Воеводина Людмила Александровна
Опыт работы в старшей группе на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувствии мыслей, Если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать ее скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей неповторимый вред.
К. И. Чуковский
Проблема развития связной речи остается одной из актуальных про-блем теории и практики у детей дошкольного возраста, так как речь возни-кает и развивается в процессе общения. К началу обучения в школе ребенок должен полноценно овладеть родным языком: овладеть богатым словарным запасом языка, усвоить языковые законы и нормы, то есть овладеть грамматическим строем, а также уметь активно пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно уметь полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Анализ наблюдений показал значимость и актуальность данной проблемы, это и определило выбор темы: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Опыт работы в старшей группе на тему „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Цель: создать условия для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Формировать речевые умения и навыки детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности;
2. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в ес-тественной обстановке живой разговорной речи.
3. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития познавательной и речевой активности детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, опреде-лила основные направления деятельности:
1. Создание предметно- пространственной развивающей образова-тельной среды.
Речевой активности детей должен способствовать каждый уголок предметно-пространственной среды в группе, так как практически любая деятельность человека сопровождается речью и общением.
Мною созданы центры: (Игровой центр, Центр творчества, книжный центр, центр развивающих игр, Зона двигательной активности, театральный центр, больница, парикмахерская). Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы. Во время своего нахождения в группе ребята общаются со сверстниками и взрослыми во время игр, образовательной и совместной деятельности.
Книжный центр нашей группы содержит большое количество книг художественной литературы, энциклопедий, журналов, дидактических игр, направленных на речевое развитие детей, картотека сюжетных картин, лого-ритмических упражнений и мнемосхем.
Рядом находится театральный и музыкальный центр, с помощью которых дети в свободное время могут создать и показать любую сказку.
Наличие разнообразных игрушек в уголках для сюжетных игр и конструирования способствует развитию речевой активности и ведению диалогов на разные темы во время различных игр.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказы-вают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний; игры с карандашами, работа с пластилином, бумагой.
В группе также создан уголок уединения, в котором любой ребенок может отдохнуть от группового шума и побыть наедине с собой и своими мыслями.
Вся предметно-пространственная развивающая среда эстетически оформлена и соответствует основным принципам ФГОС.
2. Работа с детьми.
Реализуя образовательную программу МАДОУ ДС «Дарование», раз-работанную с учётом примерной образовательной Программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, мы в своей работе придерживаемся ряда принципов:
- Принципа обогащения детского развития;
- Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуаль-ные особенности ребенка и его интересы, поддерживается инициатива;
- Принцип сотрудничества детей и взрослого;
- Принцип психологического комфорта каждого ребенка;
- Принцип интеграции образовательных областей;
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Научить детей красноречиво выражать свои мысли, правильно строить свои высказывания, пополнить активный словарный запас, развить эстетический вкус, воспитать правила хорошего поведения в обществе и семье поможет чтение художественно литературы.
Произведения художественной литературы выбираю в соответствии с возрастом и интересами детей и тематикой недели. Так же, перед прочтени-ем ребятам, обязательно ознакомлюсь с данной книгой сама. Так как некоторые современные произведения могут иметь неприятные или даже не культурные по своему содержанию текст или иллюстрации.
Для того чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Для этого в своей работе использую альбомы с сюжетными картинками, обучающие карточки. У нас в группе очень много картинок из серии «Дикие животные», «Домашние животные», альбомы из серии «Овощи», «Фрукты», «Птицы», с помощью которых дети знакомятся с животными, называют их, играют с ними в различные словесные игры, такие как: «Кто больше действий назовет», «Чудесный мешочек», «Почтальон принес открытку», «Закончи предложение», «Назови три слова».
В общении с детьми большую роль играют вопросы воспитателя. Отвечая на них, у детей формируется умение высказывать элементарное суждение. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях его жизни, о прошедшем празднике, выходном дне, прогулке. Общение с детьми происходит постоянно в течение всего дня. Большое значение речевому общению я отвожу во время организации режимных моментов. Дети очень любят, когда я играю с ними в дидактические, словесные, подвижные игры. Для этого я создала картотеку.
Занятия с использованием сюжетных игрушек (разных кукол, игру-шечных животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления; развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения с взрослыми и сверстниками; активизирует разнообразный словарь. На таких занятиях разыгрываем какие-нибудь сюжеты, знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, укладывание куклы, подъём после сна, купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных животных и т. д.). При развёртывании сюжетов предлагаю детям много названий различных предметов (посуды, одежды, показываю действия с ними и раскрываю их назначение (из глубоких тарелок едят суп, борщ, из мелких- кашу, котлеты, салат,; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко, какао, кофе, а также закрепляем навыки детей в самообслуживании, нормы поведения. По ходу выполнения действий я привлекала ребят к активному участию в происходящем (расставить посуду на столе для обеда кукол и т. д.).
Успешно решает задачу развития связной речи дошкольников и театрализованная деятельность. В театральную деятельность дети включаются с большой охотой. Они с удовольствием вспоминают знакомые сказки, надевают костюмы, подражают речи и движениям героев. Ребята чувствуют себя раскрепощено, что, конечно же, положительно сказывается на решении задач речевого развития.
Работая с детьми старших групп разработала и реализовала долго-срочный проект «Жить- Родине служить», познавательный проект «Смеша-рики и мы», проекта «Рождественский вертеп»,долгосрочный проект «Лю-бимые сказки», проект «Пасха в гости к нам пришла», краткосрочный про-ект «Царство Снежной Королевы», творческий проект «В гости сказка к нам пришла», проект «Оформление группы к новому году», проект «Весна», долгосрочный проект «Озеленение участка, посадка огорода». Проводила открытое занятие по патриотическому воспитанию на тему : «Я и моя семья». Для развития художественно- творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста разработала проект парциальной образовательной программы «Оригами».
Средствами общения с детьми является улыбка, ласка, внимание, а по-том уже показ действия, упражнения в нём, совместные действия с детьми, поручения и т. д. В процессе эмоционального общения удовлетворяется по-требность ребёнка в доброте, ласке, внимании взрослого, формируется по-требность в общении с воспитателем на познавательные темы.
Но основное развитие речи формируется в процессе разнообразной деятельности, в повседневной жизни, в играх, в общении. С детьми следует говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес. Постоянное общение положительно влияет на речь и развитие дошкольников.
3. Работа с родителями.
Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною было проведено родительское собрание «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников».
Постоянно обновляю уголок для родителей. В тесном сотрудничестве с родителями создаём условия в группе для развития личности каждого ре-бёнка. Разработала и совместно с родителями реализовала долгосрочный проект по благоустройству территории участка детского сада на тему : «Озе-ленение участка, посадка огорода». Участок оформлен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, по задуманному дизайну, озеленен декоративными растениями, что помогает организовать познавательную, творческую, оздоровительную работу с детьми на про-гулке.
4. Работа с социумом.
Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми посещаем детскую библиотеку, где библиотекарь рассказала детям о назначении библиотеки, способах её использования, познакомила с новинками книжной продукции. Так была проведена экскурсия «Сказочный мир книг».
Так же посещаем районный музей, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами театрализации, художественного творче-ства.
5. Взаимосвязь с педагогами.
Являясь активным пользователем сети интернет, читаю много полезной информации для самообразования. Охотно делюсь наработанным опытом с коллегами на педагогических советах, методических объединениях.
Выступала на районном семинаре по теме: «Организация деятельности детей по речевому развитию и формированию знаний, умений и навыков». Форма организации: «Карусель развивающих игр». На методическом объединении воспитателей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам ознакомления с красотой природы родного края».
Организованная мною работа по развитию речи даёт положительные результаты. Речь большинства детей стала более грамотной и культурной, у большинства детей сформировалось умение составлять связные рассказы с соблюдением их структуры и использованием связных между собой сложных предложений, дети с легкостью высказывают свое мнение, доступно объясняют свои желания, научились слушать и слышать сверстников; дети проявляют интерес к чтению художественной литературы, театральной деятельности и дидактическим играм, у детей развивается самоконтроль собственной речи и самостоятельное исправление ошибок; повысился интерес и компетентность родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме способствует повышению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.