Лариса Стрельцова
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через творческие формы работы»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через творческие формы работы»
Воспитатель Стрельцова Лариса Александровна
2019-2020 уч. год
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста через творческие формы работы (старшая группа)
Актуальность темы:
Публикация «План по самообразованию „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через творческие формы работы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи детей в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Как показала практика, словарный запас детей беден. Дети испытывают трудности при пересказывании текста, повторяют пересказ других детей, мало эмоциональны.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы с помощью карт Проппа, мнемотаблиц.
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта;
- раскрытие творческих способностей детей.
Перспективный план работы.
Месяц Содержание работы Практический выход
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме.
Подбор дидактических игр и упражнений. Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь
Ноябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем, карт Проппа, мнемотаблиц.
Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;
«Пушок» Г. Скребицкого.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.
Консультация для родителей:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Декабрь
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Январь
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
День открытых дверей. Посещение родителями занятия по развитию речи.
Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
Апрель
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
Конкурс чтецов.
Май Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Видеозапись «Сочиняем сказку». Презентация на родительском собрании.
.
Список использованной литературы:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
2. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
3. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.