Получи документы

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»

Юлия ВЛАДИМИРОВА
Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Публикация «Опыт работы „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру“» размещена в разделах

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В моей группе находятся дети 2 – 4 лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И я как педагог должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.

Цель работы : Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) .

План работы :

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;

2. Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

3. Провести диагностику уровня сенсорного развития детей младшей группы;

4. Составить перспективное планирование;

5. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

6. Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии;

7. Разработать методические рекомендации для родителей;

8. Оценить результаты проделанной работы.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются : дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику, и т. д.). Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (расстегивание и застегивание молний, пуговиц, использование шнуровок) ; создала дидактическую игру с прищепками; оформила уголок сенсорики.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи я решала через игру. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу провожу поэтапно :

-на первом этапе учу детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Проводила с детьми следующие дидактические игры :

«Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» ( при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра не наскучила) ; «Найди пару» (варежки, шапка).

На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.

На втором этапе я учу детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики) .

На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как

«Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету».

Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия.

Все имеющиеся в группе дидактические материалы мы пополняем, приобретаем и изготовляем сами.

На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.

Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок) ; «Курочка и цыплята».

Конечно, бывают ошибки, но мы их по ходу игры исправляем. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации книги «Цвета».

К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.

Для формирования представлений о форме предметов учу различать предметы с помощью операции сравнения ( например: побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?» Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый как апельсин»). Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

-подбор одинаковых величин по образцу;

-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

-закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров : мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».

Публикации по теме:

Консультация «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы» Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Савинова Александра Александровна. Сайт воспитателя: https://www.maam.ru/users/sahsa5 «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» I. Описание опыта 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Опыт работы на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализацию сказок» Опыт работы на тему: «Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок" Выступление свое хочу начать с эпиграфа А. С. Пушкина.

Отчет по самообразованию «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через русскую народную игру»Отчет по самообразованию «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через русскую народную игру» Одним из основных направлений воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Неоценимую роль в решении.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Педагогический опыт Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» Ныхриковой.

План работы по самообразованию на тему «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое.

Развитие речи дошкольников через дидактическую игру Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. К. Д. Ушинский Хорошая речь – важнейшее условие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
Опубликовано: 30 января 2019 в 23:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия ВЛАДИМИРОВА (УИ 1295092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД