МААМ-картинки

Опыт работы воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Филатова
Опыт работы воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение передового педагогического опыта.

Содержание.

№пп Содержание № страницы

1 Условия возникновения и становления опыта 3

2 Актуальность 4

3 Ведущая педагогическая идея 5

4 Теоретическая база 5

5 Новизна 10

6 Технология опыта 11

7 - цели и задачи 10

8 - длительность работы над опытом 12

9 -диапазон опыта 13

10 - просветительская работа с родителями 15

11 Результативность 16

12 Адресная направленность 20

13 Литература 21

14 Приложение 23

Условия возникновения и становления опыта.

Публикация «Опыт работы воспитателя „Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Эдисон.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10», расположен по адресу : Владимирская область, город Вязники, переулок Советский 4. В настоящее время функционирует 3 группы в количестве 64 человека: группа раннего возраста -18 чел, средняя группа – 22 человека, старшая группа – 24 человека.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования

рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

У детей в современном электронном мире слабо развивается логика, множество логических операций выполняет за них электронная техника. Это отмечалось и в нашем дошкольном учреждении. Поэтому возникла необходимость подбора необходимых игр и пособий, разработки методического материала для решения данной проблемы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

«Важнейшая задача цивилизации- научить человека мыслить».

Томас Эдисон.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.

Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.

Ведущая педагогическая идея.

В соответствие с современными тенденциями развития образованиями опираясь, на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, выпускник из детского сада - любознательный, активный, понимающий живое, обладающий способностью решать интеллектуальные задачи.

Идея заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе технологии моделирования. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. И самый эффективный метод -использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время -основного вида деятельности дошкольников.

Проследив эффективность использования игры в развитии логических способностей, мною было принято решение более углубленно изучить воздействие техники моделирования на развитие логических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Осознав актуальность вопроса развития способностей, я пришла к выводу, что не достаточно развивать способности только на специально организованных занятиях. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности и в свободное самостоятельное время детей старшего дошкольного возраста.

Благоприятные условия дляразвития интеллекта ребёнка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры обеспечивает ребёнку высокий уровень развития мыслительных процессов.

Теоретическая база

Для решения проблемы развития логического занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель, М. Берцфаи, М. Монтессори, Ж. Пиаже, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. И. Мещеряков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Семёнов, Б. М. Кедров, Н. В. Григорян, Л. М. Фридман, Н. А. Подгорецкая и др.

В современной педагогике вопросами логического мышления занимались:

• В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей, а создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.

• Джон Кюизенер - цветные счетные палочки.

• Золтан Дьенеш, основываясь на богатом личном педагогическом опыте и результатах исследований в сфере психологии, разработал теорию 6 этапов (свободная игра, правила игры, сравнение, репрезантативная стадия – применение таблиц, диаграмм, схем и др, символическая – использование символов в игре, формализация – основываясь на вариантах решения задач, ребенок самостоятельно делает выводы) изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.

• Никитин Борис Павлович –советский и российский педагог, один из основоположников методики раннего развития и педагогики сотрудничества. Разработал десятки интеллектуальных игр (Сложи узор, уникуб, кирпичики, дроби, сложи квадрат и др).

Психологические исследования ученых доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5-6 летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития логического мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности. Вне обучения, вне активной передачи накопленного опыта не может осуществляться полноценное развитие.

Мышление-это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому мышление и речь взаимосвязаны. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому важно его развивать с детства.

Мышление развивается в 3 этапа:

• Наглядно-действенное (когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования) – ранний возраст

• Наглядно-образное - (ребенок мыслит при помощи образов, с помощью представлений, явлений, предметов)- дошкольный возраст

• Словесно-логическое – (мысль в уме, с помощью понятий, рассуждений, слов) – старший дошкольный возраст.

Если у ребенка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, тем самым он добивается успехов в жизни.

К основным мыслительным операциям учёные относят:

1. Анализ.

2. Синтез.

3. Сравнение.

4. Абстракция.

5. Конкретизация.

6. Обобщение.

Развитие ребенка и его обучение должно осуществляться через соответствующее данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. Для дошкольника – это ИГРА.

Одними из развивающих логическое мышление игр являются:

• серии игр с блоками Дьенеша

• серии игр с палочками Кюизенера

• логические игр-головоломки: Танграм, Пифагор, Колумбово яйцо и др

• Д/и «Сложи узор»

А также важное место в развитии логического мышления занимают методы:

• Составление интеллект-карты

• мнемотаблицы

Новизна

Новизна педагогического опыта, опираясь на ФГОС, в разработке планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию внимания, памяти, восприятию детей старшего дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода, в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;

в комплексном использовании занимательного дидактического материала (логического содержания) через организацию разнообразных форм детской деятельности.

Технология опыта.

Цель педагогического опыта

Способствовать развитию у старших дошкольников познавательной активности, формированию мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, абстракции, конкретизации, обобщения, развитию умения устанавливать логические связи и закономерности, умению рассуждать и делать выводы через моделирование.

Задачи:

• Формировать у детей старшего дошкольного возраста умения владеть логическими операциями: анализ, синтез, сравнение, абстракции, конкретизации, обобщения.

• Формировать у детей старшего дошкольного возраста умение устанавливать причинно-следственные связи.

• Развивать у старших дошкольников любознательность, желание и умение задавать вопросы.

• Развивать самостоятельность и инициативность в выборе игр и действий.

• Воспитать у старших дошкольников готовность к обучению в школе, настойчивость в преодолении трудностей.

Работая над темой «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через методы моделирования», я постаралась показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте.

Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.

Работа над темой привела к достижению намеченной цели. Для этого необходимо выполнение условий:

- стимулировать практическую деятельность;

- развивать способности к мыслительным операциям;

- развитие самостоятельности;

- создание предметно – развивающей среды;

- содействовать овладению родителями методами использование дидактических игр и упражнений.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяют достичь определенных результатов. Дети овладеют способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно-следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.

Длительность работы над опытом

Работа по развитию логического мышления дошкольников была разделена на 3 этапа:

1 этап - начальный (констатирующий) – 2016 год

2этап - основной (формирующий) – 2017 - 2019 годы

3 этап - заключительный (контрольный) –2019 год

1. Подготовительный этап:

• определение основных критериев диагностики согласно «программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой Т. М., разработка оценки уровня развития логического мышления старших дошкольников (Приложение):

• выявление исходного уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе были подобраны диагностические методики обследования детей Битяновой М. –Гуткиной Н. И. (Приложение)Михайловой З. А. (Приложение)

• создание предметно-развивающей среды в группе. Оформление уголка «Развивающие игры» в соответствии с гигиеническими и дидактическими требованиями.

• педагогическое просвещение родителей включает в себя:

- коллективные и индивидуальные беседы;

- консультации («Несколько золотых правил для родителей», «Как играть с логическими блоками Дьенеша», «Чем занять ребенка дома») (Приложение)

- выставка методической литературы и пособий по теме опыта;

- анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребенка». (Приложение)

2. Основной этап.

Внедрение системы работы по использованию дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников предполагает следующие мероприятия:

- составление перспективного плана работы по формированию логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (Приложение)

- составление плана - схемы использования развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности детей (Приложение);

- организация и проведение непосредственно образовательной деятельности в течение учебного года.

- систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам деятельности.

- организация индивидуальной работы – в течение года;

3. Заключительный этап.

- проведение итоговой диагностики по результатам внедрения передового педагогического опыта (Приложение);

- подведение итогов и результатов работы;

- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»;

- представление передового педагогического опыта и практических материалов среди педагогов ДОУ (Приложение);

• проведение семинара–практикума на районном методическом объединении педагогов по теме «Составление интеллект-карт для речевого развития детей дошкольного возраста» (Приложение);

• проведение семинара-практикума на районном методическом объединении педагогов по теме «Моделирование в развитии математических способностей детей» (Приложение)

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен дидактической системой работы воспитателя по развитию у дошкольников мышления от наглядно-образного к логическому в образовательной деятельности как в ДОУ, так и дома.

В своей работе я использую:

• серии игр с блоками Дьенеша

• серии игр с палочками Кюизенера

• логические игр-головоломки: Танграм, Пифагор, Колумбово яйцо и др

• Д/и «Сложи узор»

• Интеллект-карты

• мнемотаблицы

Начали с простого -знакомства с блоками Дьенеша. Выкладывался набор, а ребенок играл с ним. Дети с помощью блоков закреплялизнания простейших геометрических форм, понятий "большой - маленький", "толстый - тонкий", "такой же", "не такой", деление на группы по свойствам, выкладывание по определенным правилам,перестроение и др. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учились сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Для занятий с блоками Дьенешая использовала альбомы, предназначенные для разных возрастов. С детьми постарше проводилисьне только игры, но и НОДс использованием пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет); «Поиск затонувшего клада»(5-8лет). Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дидактический материал способствует развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.

Параллельно в играх и НОД с детьми использовала палочки Кюизенера. На начальном этапепалочки использовались как игровой материал. Дети играли с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомились с цветами, размерами и формами. На втором этапепалочки уже выступали как пособие для маленьких математиков в НОД. И тут дети учились постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий: знакомились с числом, его составом, решали логические задачи по обобщению, замещению, комбинированию.

В игре с кубиками Никитина «Сложи узор»дети выполняли 3 вида заданий. Сначала учились по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем, глядя на кубики, нарисовали узор, который они образуют. И третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких ещё нет в пособии, т. е. выполнять творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий.

В НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи очень широко использовался метод Интеллект-карт и мнемотаблицы. На начальном этапе «ознакомление с материалом» интеллект-карта или мнемотаблица являлась помощником для запоминания и составлялась мной. А затем дети уже сами составляли такие таблицы и карты, что служило уже контролем их знаний. Кроме того в эту работу широко включались родители, что побуждало их к закреплению знаний у ребят.

Где использовались мнемотаблицы?

В развитии речи:

• Обогащение словарного запаса

• Обучение пересказу

• Составление рассказов

• Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок

• Отгадывание загадок.

В ФЭМП:

• Составление задач

• Описание геометрических фигур

• Составление карты пути

В ИЗО:

• Порядок нанесения рисунка

• Порядок лепки

• Порядок оригами

При ознакомлении с окружающим:

• Составление рассказах об объекте

• В трудовой деятельности и самобслуживании

Интеллект карты широко использовались при ознакомлении детей с окружающим. Кроме того дети постоянно стремились более углубить ту или иную тему при составлении карты. Даже родители были увлечены составлением.

Просветительская работа с родителями

велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации, где в течение года имели возможность познакомиться с материалом об особенностях развития логического мышления детей дошкольного возраста при помощи игр-головоломок, блоков Дьенеша, кубиков Никитина, интеллект-карт и мнемотаблиц.

Формы работы с родителями:

• Консультация о подборе развивающих игр для детей5-7 лет.

• Индивидуальные беседы с рекомендациям.

• Родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности с целью обратить внимание родителей на мыслительную сторону развития дошкольников.

• Рекомендации по выбору и приобретению развивающих игр для детей дошкольного возраста.

• Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.

• Разъяснительная и образовательная работа.

Игры и упражнения с логическими блоками мы предлагаем детям совместной и индивидуальной образовательной деятельности. Для закрепления полученных знаний в группе ДОУ создан уголок развивающих игр. Находясь в группе большую часть времени, ребёнок может в удобный момент взять интересующий его материал и без помощи взрослого позаниматься с ним, а затем убедиться в правильности выполнения задания самостоятельно.

Такие задания, как поиск признаков отличия уобъектов, групп объектов, поиск недостающего или лишнего объекта, способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

Один из основных залогов успешного обучения детей – использование в работе наглядного материала. Он способствует привлечению внимания, развивает наглядно-образное мышление, стимулирует познавательную активность ребенка.

Развитие логического мышления зависит еще и от создания условий, которые стимулируют познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательных игр, где располагаются пособия и игры для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. В нем располагаются различные дидактические игры и конструкторы.

Результативность.

Исследование проводилось по методике Битяновой М. и Гуткиной О. «Диагностика уровня логического мышления», которая позволяет выявить умения детей владеть следующими логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Сложность опыта в том, что часть детей менялись, т. к. группы разновозрастные, поэтому результаты мониторинга немного нестабильные.

Итоги диагностики Логического мышления по Гуткиной О.

Осень

2016. Весна

2017г Весна

2018 Весна

2019

В 0 33 50 68

С 22 44 50 26

Н 78 23 0 5

Результаты диагностики по методике Битяновой М. Р.

Осень

2016. Весна

2017г Весна

2018 Весна

2019

В 0 50 58 75

С 64 50 42 21

Н 36 0 0 4

На начало опыта мониторинг логического мышления у детей старшего возраста: средний уровень развития логического мышления у детей группы – (43%, низкий уровень развития логического мышления у детей группы – (57%, высокого нет совсем.

1. У ребят слабо развита познавательная активность.

2. Недостаточно хорошо владеют мыслительными операциями: не умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству, слабо могут применить знания и умения в решении проблемно - игровых и практических задач.

3. Дети этой группы плохо рассуждают, делают выводы.

К концу проведенной работы:

Осень

2016. Весна

2017г Весна

2018 Весна

2019

В 0 42 54 72

С 43 47 46 24

Н 57 11 0 4

1. У большинства ребят 96% достаточно хорошо сформированы мыслительные операции, особенно анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Дети достаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству, дети достаточно хорошо сравнивают предметы по пространственным признакам; устанавливают логические связи, закономерности, умеют рассуждать, делать выводы.

2. Достаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности.

3. Лишь у некоторых детей вызвали трудности в рассуждениях и выводах, хотя большинство логических операций (анализ, синтез, сравнение и обобщение) они могли выполнить.

Вывод по результатам исследования: высокий уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста – (72%, средний уровень – (24%, низкий уровень – (4%).

Выводы

Опыт показал эффективность использования логических игр в работе с детьми дошкольного возраста для:

• развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, синтезировать, кодировать и декодировать информацию;

• ознакомления детей с геометрическими фигурами, способами их сочетания и формой предметов, размером;

• усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;

Адресная направленность.

Данный опыт работы могут использовать:

• педагоги,

• психологи,

• родители.

Делюсь опытом.

Дата Тема Форма участия

Ноябрь 2018 МО. «Интеллектуальные карты для речевого развития детей дошкольного возраста» Сообщение-презентация,

семинар-практикум

Март 2019 МО. «Моделирование в развитии математических способностей детей дошкольного возраста» Сообщение-презентация,

семинар-практикум,

Показ практической деятельности из опыта работы.

Размещение практического материала передового педагогического материалыопыта на сайте. В блоге на своей странице в МААМ разместила материалы:

1) «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента».

• Презентации: «Интеллект-карты, как средство развития дошкольника», «Моделирование в развитии математических представлений дошкольников».

Планы на будущее.

• Планирую использовать и дальше данную методику.

• Более углубленно заниматься с ребятами составлением интеллект-карт, как закрепление изученного материала и развития речи детей.

• Развивать логические способности посредствам моделирования.

Литература:

1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1989.- 127с.

2. Воспитателю о детской игре: Порсобие для воспитателей детского сада под ред. Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 1982.- 128., ил.

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. _ М., 1956.

4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – Педагогика – Пресс, 1999.

6. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000.

7. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М. : Академия, 2002.

8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (старшая группа, М. : Просвещение, 1982.-96с.

9. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.

10. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М. : МПСИ, ФЛИНТА, 2003.

Публикации по теме:

Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Актуальность: Именно с логического мышления начинается.

Игровой занимательный материал как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху активной информатизации и компьютеризации и уже наравне со взрослыми владеют различными гаджетами, планшетами,.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Подарю тебе игру» В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Консультация для родителей. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста .

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр» Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

Опыт работы воспитателя по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями» Опыт работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 комбинированного вида» городского.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений».

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Аннотация. В дошкольном возврате игра – основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка.

Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 12:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Филатова (УИ 256954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД