Галина Николаева
Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования приема мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить свой опыт работы. Свое выступление я хотела бы начать словами известного педагога:
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»
К. Д. Ушинский
Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования приема мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму — четырем основным видам речевой деятельности. В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимают ведущее место. К основным задачам развитии речи, которые мы решаем на протяжении всего дошкольного возраста можно отнести : обучение связной речи, воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. Одна из ведущих задач речевого воспитания ребенка является обучение связной речи. Обучение связной речи воспитанника происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава и грамматического строя языка.
Мои наблюдения за воспитанниками показали, что потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Дети мало общаются, речевой опыт ограничен, разговорная речь бедна и малословна, резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевиденье, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Одной из основных целей работы с воспитанниками является формирование полноценной речевой деятельности. То есть, при выполнении любого упражнения нужно не только формировать средства языка (словарь, произношение, фонематические процессы, грамматический строй, но и обучать связности высказывания.
На сегодняшнем этапе, одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наравне с общепринятыми приемами и принципами вполне оправданно использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. В данном случае результативным средством при обучении связной речи ребенка служат приемы мнемотехники. Это связанно с тем, что у детей память носит непроизвольный характер, то есть они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – система разных приемов, которые помогают легче запомнить и улучшить объем памяти с помощью дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал запоминается лучше вербального.
Особенность методики – на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна - сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Николаевна - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Ефименко Л. Н. - схемой составления рассказа, Большова Т. В. - коллажем.
В своей работе мы используем :
• Мнемоквадраты. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы и слова.
• Мнемодорожки. Составление рассказа.
• Мнемотаблицы. (Используем при заучивании стихов и закрепления пройденного материала).
В процессе работы над этой темой собран определенный наглядный материал, который я предлагаю Вашему вниманию.
Серия таблиц «Составления описательных рассказов о народных промыслах».
Серия мнемотаблиц для заучивания стихов
Мнемотаблицы для описания и сравнения животных.
Мнемодорожки для составление рассказа про осень.
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, временах года. Эти схемы помогают воспитанникам самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, обогащают словарный запас детей.
Чтобы смастерить карточки, схемы не нужно быть настоящим художником: любой педагог способен нарисовать такие символические изображения предметов и объектов.
Большую роль в развитии речи детей играет современная предметно-развивающая среда :
В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах организованы книжный уголок и «полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, фотоальбомы, книжки-самоделки созданные детьми и их родителями, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Со старшей группы вводятся детские журналы и газеты. В группе «Звездочки» силами родителей распечатаны портреты детских писателей и поэтов. Ежедневно читаем произведения по программе, заучиваем стихи по мнемотаблицам и знакомим с авторами произведений. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ. Прослушиваем сказки в аудиозаписи. Развиваем у детей способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, прослушанного.
Уголок театрализованной деятельности, с различными видами театра, способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии, помогает дошкольникам проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок, потешек по ролям.
Зона для сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие. Эта зона важна и необходима, потому что именно в игре, в специально созданных условиях, у дошкольников происходит обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи. Этот опыт в дальнейшем поможет им во взрослой жизни.
В группе отведено место для дидактических игр, среди которых много настольно- печатных игр (это «Узнай по контуру», «На что похоже», «Забывчивый художник», «Аналогии», «Временам года» и т. д., речевые игры (это «Кто что делает?», «Целое — часть», «Объясни?», «Скажи по — другому», «Скажи наоборот», «Скажи коротко» и т. д., игры на внимание (это «Назови детали картины», «Классификации» и т. д., игры на установление связей между предметами («Что с чем?», «Ассоциативные ряды или круги» и т. д., сенсорные и языковые игры. Их использование в работе позволяет детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и способствует развитии речи у воспитанников.
Так же с детьми проводятся и воспитательные мероприятия. Наши дети частые гости национальной библиотеки, где им рассказывают о происхождении книг, о их многообразии. Традицией в нашем саду стало и проведение конкурсов чтецов: «Мы помним! Мы гордимся!». Организовываем целевые прогулки, где наблюдаем природными изменениями, за растением, за деревьями.
Работая с детьми, я пришла к твё рдому убеждению: использование приемов и методов мнемотехники оказались одними из результативных. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание, пересказывать тексты, появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек, пополняется словарный запас. У детей повысился уровень познавательно речевого развития.