Наталья Перевезенцева
Опыт работы «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете №3 «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
На тему: «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»(из опыта работы)
Публикация «Опыт работы „Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель:
Перевезенцева Наталья Петровна
Дата проведения: 31.01.2019г.
Актуальность моего выступления заключается в том, что развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребёнка. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических познавательных процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и познавательных функций в этот период. Наукой доказано, что без речевого общения и познания окружающего, т. е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Практическая значимость моего выступления состоит в том, что именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить связно, излагать мысли и чувства, помочь научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.
Инновационная направленность заключается в использовании различных методов:
• наглядный (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций);
• словесный (беседы, чтение художественной литературы);
• практический (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе);
• интегрированный - этот метод вариативный:
а) полная интеграция (экологическое воспитание с использованием: художественной литературы, художественно-эстетического развития, музыкального воспитания, физического развития);
б) частичная интеграция (использование: художественной литературы и художественно-эстетического развития);
в) интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Цель моего выступления: повышение компетентности педагогов по развитию речи детей в процессе экологического воспитания.
В работе с детьми ставились задачи:
• Совершенствование монологической и диалогической речи детей.
• Обогащение и активизация словаря.
• Индивидуальная работа с детьми.
• Развитие познавательной сферы личности дошкольников как одного из компонентов экологической культуры.
• Обогащение познавательного, литературного и деятельностного опыта ребёнка.
• Стимулирование интереса к самостоятельному сочинению, создание разнообразных видов творческих рассказов, в процессе поисково-познавательной деятельности в природе.
• Формирование эмоционально-чувственной сферы личности, развитие образной речи, учить рассказывать выразительно, прививать культуру общения.
• Формировать познавательный и позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
• Научить дошкольника понимать взаимосвязи в природе и место человека в них.
• Сформировать навыки экологически грамотного, нравственного, эстетического поведения в природе.
• Привлечь внимание родителей к проблеме развития речи детей.
Участники: воспитатели, дети, специалисты, родители.
Результат работы: повысилась речевая активность детей, умение творчески самовыражаться, правильно строить предложения, составлять повествовательные рассказы по картинкам, игрушкам, из личного и коллективного опыта. Расширился словарный запас. Повысился уровень мотивации и готовности к школьному обучению. Повысилась педагогическая грамотность родителей и вовлечение их в процесс развития речи ребенка.
Презентация опыта работы.
Речь детей дошкольного возраста односложная, состоящая лишь из простых предложений, с недостаточным словарным запасом. Бедная диалогическая речь - это неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, плохая дикция.
Поэтому в своей работе по развитию речи детей я выделяю несколько моментов:
• обогащение и активизация словаря;
• развитие диалогической речи;
• развитие монологической речи;
• индивидуальная работа с детьми.
Обогащение и активизация словаря.
Развитие связной речи детей на основе ознакомления с природой, я начала с работы по обогащению и активизации их словаря.
В этой работе я обращаю внимание на следующие моменты:
• отбор необходимого словарного материала;
• правильность собственной речи;
• создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.
Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваем и затем повторяем с детьми, причем акцентируем внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяем новое слово, и ставлю вопросы так, чтобы ответы на них требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляем в процессе бесед, рассматривании картин, на занятиях. Учу детей правильно использовать слова в соответствующих ситуациях.
Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – вводим в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.
Диалогическую речь детей развиваю при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.
Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать, дополнять или исправлять ответ, подать реплику, задать вопрос. А от воспитателя требуется умение естественно строить разговор - привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных.
В беседах о природе мы используем вопросы: выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому материалу предлагаю детям повторять речевой образец воспитателя. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Нужно предложить детям свою фразу, где есть связь явлений «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.
Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, начать беседу нужно рассказом из собственных наблюдений, а в процессе беседы использовать загадки и речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Также в процессе беседы нужно использовать пословицы и поговорки о данном времени года, предмете или явлении природы.
Помогает развивать речь детей рассматривание картин. В первую очередь рассматриваем не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать.
Учим инсценировать и драматизировать сказки: «Маша и медведь», «Рукавичка», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «Петух да собака», «Лиса и волк», «Снегурочка».
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Развитие монологической речи
Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи.
Монологическую речь характеризуют следующие особенности:
-развернутость и полнота фраз, обеспечивающая понимание слушателями предмета речи;
-активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное о чем нужно сказать и найти для этого соответствующую форму.
Работу по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой мы строим как обучение их следующим видам рассказов:
-сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы сажали огород», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);
-сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);
-описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью», и описание пейзажной картины;
-описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
-описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Одуванчик», «Ветка сирени», «Осенний букет»).
Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».
В своей работе мы используем различные методы:
• наглядный (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций);
• словесный (беседы, чтение художественной литературы);
• практический (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе);
• интегрированный - этот метод вариативный:
а) полная интеграция (экологическое воспитание с использованием: художественной литературы, ИЗО, муз. воспитания, физ. развития);
б) частичная интеграция (использование: худ. литературы и изо);
в) интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у детей используем дидактические эколого-речевые игры:
«Нужно – не нужно»
«Съедобное – несъедобное»
«Кто, где живёт?»
«Отгадай, что за растение»
«Узнай на вкус»
«Подбери листок»
«Что за птица?»
«Узнай по голосу животного»
«Угадай, про кого расскажу»
«Что сначала, что потом»
«Что опасно для природы»
«Угадай, что в мешочке»
«Когда это бывает?»
«Чей хвост?»
«С какой ветки детки?»
С помощью дидактических игр экологического содержания мы закрепляем представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.
Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваем с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко используем пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений используем пальчиковый и кукольный театр.
Мы часто используем в своей работе интегрированный метод обучения. Данный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Вариативность интегрированного метода довольно многообразна:
- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);
- Частичная интеграция (худ. литература и изо деятельность)
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению с взрослыми и сверстниками.
В своей работе мы используем приёмы: словесные, наглядные, игровые.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Использование символической аналогии (схемы) облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные
приёмы наглядного моделирования:
- Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.
- Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком- либо различие между предметами, их признаками.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.
Планировать работу с родителями помогает анкетирование. Например, результаты анкеты показали, что 90% родителей не знают, как обучить детей рассказыванию по опорным схемам. В связи с этим мы подготовили материал для родителей, подборку рассказов по схемам, с помощью которых родители могут дома позаниматься с детьми, подготовили консультации: «Развиваем речь с помощью опорных схем», «Экологические игры на развитие речи», организовали выставку дидактических игр и литературы по развитию речи.
В заключении хочется сказать, что развитие связной речи – это одна из самых сложных задач в развитии дошкольников. И проводить ее нужно постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и его способности. Это требует от воспитателей большого объема знаний, умений и навыков.
Литература:
• Светлана Николаевна Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду Серия «Экологическое воспитание в детском саду». - МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
• Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М. ,2008.
• Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 -10 лет. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
• Воронкевич О. А. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЭКОЛОГИЮ! - ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
• Развитие речи и творчества дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
• Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 1996.
• Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов. М. : Сфера, 2001. – 128с.
• Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
• Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений М. : Сфера, 2001. – 228с.
• Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 1991. – 127с.