Нонна
Конспект итогового занятия по развитию связной речи на тему «Зима» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия на тему «Зима» для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц
Цель: способствовать развитию связной речи детей.
Задачи:
Обучающие:
1) Уточнять и расширять представление детей о времени года – зима, ее приметах и явлениях природы.
2) Упражнять умение составлять загадки – описания о диких животных в логической последовательности, используя мнемосхему.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию связной речи на тему „Зима“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
1) Активизировать в словаре понятия: белка - бельчата, волк – волчата, лиса – лисята, заяц – зайчата.
2) Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление и творческое воображение.
3) Способствовать развитию мелкой моторики.
Воспитательные:
1) Воспитывать позитивное отношение к природе родного края.
2) Создавать условия возникновения позитивного сотрудничества при работе в парах.
Оборудование: мнемосхемы, мнемотаблицы, музыка (фон ветра, метели и вьюги, слайды, шаблоны (круги) с заданиями, цветные карандаши и бумага.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Зима», наблюдение во время прогулок, чтение художественной литературы, просмотр мультимедиа презентаций с беседами: о животных, подготовка животных к зиме; работа с мнемотаблицами о времени года.
Словарная работа: сосулька, лед, льдина, снег, метель, ветер, снежинки, снегопад, вьюга и так далее.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Встали все друзья в кружок,
Улыбнись ты мне дружок.
Настроение поднимай,
К волшебству скорей шагай.
Давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбку и с хорошим настроением отправимся в наше маленькое путешествие.
(Дети улыбаются и здороваются.)
Воспитатель:
- Сколько времен года вы знаете?
(Дети: 4.)
Воспитатель:
- Верно! 4. Давайте назовем их с помощью наших помощниц мнемотаблиц.
(Рассматриваем мнемотаблицы времен года: зима, весна, лето, осень.)
Воспитатель:
- Какое время года здесь изображено и как вы догадались?
(Вопросы по содержанию.)
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами поговорим об одном из них. А о каком именно вам подскажет музыкальная загадка.
(Включить звуки: вьюга, метель, скрип снега.)
Воспитатель:
- Что вы слышите?
(Ответы детей: дует ветер, снег скрипит под ногами и так далее.)
Воспитатель:
- Правильно! Это зима. Ребята, только вот я забыла, как называются зимние месяцы. Давайте поиграем. Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите название зимних месяцев.
(Игровое упражнение на слуховое внимание.)
Воспитатель:
- Спасибо! (Имя ребенка), повтори название зимних месяцев по порядку.
(Ребенок отвечает.)
(На экране – декабрь.)
Воспитатель:
- Теперь можно отправляться в зимнее путешествие.
(Подходит к столу, где лежит «Волшебный круг».)
Воспитатель:
- И первый зимний месяц декабрь приготовил для вас задание. Посмотрите! «Волшебный круг». Он разделен на части (секторы). В каждом секторе картинка. Вам нужно составить предложение по этой картинке, куда покажет стрелочка.
(Дети составляют рассказ о зиме по картинкам со словами: санки, лыжи, коньки, сосульки, заяц, белка, медведь.)
Воспитатель:
- Ребята, у нас получился рассказ о зиме. Какие вы молодцы! Одно задание декабря вы выполнили.
Физминутка.
Воспитатель:
- А сейчас немного отдохнем. Я буду говорить слова, а вы показывать движения.
Снежинки – присесть, взять снег, сформировать снежок и бросить;
Лыжи – дети имитируют движения лыжников;
Вьюга – дуют и кружатся;
Валенки – прыгают на одной ноге, потом на другой.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, животные и птицы рады проказам матушки – зимы? Хорошо ли им живется в лютые морозы, вьюги и снегопады?
(Ответы детей: им холодно, голодно и так далее.)
Присядьте и давайте попробуем при помощи схему – картинки составить загадку – описание о диком звере, который живет в нашем лесу.
(Дети по схеме загадывают загадку – описание: лисы, волка, зайца, белки.)
Динамическая пауза с мнемосхемами зверей.
(Воспитатель показывает картинку – схему, а дети должны догадаться, кто это и изобразить.)
Воспитатель:
- Ребята, а какие вы знаете зимние игры и забавы?
(Дети отвечают: «Два мороза», «Снежный ком» и так далее.
Зимой можно лепить снеговика, строить снежные крепости, кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки.)
Воспитатель:
- Посмотрите, нас снова ждет «Волшебный круг». Это месяц январь приготовил для вас задание. Куда покажет стрелочка, вы должны назвать зимний вид спорта.
(Дети называют зимние виды спорта: биатлон, санный спорт, лыжные гонки, фигурное катание, прыжки с трамплина.)
Воспитатель:
- Остался последний месяц февраль. Он тоже приготовил для вас задание. Вам надо собрать «Волшебный круг». Найдите себе пару. Нужно посчитать количество предметов, и найти нужную цифру, и собрать «Волшебный круг».
Воспитатель:
- Молодцы! А давайте расскажем стихотворение про зиму нашим гостям. Кто забыл, можно смотреть на схему.
(Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемосхему.)
Воспитатель:
- Какая удивительная у нас зима. А у меня тоже есть «Волшебный круг». Вам нужно обвести его и превратить в картинку.
(Дети рисуют.)
Воспитатель:
- Ребята, вы все хорошо отвечали на вопросы, старались, были активными, справились с заданиями зимних месяцев, и теперь уж точно зима уступит свои права зиме. А какая у нас идет неделя?
(Масленичная.)
- А что это такое?
(Ответы детей: праздник Масленица.)
- А почему его так называют?
(Ответы детей: на масленичной недели пекут блины, а блин символ солнышка.)
Воспитатель:
- Правильно! А сейчас вас ждут угощения.