Ольга Полонская
Опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка дошкольника к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к обучению в школе. Письмо требует слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Развитие руки, кисти, ручных умений - один из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Исследования в области медицины показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики рук и уровнем развития речи (речевые области в коре полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие ребенка задерживается. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Работу по развитию руки ребенка осуществляем на протяжении всего дошкольного возраста, которая является одной из важных задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе и одно из направлений в работе по подготовке дошкольников к обучению письму. Задачи развития мелкой моторики рук :
формирование правильного захвата орудия письма (щепотью – тремя пальцами – большим, указательным, средним,
упражнение в правильном распределении мышечной нагрузки руки (быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Силовое напряжение когда пишем сверху вниз, расслабление – снизу вверх,
развитие мелкой моторики.
Для развития щепоти используем пальчиковые игры, упражнения с карандашами («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами», игровые упражнения («Посолим суп»). Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляем в играх типа «Мозаика», «Лего», в ручном труде (действия с иголкой, в лепке. Развитие мелкой моторики рук предполагает развитие в первую очередь доминирующей руки (бисер, пальчиковые игры – с предметами, без предметов, вырезание, обрывание бумаги и т. д.). Не забываем и о другой руке. Прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок (погружение рук, просеивание, строительство, раскопки). Помогает отработке нужных для письма движений руки раскрашивание картинок (ритмичность, неторопливость, сохранение направление штрихов, аккуратность).
Задачи развития мелкой моторики рук и подготовки к письму руки дошкольников осуществляем и в процессе непрерывной образовательной деятельности. Представляем пример организации непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: Запускаем ракету в космос
Программные задачи: Совершенствовать графические навыки при письме; Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; Упражнять в штриховке горизонтальными и вертикальными линиями; Воспитывать у детей привычку следить за осанкой, положением тетради, рук при письме.
Материалы:
Раздаточный материал (на каждого ребенка) : тетради, набор карандашей, спичечный набор, изображение ракеты; Материалы для аппликации: кисти, клей, салфетки.
Демонстрационный: Схема ракеты (для зрительного диктанта); Панно «Космос»
1 часть (Орг. момент)
Воспитатель: Начнем занятие с игры «Сядет тот, кто назовет….» (времена года, части суток)
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы отправляем в далекое путешествие необычный вид транспорта. Скажите, дети, на чем можно путешествовать?
Воспитатель: Все вы правильно назвали виды транспорта, на которых можно путешествовать, но не был назван наш необычный вид транспорта. Отгадайте загадку про него:
Чудо-птица, алый хвост
Прилетела в стаю звезд
(ракета)
Воспитатель: Перед запуском ракеты надо подготовить взлетную полосу. Нам придется потрудиться и сначала мы разомнем наши пальчики.
(Пальчиковая гимнастика «Замок»)
( Упражнения для глаз: Глазки смотрят влево на зеленый круг.
Глазки смотрят вправо на красный круг.
Глазки смотрят на потолок.
Глазки смотрят на стол. – 2 раза)
2 часть
Воспитатель: Взлетную полосу мы будем готовить в наших тетрадях. Откройте тетради и скажите что изображено на верхней полосе? (палочки) Какого размера палочки? (1 клетка) Как расположены палочки? (наклонно)
Воспитатель: Проведены под наклоном из верхнего правого угла в нижний левый угол клетки.
Воспитатель: Какое расстояние между палочками (1 клетка)
Воспитатель: Посмотрите на доску как нужно писать наклонные палочки высотой в одну клетку (показ письма). Ставлю мел в правый верхний угол и веду наклонную линию в левый нижний угол. Пропускаю клетку, снова ставлю мел в правый верхний угол и веду наклонную линию в левый нижний угол. (далее дети диктуют как правильно писать)
Воспитатель: Теперь вы самостоятельно у себя в тетрадях допишите первую строчку наклонных палочек. Возьмите правильно карандаш (средний и большой пальцы держат, а указательный придерживает, положите тетрадь правильно (под наклоном в левую сторону, левая рука придерживает тетрадь. Приступайте к работе.
(самостоятельная работа)
Воспитатель: Первая взлетная полоса готова! Что изображено на второй строчке? (палочки). Какого размера палочки? (2 клетки) Как они расположены? (наклонно). Какое расстояние между палочками? (1 клетка)
Воспитатель: Посмотрите, как нужно писать их. Ставлю мел в правый верхний угол верхней клетки, веду наклонную линию в левый нижний угол нижней клетки, пропускаю клетку и снова ставлю мел в правый верхний угол верхней клетки, веду наклонную линию в левый нижний угол нижней клетки и т. д.
Воспитатель: Теперь вы самостоятельно у себя в тетрадях допишите вторую строчку наклонных палочек. Возьмите правильно карандаш, проверьте тетрадь Приступайте к работе.
(самостоятельная работа)
Воспитатель: Вот и вторая взлетная полоса готова.
Воспитатель: Теперь настало время отдохнуть для последующего задания.
(П/Игра «Раз, два, три, четыре)
Воспитатель: Дети, прежде чем построить ракету конструкторы рисуют ее, затем изготавливают модель ракеты. Рисунок у меня есть, а модель ракеты вы сделаете сами. Внимательно посмотрите на рисунок, запомните. Считаю до 5 и убираю. Вам нужно по памяти выложить изображение из спичечных палочек.
(Зрительный диктант «Строим модель ракеты»)
Воспитатель: Проверьте свои модели с рисунком, исправьте ошибки.
3 часть
Воспитатель: Молодцы, вы сделали все правильно. За это дарю вам ракеты для запуска. Чтобы ракеты полетели надо их подготовить к полету. Осталось заштриховать: корпус ракеты горизонтальными линиями, крылья – вертикальными. После штриховки наклейте ракеты на наше звездное небо.
(«Штриховка», изготовление панно «Космос»)
Ребенок: В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит сильный и смелый.
Воспитатель: С орбиты пришло сообщение: ракеты старшей группы успешно выполняют полет!
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Что понравилось на занятии? Какое задание было самым трудным? (интересным)