Людмила Жданова
Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету”.
/К. Д. Ушинский/
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания», - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний.
Публикация «Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти, интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Развивать память – значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Актуальность состоит в том, что программа направлена на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов.
Прием символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
Цель программы: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Задачи:
Образовательные:
- Создание условий для развития памяти и предпосылок для увеличения объема памяти.
- Пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
- Расширять с помощью мнемотехники первичные представления ребенка о многообразии окружающего мира.
Развивающие:
- Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление и речь.
- Развивать умение детей преобразовывать информацию из абстрактных символов в образы.
- Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов.
- Воспитывать и развивать у детей навык к ораторскому искусству и умению слушать.
Методики и технологии обучения и воспитания:
1. Использование мнемотаблиц – как основу, а также, картины, иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.
2. Разучивание и декламация стихов.
3. Конкурсы стихов.
4. Подвижные игры.
5. Логоритмика, дыхательная гимнастика.
6. Пластические этюды.
7. Творческая деятельность: рисование, лепка.
8. Дидактические игры.
9. Диалог с игрушкой.
10. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
2. Просветительскую работу с родителями в форме консультаций, наглядной информации.
3. Анкетирование.
План работы с родителями:
Октябрь:
-Знакомство с новым приемом моделирования – мнемотаблицей.
-Подбор картинок для папки «Дидактический материал для мнемотехники».
-Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».
Ноябрь:
-Папка-передвижка «Использование мнемотехники дома».
-Привлечь семьи в выращивании лука, зарисовывая при этом схемы наблюдений.
Декабрь:
-Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования».
Январь:
-Папка-передвижка «Использование мнемотаблиц в качестве дидактического материала по разделу «Ребенок и окружающий мир».
Февраль:
-Консультация для родителей «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».
-Папка-передвижка «Мнемотехника в разучивании стихов».
Март:
-Консультация для родителей «Как относится к речевым ошибкам детей».
-Папка-передвижка для родителей с образцами мнемотехники составленных по произведениям.
Апрель:
-Консультация для родителей «Читаем сказку – рисуем сказку».
-Папка-передвижка «Использование мнемотехники в развитии речи».
Предполагаемые результаты:
Прежде всего, сформировать коммуникативные навыки общения детей, повышать уровень мотивации к занятиям, расширять круг знаний об окружающем мире, выводить на более высокий уровень словарный запас. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка. Дети должны уметь рассказывать по схемам-описаниям и мнемотаблицам, переводить графические символы в «живые» слова. Тем самым развивать их внимание, мышление, память и, конечно же речь. Повышать интерес детей к художественной литературе. Повышать заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребенка. Родителей включать в педагогический процесс.