки, на них чьи-то следы (беличьи, медвежьи и волчьи).
Игра:
- "Чьи следы?"
Уч-лог: - Ребята, а по какой же дорожке побежала Шапокляк? Наверное надо определить в названии какого животного слышится звук [ш] (логопед называет зверей (белка, волк, медведь, а дети определяют, что в этих словах нет звука [ш]).
- А давайте попробуем слова изменить и назвать животных ласково.
Игра:
- "Назови ласково"
Дети определяют, что надо идти по медвежьей дорожке и приходят на "поляну".
Уч-лог: - Посмотрите, какие красивые ромашки в корзинке! Ребята, а цветы-то необычные! На каждом цветочке картинка в названии которой есть звук [ш]. Кто-то их сорвал. Как вы думаете, кто? (Шапокляк)
- Вернуть на клумбу мы их уже не сможем, но можно отправить их зверятам. А вот и волшебный паровоз. Посмотрите в первом вагоне для кого будут ромашки? (для лисы) Во втором? (для зайчика, а в третьем? (для медведя).
Игра:
- «Место звука [ш] в слове» (дети определяют, где находится звук [ш] в словах (в начале, в середине или в конце слова) и помещают картинки в вагончики.
На двух последних цветах картинок нет, вместо них загадки о животных. Логопед загадывает детям загадки. Отгадав животного дети помещают ромашку в вагон в зависимости от того, где находится звук Ш в слове.
Уч-лог: - Сколько ромашек поместилось в первом вагоне? (пять ромашек) Во втором? (семь ромашек) В третьем вагоне? (четыре ромашки).
В корзине дети находят картинку с изображением медведя.
Уч-лог: - Ребята, цветы рады, что поедут к зверятам и решили нам помочь, дали нам подсказку. Может эта картинка поможет нам узнать, где искать букву Ш? Надо ее взять с собой.
Дети идут дальше и видят дерево с изображением гнезда и дупла. Под ним сидит птица, белка, дятел, заяц, лиса; лежит облако, гриб.
Уч-лог: - Ребята, надо помочь животным и каждому найти свое место.
Игра:
- "Кто (что) где находится"
Под деревом дети находят картинку с изображением меда.
Уч-лог: - Мы опять сделали доброе дело и нам дали вторую подсказку. Что это? (мед)
Дети идут дальше и видят колокольчики, барабаны и фигурки животных.
Уч-лог: - Ребята, животные хотят, чтобы у них был оркестр, но не могут понять кому играть на барабаны, а кому звенеть в колокольчики. Надо им помочь. У барабана глухой или звонкий звук? (глухой) А какой звук у нас глухой Ш или Ж? (Ш) Значит на барабане будут играть те, у кого в названии есть звук Ш. А в колокольчик, те у кого есть звук Ж.
Игра:
- "Колокольчик - барабан"
Под барабаном дети находят картинку на которой изображено дерево.
Уч-лог: - А вот и третья подсказка!
Путешествие продолжается и дети находят корзинку с шариками су-джок.
Уч-лог: - Ребята, посмотрите, мы нашли ежиков. Какие они разноцветные. Сколько их? (дети считают)
Уч-лог: - Правильно, пять ежиков. Надо помочь ежикам выбраться из корзины. Давайте сделаем звуковой анализ слова МИШКА и все ежики будут на свободе.
Дети и логопед делают звуковой анализ слова МИШКА и выкладывают из шариков схему слова. Под "ежиками" в корзине находят четвертую картинку с изображением пчел.
Уч-лог: - Молодцы, у нас есть четыре подсказки! А теперь пора отдохнуть.
Физминутка – «Зайчики»
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
(В. Волина)
Пальчиковая игра «Ежик»
(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой)
Ежик, ежик колкий, где твои иголки.
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Нужно бельчонку сшить распашонку,
Починить штанишки шалуну – зайчишке,
Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,
Если отдам иголки, съедят меня волки.
(дети катают Су – Джок между ладоней)
Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Раз – два – три – четыре – пять,
(разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Уч-лог: - Ребята, мы хорошо отдохнули, а теперь надо подумать о чем говорят наши подсказки.
Игра:
- "Составь предложение"
Дети составляют предложения по картинкам (медведь, дерево, мед, пчелы).
Уч-лог: Мы составили много предложений. Кто догадался, где Шапокляк спрятала букву? (в улье). Ребята, а как же мы его найдем? (по медвежьим следам).
Дети идут по дорожке и находят улей.
Уч-лог: - Ребята, в улье пчелы! Как же нам достать букву? (надо их усыпить). Мы споем им колыбельную, повторяйте за мной:
Ша-ша-ша - кормим кашей малыша.
Шо-шо-шо - кушай кашу хорошо.
Шу-шу-шу - спать пора малышу.
Ши-ши-ши - спят спокойно малыши.
Уч-лог: - Ребята, пчелы спят, но как буква узнает, что мы пришли ее спасти? Надо сказать пароль. Сейчас каждый придумает слово со звуком [ш]. Это и будет наш пароль (дети придумывают слова).
Логопед достает из улья буквы.
Уч-лог: - Ребята, а здесь много букв (три буквы Ш (синяя, зеленая и красная, Щ, Ц) Надо определить какая нам нужна (дети убирают буквы Щ, Ц и определяют, что если звук Ш согласный, твердый, то нужна синяя буква Ш).
Логопед предлагает вернуть Чебурашке букву и дети вклеивают букву в имя Чебурашки.
Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время логопед меняет плакат с грустным Чебурашкой на плакат, где Чебурашка улыбается. На плакате дети читают слово Спасибо!
Заключительная часть
Уч-лог: - Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (со звуком [ш] и буквой Ш).
Уч-лог: - По традиции мы сейчас выберем звезду дня (дети выбирают «звезду дня» по наличию звука [ш] в имени ребенка). Ребенку выдается звезда с буквой Ш.
Уч-лог: - А теперь я всем предлагаю вылепить букву Ш из пластилина и украсить ее.