Татьяна Филатова
Опыт работы воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение передового педагогического опыта.
Содержание.
№пп Содержание № страницы
1 Условия возникновения и становления опыта 3
2 Актуальность 4
3 Ведущая педагогическая идея 5
4 Теоретическая база 5
5 Новизна 10
6 Технология опыта 11
7 - цели и задачи 10
8 - длительность работы над опытом 12
9 -диапазон опыта 13
10 - просветительская работа с родителями 15
11 Результативность 16
12 Адресная направленность 20
13 Литература 21
14 Приложение 23
Условия возникновения и становления опыта.
Публикация «Опыт работы воспитателя „Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Эдисон.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10», расположен по адресу : Владимирская область, город Вязники, переулок Советский 4. В настоящее время функционирует 3 группы в количестве 64 человека: группа раннего возраста -18 чел, средняя группа – 22 человека, старшая группа – 24 человека.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования
рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
У детей в современном электронном мире слабо развивается логика, множество логических операций выполняет за них электронная техника. Это отмечалось и в нашем дошкольном учреждении. Поэтому возникла необходимость подбора необходимых игр и пособий, разработки методического материала для решения данной проблемы.
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Важнейшая задача цивилизации- научить человека мыслить».
Томас Эдисон.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.
Ведущая педагогическая идея.
В соответствие с современными тенденциями развития образованиями опираясь, на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, выпускник из детского сада - любознательный, активный, понимающий живое, обладающий способностью решать интеллектуальные задачи.
Идея заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе технологии моделирования. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. И самый эффективный метод -использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время -основного вида деятельности дошкольников.
Проследив эффективность использования игры в развитии логических способностей, мною было принято решение более углубленно изучить воздействие техники моделирования на развитие логических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Осознав актуальность вопроса развития способностей, я пришла к выводу, что не достаточно развивать способности только на специально организованных занятиях. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности и в свободное самостоятельное время детей старшего дошкольного возраста.
Благоприятные условия дляразвития интеллекта ребёнка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры обеспечивает ребёнку высокий уровень развития мыслительных процессов.
Теоретическая база
Для решения проблемы развития логического занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель, М. Берцфаи, М. Монтессори, Ж. Пиаже, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. И. Мещеряков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Семёнов, Б. М. Кедров, Н. В. Григорян, Л. М. Фридман, Н. А. Подгорецкая и др.
В современной педагогике вопросами логического мышления занимались:
• В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей, а создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.
• Джон Кюизенер - цветные счетные палочки.
• Золтан Дьенеш, основываясь на богатом личном педагогическом опыте и результатах исследований в сфере психологии, разработал теорию 6 этапов (свободная игра, правила игры, сравнение, репрезантативная стадия – применение таблиц, диаграмм, схем и др, символическая – использование символов в игре, формализация – основываясь на вариантах решения задач, ребенок самостоятельно делает выводы) изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.
• Никитин Борис Павлович –советский и российский педагог, один из основоположников методики раннего развития и педагогики сотрудничества. Разработал десятки интеллектуальных игр (Сложи узор, уникуб, кирпичики, дроби, сложи квадрат и др).
Психологические исследования ученых доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5-6 летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития логического мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности. Вне обучения, вне активной передачи накопленного опыта не может осуществляться полноценное развитие.
Мышление-это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому мышление и речь взаимосвязаны. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому важно его развивать с детства.
Мышление развивается в 3 этапа:
• Наглядно-действенное (когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования) – ранний возраст
• Наглядно-образное - (ребенок мыслит при помощи образов, с помощью представлений, явлений, предметов)- дошкольный возраст
• Словесно-логическое – (мысль в уме, с помощью понятий, рассуждений, слов) – старший дошкольный возраст.
Если у ребенка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, тем самым он добивается успехов в жизни.
К основным мыслительным операциям учёные относят:
1. Анализ.
2. Синтез.
3. Сравнение.
4. Абстракция.
5. Конкретизация.
6. Обобщение.
Развитие ребенка и его обучение должно осуществляться через соответствующее данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. Для дошкольника – это ИГРА.
Одними из развивающих логическое мышление игр являются:
• серии игр с блоками Дьенеша
• серии игр с палочками Кюизенера
• логические игр-головоломки: Танграм, Пифагор, Колумбово яйцо и др
• Д/и «Сложи узор»
А также важное место в развитии логического мышления занимают методы:
• Составление интеллект-карты
• мнемотаблицы
Новизна
Новизна педагогического опыта, опираясь на ФГОС, в разработке планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию внимания, памяти, восприятию детей старшего дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода, в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;
в комплексном использовании занимательного дидактического материала (логического содержания) через организацию разнообразных форм детской деятельности.
Технология опыта.
Цель педагогического опыта
Способствовать развитию у старших дошкольников познавательной активности, формированию мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, абстракции, конкретизации, обобщения, развитию умения устанавливать логические связи и закономерности, умению рассуждать и делать выводы через моделирование.
Задачи:
• Формировать у детей старшего дошкольного возраста умения владеть логическими операциями: анализ, синтез, сравнение, абстракции, конкретизации, обобщения.
• Формировать у детей старшего дошкольного возраста умение устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать у старших дошкольников любознательность, желание и умение задавать вопросы.
• Развивать самостоятельность и инициативность в выборе игр и действий.
• Воспитать у старших дошкольников готовность к обучению в школе, настойчивость в преодолении трудностей.
Работая над темой «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через методы моделирования», я постаралась показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте.
Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.
Работа над темой привела к достижению намеченной цели. Для этого необходимо выполнение условий:
- стимулировать практическую деятельность;
- развивать способности к мыслительным операциям;
- развитие самостоятельности;
- создание предметно – развивающей среды;
- содействовать овладению родителями методами использование дидактических игр и упражнений.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяют достичь определенных результатов. Дети овладеют способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно-следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.
Длительность работы над опытом
Работа по развитию логического мышления дошкольников была разделена на 3 этапа:
1 этап - начальный (констатирующий) – 2016 год
2этап - основной (формирующий) – 2017 - 2019 годы
3 этап - заключительный (контрольный) –2019 год
1. Подготовительный этап:
• определение основных критериев диагностики согласно «программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой Т. М., разработка оценки уровня развития логического мышления старших дошкольников (Приложение):
• выявление исходного уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе были подобраны диагностические методики обследования детей Битяновой М. –Гуткиной Н. И. (Приложение)Михайловой З. А. (Приложение)
• создание предметно-развивающей среды в группе. Оформление уголка «Развивающие игры» в соответствии с гигиеническими и дидактическими требованиями.
• педагогическое просвещение родителей включает в себя:
- коллективные и индивидуальные беседы;
- консультации («Несколько золотых правил для родителей», «Как играть с логическими блоками Дьенеша», «Чем занять ребенка дома») (Приложение)
- выставка методической литературы и пособий по теме опыта;
- анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребенка». (Приложение)
2. Основной этап.
Внедрение системы работы по использованию дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников предполагает следующие мероприятия:
- составление перспективного плана работы по формированию логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (Приложение)
- составление плана - схемы использования развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности детей (Приложение);
- организация и проведение непосредственно образовательной деятельности в течение учебного года.
- систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам деятельности.
- организация индивидуальной работы – в течение года;
3. Заключительный этап.
- проведение итоговой диагностики по результатам внедрения передового педагогического опыта (Приложение);
- подведение итогов и результатов работы;
- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»;
- представление передового педагогического опыта и практических материалов среди педагогов ДОУ (Приложение);
• проведение семинара–практикума на районном методическом объединении педагогов по теме «Составление интеллект-карт для речевого развития детей дошкольного возраста» (Приложение);
• проведение семинара-практикума на районном методическом объединении педагогов по теме «Моделирование в развитии математических способностей детей» (Приложение)
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен дидактической системой работы воспитателя по развитию у дошкольников мышления от наглядно-образного к логическому в образовательной деятельности как в ДОУ, так и дома.
В своей работе я использую:
• серии игр с блоками Дьенеша
• серии игр с палочками Кюизенера
• логические игр-головоломки: Танграм, Пифагор, Колумбово яйцо и др
• Д/и «Сложи узор»
• Интеллект-карты
• мнемотаблицы
Начали с простого -знакомства с блоками Дьенеша. Выкладывался набор, а ребенок играл с ним. Дети с помощью блоков закреплялизнания простейших геометрических форм, понятий "большой - маленький", "толстый - тонкий", "такой же", "не такой", деление на группы по свойствам, выкладывание по определенным правилам,перестроение и др. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учились сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Для занятий с блоками Дьенешая использовала альбомы, предназначенные для разных возрастов. С детьми постарше проводилисьне только игры, но и НОДс использованием пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет); «Поиск затонувшего клада»(5-8лет). Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дидактический материал способствует развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.
Параллельно в играх и НОД с детьми использовала палочки Кюизенера. На начальном этапепалочки использовались как игровой материал. Дети играли с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомились с цветами, размерами и формами. На втором этапепалочки уже выступали как пособие для маленьких математиков в НОД. И тут дети учились постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий: знакомились с числом, его составом, решали логические задачи по обобщению, замещению, комбинированию.
В игре с кубиками Никитина «Сложи узор»дети выполняли 3 вида заданий. Сначала учились по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем, глядя на кубики, нарисовали узор, который они образуют. И третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких ещё нет в пособии, т. е. выполнять творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий.
В НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи очень широко использовался метод Интеллект-карт и мнемотаблицы. На начальном этапе «ознакомление с материалом» интеллект-карта или мнемотаблица являлась помощником для запоминания и составлялась мной. А затем дети уже сами составляли такие таблицы и карты, что служило уже контролем их знаний. Кроме того в эту работу широко включались родители, что побуждало их к закреплению знаний у ребят.
Где использовались мнемотаблицы?
В развитии речи:
• Обогащение словарного запаса
• Обучение пересказу
• Составление рассказов
• Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
• Отгадывание загадок.
В ФЭМП:
• Составление задач
• Описание геометрических фигур
• Составление карты пути
В ИЗО:
• Порядок нанесения рисунка
• Порядок лепки
• Порядок оригами
При ознакомлении с окружающим:
• Составление рассказах об объекте
• В трудовой деятельности и самобслуживании
Интеллект карты широко использовались при ознакомлении детей с окружающим. Кроме того дети постоянно стремились более углубить ту или иную тему при составлении карты. Даже родители были увлечены составлением.
Просветительская работа с родителями
велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации, где в течение года имели возможность познакомиться с материалом об особенностях развития логического мышления детей дошкольного возраста при помощи игр-головоломок, блоков Дьенеша, кубиков Никитина, интеллект-карт и мнемотаблиц.
Формы работы с родителями:
• Консультация о подборе развивающих игр для детей5-7 лет.
• Индивидуальные беседы с рекомендациям.
• Родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности с целью обратить внимание родителей на мыслительную сторону развития дошкольников.
• Рекомендации по выбору и приобретению развивающих игр для детей дошкольного возраста.
• Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.
• Разъяснительная и образовательная работа.
Игры и упражнения с логическими блоками мы предлагаем детям совместной и индивидуальной образовательной деятельности. Для закрепления полученных знаний в группе ДОУ создан уголок развивающих игр. Находясь в группе большую часть времени, ребёнок может в удобный момент взять интересующий его материал и без помощи взрослого позаниматься с ним, а затем убедиться в правильности выполнения задания самостоятельно.
Такие задания, как поиск признаков отличия уобъектов, групп объектов, поиск недостающего или лишнего объекта, способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
Один из основных залогов успешного обучения детей – использование в работе наглядного материала. Он способствует привлечению внимания, развивает наглядно-образное мышление, стимулирует познавательную активность ребенка.
Развитие логического мышления зависит еще и от создания условий, которые стимулируют познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательных игр, где располагаются пособия и игры для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. В нем располагаются различные дидактические игры и конструкторы.
Результативность.
Исследование проводилось по методике Битяновой М. и Гуткиной О. «Диагностика уровня логического мышления», которая позволяет выявить умения детей владеть следующими логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Сложность опыта в том, что часть детей менялись, т. к. группы разновозрастные, поэтому результаты мониторинга немного нестабильные.
Итоги диагностики Логического мышления по Гуткиной О.
Осень
2016. Весна
2017г Весна
2018 Весна
2019
В 0 33 50 68
С 22 44 50 26
Н 78 23 0 5
Результаты диагностики по методике Битяновой М. Р.
Осень
2016. Весна
2017г Весна
2018 Весна
2019
В 0 50 58 75
С 64 50 42 21
Н 36 0 0 4
На начало опыта мониторинг логического мышления у детей старшего возраста: средний уровень развития логического мышления у детей группы – (43%, низкий уровень развития логического мышления у детей группы – (57%, высокого нет совсем.
1. У ребят слабо развита познавательная активность.
2. Недостаточно хорошо владеют мыслительными операциями: не умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству, слабо могут применить знания и умения в решении проблемно - игровых и практических задач.
3. Дети этой группы плохо рассуждают, делают выводы.
К концу проведенной работы:
Осень
2016. Весна
2017г Весна
2018 Весна
2019
В 0 42 54 72
С 43 47 46 24
Н 57 11 0 4
1. У большинства ребят 96% достаточно хорошо сформированы мыслительные операции, особенно анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Дети достаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству, дети достаточно хорошо сравнивают предметы по пространственным признакам; устанавливают логические связи, закономерности, умеют рассуждать, делать выводы.
2. Достаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности.
3. Лишь у некоторых детей вызвали трудности в рассуждениях и выводах, хотя большинство логических операций (анализ, синтез, сравнение и обобщение) они могли выполнить.
Вывод по результатам исследования: высокий уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста – (72%, средний уровень – (24%, низкий уровень – (4%).
Выводы
Опыт показал эффективность использования логических игр в работе с детьми дошкольного возраста для:
• развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, синтезировать, кодировать и декодировать информацию;
• ознакомления детей с геометрическими фигурами, способами их сочетания и формой предметов, размером;
• усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
Адресная направленность.
Данный опыт работы могут использовать:
• педагоги,
• психологи,
• родители.
Делюсь опытом.
Дата Тема Форма участия
Ноябрь 2018 МО. «Интеллектуальные карты для речевого развития детей дошкольного возраста» Сообщение-презентация,
семинар-практикум
Март 2019 МО. «Моделирование в развитии математических способностей детей дошкольного возраста» Сообщение-презентация,
семинар-практикум,
Показ практической деятельности из опыта работы.
Размещение практического материала передового педагогического материалыопыта на сайте. В блоге на своей странице в МААМ разместила материалы:
1) «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента».
•
• Презентации: «Интеллект-карты, как средство развития дошкольника», «Моделирование в развитии математических представлений дошкольников».
Планы на будущее.
• Планирую использовать и дальше данную методику.
• Более углубленно заниматься с ребятами составлением интеллект-карт, как закрепление изученного материала и развития речи детей.
• Развивать логические способности посредствам моделирования.
Литература:
1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1989.- 127с.
2. Воспитателю о детской игре: Порсобие для воспитателей детского сада под ред. Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 1982.- 128., ил.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. _ М., 1956.
4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – Педагогика – Пресс, 1999.
6. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000.
7. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М. : Академия, 2002.
8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (старшая группа, М. : Просвещение, 1982.-96с.
9. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
10. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М. : МПСИ, ФЛИНТА, 2003.