Александра Савинова
Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Савинова Александра Александровна.
Сайт воспитателя :
https://www.maam.ru/users/sahsa5
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста (средствами дидактических игр»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Инновационный педагогический опыт работы воспитателя „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка дошкольника выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания[3,с. 14].Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Часто родители недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека и то чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. Поэтому, именно в раннем возрасте важно создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка.
Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Своевременное сенсорное воспитание на этапе раннего возраста – определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень[14,с. 61].
Актуальность выбранной педагогической идеи определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании для детей 2-3 лет :
• научиться выделять цвет,
• форму,
• величину как особые признаки предметов,
• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.
Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.
Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Теоретическая база опыта.
Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы, которые не утратили своего значения до настоящего времени:
- наглядность в обучении;
- постепенность и последовательность обучения;
- принцип подражания и принцип упражнений.
В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф. Фребель создал знаменитые «дары» - пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.
Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.
Высоко ценила дидактическую игру Е. И. Тихеева – автор таких книг, как «Современный детский сад», «Родная речь и пути к ее развитию». Ею разработаны дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенного внимания, умение выделить в предмете общее и различия, восстановить недостающие части, нарушенный порядок.
В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались :
Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Журова, В. Аванесова.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.
В своей работе я использую :
Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. - 2006, С. 34-39.
Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе // Воспитатель
ДОУ 2008г №11 С. 51-59.
Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн. : БрГУ, 2007, 322с.
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. - М., 2008,269с.
Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях // Воспитатель
ДОУ 2008г №1 С. 24-28.
Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. - М., 2008. - №11, С. 28-32.
Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе// Дошкольное воспитание. - М., 2007, 160с.
Тихеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание. - М., 2006. - №10, С48-50.
Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А. М. Волумбаева. - М. : Издательский дом «Карапуз», 2009, 249с.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами : геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений [11 c. 72] : формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр:
• Игры - забавы
• Настольно – печатные
• Словесные
• Музыкальные
Обязательным элементом дидактическим игр является:
Отражение учебного материала
Выделение игровых задач
Наличие правил
Действия играющих
Подведение итогов игры
Классификация игр:
o Игры возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные : режиссерские.
o Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры.
o Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.
Методика проведения дидактических игр в младшей группе.
o У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
o Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
o Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
o С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
o Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
o Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
o При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
o Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре :обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
o Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
o Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
o Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей раннего возраста.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги создаём свои, которые не менее, а порой более любимы детьми.
В своей работе я использую большое количество дидактических игр, классифицируя их по степени развития того или иного свойства предмета
1. Игры на развитие тактильных ощущений : «Чудесный мешочек»; «Узнай фигуру»; «Найди пару»; «Что в мешочке?»;
Название игры Деятельность детей
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и
цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в
нужный предмет.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по
мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
2. Игры на закрепление понятия величины: «Сравни по высоте»; «Длинная -короткая»; «Разложи по размеру»; «Пирамидка»;
Название игры
Деятельность детей
«Сравни предметы по высоте» Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий;
сравнить — что выше, что ниже.
«Самая длинная, самая короткая» Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
«Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др. ; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
3. Игры на закрепление цвета: «Неразлучные цвета»; «Какого цвета предмет»; «Какого цвета не стало?»;
Название игры
Деятельность детей
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько кружков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из кружков.
Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку,
огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
«Неразлучные цвета»
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит : «Рябина», дети отвечают:
«Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.
4. Игры на закрепление понятия формы: «Из каких фигур состоит машина?»; «Найти предмет указанной формы»; «Какая фигура лишняя?»; «Найди предмет по образцу»;
Название игры Деятельность детей
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо,
огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип
исключения и принцип группировки.
5. Игры на развитие мелкой моторики рук : «Волшебные узоры»; «Здесь фасоль а там горошек».
Название игры Деятельность детей
«Здесь горошек, там фасоль».
Учить детей выбирать из смеси и рассортировывать в разные баночки горох и фасоль, развивать у детей координацию движений кистей рук, учить доводить начатое дело до конца.
«Волшебные узоры».
Показать ребенку способы рисования на манке, развивать
мелкую моторику, способствовать реализации творческих проявлений малышей, воспитывать интерес
к изобразительному творчеству.
Материал: поднос с бортиками, манная крупа.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями проблемного обучения:
• Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
• Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.
• Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.
Работа, проводимая мной по формированию сенсорного воспитания у детей 1 младшей группы
• Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;
• Научила детей различать цвета;
• Научила детей сравнивать предметы по величине;
• Способствовала развитию тактильного и зрительного восприятия.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
Сайт воспитателя : https://www.maam.ru/users/sahsa5