Папки-передвижки

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Чулпан Гайсина
Опыт работы воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

1 слайд

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.

--Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы. Тема моего опыта : Использование мнемокубиков в развитии связной речи у старших дошкольников. По книгам Татьяны Борисовны Пегановой из серии: «Сарапульское детство».

Публикация «Опыт работы воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

2 слайд

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими миром. При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом. Навык ведения диалога практически отсутствует. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность, поэтому огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов, и нам необходимо обратить самое пристальное внимание на данную проблему и находить инновационные методы и способы её решения. Одной из таких методик является использование мнемотехнических приемов.

3 слайд

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

4 слайд

Основываясь на принципы этой техники были изготовлены Мнемокубики.

Изначально Игра с мнемокубиками была создана с целью помочь детям старшего дошкольного возраста освоить серию книг Т. Б. Пегановой «Сарапульское детство». С помощью кубика ребенок знакомился с книгой, последовательно запоминал, опираясь на картинку, тем самым облегчая пересказывание.

В дальнейшем работая с мнемокубиками я заметила, что они не только облегчают пересказывание, но и развивают память, мышление, воображение, внимание, т. е. те психические процессы, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

5 слайд

В начале учебного года я провела диагностику, использовала серию заданий для исследования речи из " Методики развития речи детей дошкольного возраста" пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, авторы Ушакова О. С. Струнина Е. М. По результатом которой выявила уровень развития речи детей : высокий уровень – 12 % (3 ребенка, средний – 65 % (17 детей) и с низким уровнем развития речи - 23 % (7детей).

6 слайд

Таким образом, Целью своей дальнейшей работы я определила : развитие связной речи старших дошкольников через использование мнемокубиков по серии книг Т. Б. Пегановой «Сарапульское детство».

7 слайд

В соответствии с целью были определены основные задачи:

- Совершенствовать монологическую и диалогическую форму связной речи в процессе пересказа книг из серии «Сарапульское детство» Т. Б. Пегановой.

- Сформировать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.

- формировать умение выстраивать на мнемокубиках правильную последовательность картинок, объединенных единым сюжетом, на основе этого делать пересказ текста, соблюдая структуру повествования, правильную последовательность событий.

- Познакомить с разными способами образования сложных предложений.

- Познакомить с приемами мнемотехники.

- Воспитывать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

- Воспитывать уважение к малой Родине, её историческому прошлому и настоящему.

8 слайд

Работу по этой теме я разделила на несколько этапов:

9 слайд

1 этап - прочтение книги. На этом этапе мы знакомимся с книгой, читаем и просматриваем иллюстрации, объясняем смысл незнакомых слов. И на этом же этапе я предлагаю детям поиграть простую дидактическую игру «Составь предложение»

Ход игры: Я предлагает детям составить любое предложение, на любую тему взяв за основу слова-существительные из только что прочитанной книги Т. Пегановой. Например, из книги «Как Ивашко балей стал…»открываем первую страницу книги и начинаем, сущ. Рыба (Мама приготовила на ужин запеченную рыбу., мальчонка, мальчик (Мимо нашего дома пробежал знакомый мальчик., берег (мальчики любят прыгать в воду с крутого берега, река (В нашей реке водится очень много рыб.)

10 слайд

2 этап - обсуждение содержания На втором этапе мы с детьми обсуждаем содержание книги, выделяем ключевые слова и предложения). Здесь я предлагаю детям поиграть дидактические игры. Например,

Д\и «Телефон» Ход игры: предлагаю детям сесть полукругом. По телефону участники игры будут рассказывать друг другу интересные эпизоды из книги. Когда только начинали играть в эту игру, я брала только двух участников, они садился напротив друг другу и рассказывали по телефону интересные понравившиеся им эпизоды. А когда уже дети поняли суть игры в ней стало участвовать все больше и больше детей. Рассказывая, можно остановиться и предложить продолжить следующему.

11 слайд

А теперь предлагаю поиграть в игру «Клубок историй». Для игры приглашаю 5-6 человек, у меня в руках клубок, я начинаю рассказ по книге «Как Ивашко балей стал….»(потом уже это может быть ребенок) «Давным-давно на берегу реки Камы находилось село Вознесенское» и передаю клубок, дети передают клубочек друг другу и тем самым продолжают рассказ. Когда клубок пройдет по всему кругу, он должен соединиться со своей ниточкой.

12 слайд

Еще одна интересная игра, «Закончи предложение» (составление предложений, используя сочинительные и подчинительные союзы)

Ход игры: внимательно слушаем начало предложения и ваша задача правильно закончить его. При этом повторить все предложение. «Изба называлась курной, потому что (в ней дым курился).», «опасен рыбацкий труд, так как….(вода шутить не любит, (чуть оплошаешь – и утонуть можно)», «вдруг одна глыбина прямо к берегу двинулась и (об их избу как ударится)», загадки: Чего в избе не видно? (В избе не видно тепла) поговорки «Чтобы рыбку съесть, что нужно сделать? …. (надо в воду лезть)»… Точное воспроизведение предложения как в книге не обязательно, главное чтоб ребенок понял смысл сказанного.

13 слайд

3 этап - создание мнемоквадратов На этом этапе мы с детьми подбираем картины и иллюстрации и таким образом создаем мнемоквадраты. Тут можно поиграть в Д\и «Волшебный телевизор»

Ход игры: дети между собой распределяют эпизоды из книги «Как Ивашко балей стал» и отображают этот эпизод на листе бумаги, потом вместе склеиваем свои иллюстрации к книгам в ленты, которые и демонстрируются по «телевизору». Педагог предлагает детям посмотреть телевизор: «Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о что изображено на картинках».

14 слайд

Сейчас предлагаю поиграть в Д\и «Что сначала, что потом?»

Ход игры: у вас на столах лежат готовые мнемоквадраты по книге «Как Ивашко балей стал…», ваша задача подобрать мнемоквадраты к одному из эпизодов и расположить картинки в порядке развития сюжета. В игре можно использовать как 2 мнемоквадрата так и все 6 мнемоквадратов.

15 слайд

4 этап – сбор в мнемокубик;

На этом этапе я предлагаю вам поучаствовать на мастер-классе по изготовлению мнемокубиков.

У вас на столах лежит готовый шаблон куба. Первым этапом мы с вами по линиям сгибаем все части куба, и сгибаем всё в одном направлении, т. е. во внутрь, так же сгибаем все припуски

. Теперь переворачиваем наш шаблон так, чтоб припуски остались внизу. У вас в корзинах лежат мнеоквадраты, наша задача приклеить эти картины на все стороны куба. переворачиваем картинку, наносим клей и аккуратно приклеиваем к любой грани куба. Картинки приклеиваем в любой последовательности.

А теперь можно начинать формировать куб. По очереди с припусков отклеиваем пленку скотча и попарно склеиваем стороны между собой. У нас в конце останутся три свободных припуска, как крышка куба, теперь аккуратно приклеиваем верхнюю крышку нашего куба.

Чтобы куб был прочным и долговечным я дополнительно обклеиваю их скотчем.

Вот и готовы наши мнемокубики.

Итак, у вас получилось 6 кубиков, и вот первая игра, которую мы играем с детьми сразу после изготовления кубиков: собрать обложку к одной из книг Татьяны Борисовны Пегановой. В нашем случае к книге «Как Ивашко балей стал…» Для этого я предлагаю внимательно рассмотреть все грани куба и за одним столом собрать обложку?

Давайте попробуем собрать обложку за вторым столом.

Вот по такому принципу создается куб.

16 слайд

5 этап – дидактические игры по развитию речи. На этом этапе мы уже начинаем играть в дид. игры используя наши мнемокубики.

Например, Д\и «Подбери картинку», давайте в нее поиграем и для игры возьмем книгу вторую книгу Т. Б. Пегановой «Гусарская пуговица».

Ход игры: ведущий читает отрывок, а ребенок должен подобрать к нему кубик с подходящей картинкой и сказать к какой части рассказа относится этот эпизод. (начало, середина, конец).

17 слайд

«Наоборот»

Ход игры: воспитатель не просто читает начало предложения, а переформулирует его в вопрос.

Пример: Когда наступила ночь и в доме всё стихло, Надя потихоньку вышла из комнаты и побежала на конюшню.

Воспитатель : Что сделала Надя, когда наступила ночь и в доме всё стихло?

Ребенок: Когда наступила ночь и в доме все стихло, Надя побежала на конюшню (Надя отправилась на конюшню, Надя тихонько вышла из дома…).

Точное воспроизведение предложения не обязательно, главное стимулировать речевую деятельность детей.

18 слайд

Вам предлагаю поиграть в Д\и «Собери цепочку»

Ход игры: я показываю опорную картину, и спрашиваю, Ребята, как вы думаете, к какой книге относится эта картина? Найдите пожалуйста мнемокубик с такой же картиной. Ваша задача выстроить из мнемокубиков цепочку событий относящихся к этой картине.

Изображение ягненка: в центре кубик с изображением ягненка и внизу выстраиваете ряд (цепочку) из остальных кубиков. (можно использовать два кубика или же все 6). Т. е как Ивашко стал балей? После чего?

Ягненок – курная изба- ледоход- новая изба

Ребята, как вы думаете, к какой книге относится эта картина? Найдите пожалуйста мнемокубик с такой же картиной. Ваша задача выстроить из мнемокубиков цепочку событий относящихся к этой картине

Алкид – Астахов- Надя с Алкидом – гусар Как появился Алкид, какой он был, как Надя с ним дружила.

Воспитатель и слушатели могут задавать вопросы, или предложить добавить еще один куб (эпизод, таким образом вызывая ребенка на контакт и общение.

19 слайд

6 этап – пересказ. После всех этапов и игр дети начинаю учиться пересказывать всю книгу.

Д\и «Крутись, вертись, на бок ложись»

Ход игры: мнемокубики все перепутаны (из двух книг)ребенок закрытыми глазами берет любой куб крутит в руках кубик и говорит слова «Крутись, вертись, на бок ложись». Опускает кубик на стол, открывает глаза и говорит что изображено на кубе, называет книгу, автора и начинает, пересказывает эпизод, а воспитатель наводящими вопросами довивается того, чтоб ребенок рассказал содержание всей книги.

20 слайд

Д\и «История в картинках»

Ход игры: ребенок выстраивает из кубиков последовательность событий своего рассказа и пересказывает.

21 слайд

Д\и «Колесо истории»

Ход игры: дети стоят или сидят кругом. Куб передают по цепочке, произнося любую знакомую считалочку. Ребёнок, на котором остановилась считалочка, находит начало и начинает пересказ.

Мы с вами на этом этапе останавливаться не будем, так как все уже знаем содержание этой книги, и естественно сможем пересказать.

Вот по такому принципу у нас идет работа с мнемокубиками.

22 слайд

В конце учебного года мы провели повторную диагностику. В ходе исследования речи у детей подготовительной группы мы вывили, что у трех детей с низким уровнем развития связной речи : нет логической последовательности в содержании своего рассказа, неправильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях, однообразие лексики, повторение одних и тех же слов.

В группу со средним уровнем развития связной речи отнесли четырнадцать детей, которые делали различные ошибки в грамматическом или звуковом произношении, были заминки и паузы.

Высокий уровень развития речи показали восемь детей, их рассказы были содержательными, выразительны, грамматически правильны.

23 слайд

Заключение

Используя в своей работе мнемокубики на протяжении учебного года, можно отметить, что постепенно память дошкольников укрепилась, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, запоминание проходит легче и эмоциональнее. Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.

Таким образом, с помощью мнемокубиков удалось достичь следующих результатов:

У детей появилось желание пересказывать тексты, у них совершенствовалась монологическая и диалогическая форма связной речи, дети стали использовать в речи распространенные предложения,

Научились придерживаться структуры повествования, словарный запас вышел на более высокий уровень; дети стали преодолевать робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

24 слайд

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста Пояснительная записка “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать.

Опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму Подготовка дошкольника к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к обучению в школе. Письмо требует слаженной работы мелких.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования приема мнемотехники» Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить свой опыт работы. Свое выступление я хотела бы начать словами известного педагога:.

Конспект итогового занятия по развитию связной речи на тему «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Конспект итогового занятия на тему «Зима» для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками,.

Опыт работы в старшей группе на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувствии мыслей,.

Опыт работы воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение передового педагогического опыта. Содержание. №пп Содержание № страницы 1 Условия возникновения и становления опыта 3 2 Актуальность.

Перспективный план по развитию связной речи-описания детей старшего дошкольного возраста Дата Образовательная деятельность цель Сентябрь Речевая игра «Какой?». Рассказывание на тему «Я и моя семья» по мнемотаблице Закрепление.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через творческие формы работы» План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через творческие формы работы» Воспитатель.

Опыт работы «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Выступление на педагогическом совете №3 «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 18:38
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Чулпан Гайсина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД