Нонна
Конспект итогового занятия по развитию связной речи на тему «Зима» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект итогового занятия на тему «Зима» для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц
Цель: способствовать развитию связной речи детей.
Задачи:
Обучающие:
1) Уточнять и расширять представление детей о времени года – зима, ее приметах и явлениях природы.
2) Упражнять умение составлять загадки – описания о диких животных в логической последовательности, используя мнемосхему.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию связной речи на тему „Зима“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
1) Активизировать в словаре понятия: белка - бельчата, волк – волчата, лиса – лисята, заяц – зайчата.
2) Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление и творческое воображение.
3) Способствовать развитию мелкой моторики.
Воспитательные:
1) Воспитывать позитивное отношение к природе родного края.
2) Создавать условия возникновения позитивного сотрудничества при работе в парах.
Оборудование: мнемосхемы, мнемотаблицы, музыка (фон ветра, метели и вьюги, слайды, шаблоны (круги) с заданиями, цветные карандаши и бумага.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Зима», наблюдение во время прогулок, чтение художественной литературы, просмотр мультимедиа презентаций с беседами: о животных, подготовка животных к зиме; работа с мнемотаблицами о времени года.
Словарная работа: сосулька, лед, льдина, снег, метель, ветер, снежинки, снегопад, вьюга и так далее.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Встали все друзья в кружок,
Улыбнись ты мне дружок.
Настроение поднимай,
К волшебству скорей шагай.
Давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбку и с хорошим настроением отправимся в наше маленькое путешествие.
(Дети улыбаются и здороваются.)
Воспитатель:
- Сколько времен года вы знаете?
(Дети: 4.)
Воспитатель:
- Верно! 4. Давайте назовем их с помощью наших помощниц мнемотаблиц.
(Рассматриваем мнемотаблицы времен года: зима, весна, лето, осень.)
Воспитатель:
- Какое время года здесь изображено и как вы догадались?
(Вопросы по содержанию.)
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами поговорим об одном из них. А о каком именно вам подскажет музыкальная загадка.
(Включить звуки: вьюга, метель, скрип снега.)
Воспитатель:
- Что вы слышите?
(Ответы детей: дует ветер, снег скрипит под ногами и так далее.)
Воспитатель:
- Правильно! Это зима. Ребята, только вот я забыла, как называются зимние месяцы. Давайте поиграем. Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите название зимних месяцев.
(Игровое упражнение на слуховое внимание.)
Воспитатель:
- Спасибо! (Имя ребенка), повтори название зимних месяцев по порядку.
(Ребенок отвечает.)
(На экране – декабрь.)
Воспитатель:
- Теперь можно отправляться в зимнее путешествие.
(Подходит к столу, где лежит «Волшебный круг».)
Воспитатель:
- И первый зимний месяц декабрь приготовил для вас задание. Посмотрите! «Волшебный круг». Он разделен на части (секторы). В каждом секторе картинка. Вам нужно составить предложение по этой картинке, куда покажет стрелочка.
(Дети составляют рассказ о зиме по картинкам со словами: санки, лыжи, коньки, сосульки, заяц, белка, медведь.)
Воспитатель:
- Ребята, у нас получился рассказ о зиме. Какие вы молодцы! Одно задание декабря вы выполнили.
Физминутка.
Воспитатель:
- А сейчас немного отдохнем. Я буду говорить слова, а вы показывать движения.
Снежинки – присесть, взять снег, сформировать снежок и бросить;
Лыжи – дети имитируют движения лыжников;
Вьюга – дуют и кружатся;
Валенки – прыгают на одной ноге, потом на другой.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, животные и птицы рады проказам матушки – зимы? Хорошо ли им живется в лютые морозы, вьюги и снегопады?
(Ответы детей: им холодно, голодно и так далее.)
Присядьте и давайте попробуем при помощи схему – картинки составить загадку – описание о диком звере, который живет в нашем лесу.
(Дети по схеме загадывают загадку – описание: лисы, волка, зайца, белки.)
Динамическая пауза с мнемосхемами зверей.
(Воспитатель показывает картинку – схему, а дети должны догадаться, кто это и изобразить.)
Воспитатель:
- Ребята, а какие вы знаете зимние игры и забавы?
(Дети отвечают: «Два мороза», «Снежный ком» и так далее.
Зимой можно лепить снеговика, строить снежные крепости, кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки.)
Воспитатель:
- Посмотрите, нас снова ждет «Волшебный круг». Это месяц январь приготовил для вас задание. Куда покажет стрелочка, вы должны назвать зимний вид спорта.
(Дети называют зимние виды спорта: биатлон, санный спорт, лыжные гонки, фигурное катание, прыжки с трамплина.)
Воспитатель:
- Остался последний месяц февраль. Он тоже приготовил для вас задание. Вам надо собрать «Волшебный круг». Найдите себе пару. Нужно посчитать количество предметов, и найти нужную цифру, и собрать «Волшебный круг».
Воспитатель:
- Молодцы! А давайте расскажем стихотворение про зиму нашим гостям. Кто забыл, можно смотреть на схему.
(Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемосхему.)
Воспитатель:
- Какая удивительная у нас зима. А у меня тоже есть «Волшебный круг». Вам нужно обвести его и превратить в картинку.
(Дети рисуют.)
Воспитатель:
- Ребята, вы все хорошо отвечали на вопросы, старались, были активными, справились с заданиями зимних месяцев, и теперь уж точно зима уступит свои права зиме. А какая у нас идет неделя?
(Масленичная.)
- А что это такое?
(Ответы детей: праздник Масленица.)
- А почему его так называют?
(Ответы детей: на масленичной недели пекут блины, а блин символ солнышка.)
Воспитатель:
- Правильно! А сейчас вас ждут угощения.