МААМ-картинки

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Татьяна Тимошкина
Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Речь - это инструмент общения. При помощи речи ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Публикация «Опыт работы „Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Одной из задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь - это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку. Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей. Владение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов используют небольшой активных словарь. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного значения.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- недостаточный словарный запас;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для развития связной монологической речи я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.

Свой выбор я объясню тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными.

Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т. д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. Так же его используют для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок, последовательности одевания и мытья рук и т. д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главным является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми.

Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать :

для ознакомления детей с окружающим миром;

при заучивании стихов;

при пересказах художественной литературы;

при обучении составлению рассказов;

при отгадывании и загадывании загадок;

для обогащения словарного запаса;

при обучении составу числа;

при воспитании культурно-гигиенических навыков;

при воспитании навыков самообслуживания;

при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

соответствовать уровню развития детей.

Мнемотаблицы бывают двух видов :

1. обучающие - содержат познавательный материал;

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно-белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей : для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших дошкольников 9-16 клеток. Изображения должны быть хорошо знакомы и понятны детям.

Свою работу с мнемотаблицами я начанаю с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте знакомлю детей с мнемотехникой. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу в обучающий процесс, мнемоквадраты - понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем, усложняю занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения, или составляю мнемодорожку для разучивания потешек. Например, «Кисонька-Мурысенька, где была…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

В среднем дошкольном возрасте переходим с детьми к обучению по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине. Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомыхдетям сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. В ходе совместной деятельности повторяю с детьми пройденный материал.

В старшем дошкольном возрасте продолжаем с детьми работу с мнемотаблицами при составление описательного рассказа. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). В результате обогащается словарный запас ребенка. Далее составляю совместный рассказ с детьми. Я начинаю и указываю на часть предмета, дети заканчивают. Задача детей - увидеть признаки и качества предмета.

На этом этапе происходит активизация словаря. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. 1. Цвет. 2. Форма. 3. Величина. 4. Из чего состоит (детали? 5. Как с этой игрушкой можно играть? Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.

Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам. Вопросы являются основным приёмом при рассматривании картин. Сначала подбираю предметные картины с изображением игрушек, предметов домашнего обихода, животных ( Например: Это - волк. Он живёт в лесу. У него есть хвост, острые зубы). Затем несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня).

При пересказе литературных произведений учу детей передавать выразительный разговор действующих лиц. Ввожу новый приём – диалог. Например, как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? С помощью мнемодорожек дети рассказывают каждый свою часть литературного произведения, затем соединяют её в чёткой последовательности, не изменяя части местами.

В этом возрасте дети учатся составлять реалистические рассказы из личного опыта. Темы предлагаются конкретные: о недавних пережитых ярких событиях или связанные с трудом людей из ближайшего окружения (повар, дворник и др.).

Источником материала для составления рассказов о природе являются прогулки, экскурсии. Во время которых дети наблюдают, задают вопросы, составляют рассказ об увиденном.

Мы читаем поэтические произведения, разгадываем загадки. Для систематизир ования знаний о сезонных изменениях составила мнемотаблиц ы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание я придумываю картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения я дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

Использование метода мнемотехники в приносит очень хороший результат:

связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;

словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе;

ребята активнее работают на занятиях. У них концентрируется наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повышается творческое воображение, логическое и образное мышление;

дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их раличные конструкции;

активизируется интерес к заучиванию стихов;

Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. И чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста Пояснительная записка “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Подготовила: Кобликова В. В воспитатель МКОУ СШ №1 Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие,.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива».

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей. Воспитатель Тарасова В. В. Тема "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста" Воспитатель Захарова.

Перспективное планирование по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста Средняя группа Месяц Цель работы Форма, содержание работы Сентябрь 1. Развивать умение вести диалог в условиях наглядно представленной.

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Обсудить с родителями.

Видео проекта на конкурс им. Л. С. Выготского «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 июня 2019 в 11:08
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тимошкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД