Наталья Басина
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Описание опыта
1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие речи дошкольников через дидактическую игру“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.
К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
В настоящее время программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
В связи с этим, моя методическая тема – «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».
1.2. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
требования ФГОС;
теоретические основы психологического развития дошкольников;
изучение методической литературы и опыта коллег;
апробирование новых методов и приёмов работы;
курсы повышения квалификации.
1.3. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что дидактическая игра - является одним из наиболее действенных средств развития речи детей дошкольного возраста, так как это доступный, полезный и эффективный метод.
И поскольку процесс развития речи предполагает активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умения правильно выражать свои мысли, считаю, что применение дидактической игры позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.
1.4. Теоретическая база опыта
Многие выдающиеся педагоги и психологи придавали большое значение игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.
Надежда Константиновна Крупская считала игру средством воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Надежда Константиновна Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в методических работах Светланы Леонидовны Новоселовой «Игра дошкольника», Александры Ивановны Сорокиной «Дидактические игры в детском саду», Антонины Кирилловны Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Евгении Ивановны Удальцовой «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
Особая заслуга в раскрытии роли дидактической игры принадлежит видному педагогу и общественному деятелю в области дошкольного воспитания Елизавете Ивановне Тихеевой. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре : он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Елизавета Ивановна Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.
Изучив внимательно методические разработки, программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений)», я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
II. Технология опыта
Важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.
Игра должна увлечь всех детей, чтобы у них был интерес выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.
Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития и коррекции речи мне помогало выполнение следующих пунктов одновременно:
а) Дети должны четко понять, что от них требуется.
Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.
б) Показать свою заинтересованность.
И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если дети видят, что вы рассеяны и играете только потому, что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.
в) Поощрять ребенка.
Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.
г) Игра должна быть в радость.
Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если они ссорятся из-за выбора дидактической игры, то можно найти компромисс. Например, предложить поиграть ровно пять минут в первую игру, потом столько же во вторую.
Весь предыдущий год я занималась изучением проблемы развития речи детей с помощью дидактических игр. Во время сбора информации и изучения материалов по теме обращала внимание, что во всех возрастных группах дошкольного возраста активно формируется речь, начиная с первой ранней и заканчивая подготовительной группой, и потом этот процесс продолжается уже в школе.
Проводя свои исследования в группе старшего возраста, я столкнулась со следующими проблемами в развитии речи дошкольников : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог (рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами).
Взяв за основу мнения выдающихся педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи детей различные дидактические игры : словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.
Считаю, что немаловажное значение для развития речи детей имеет окружающая обстановка, созданная в группе и дома: правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.
2.1. Цели и задачи педагогической деятельности.
Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта :
создание образовательной развивающей среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактическую игру.
Следуя цели, я поставила перед собой задачи:
определение особенностей формирования и развития речи дошкольников с помощью дидактической игры;
выявление возможности способствовать развитию речи через дидактическую игру;
проведение диагностики речевого развития дошкольников;
анализ и коррекция формирования речи дошкольников.
2.2. Реализация ведущей идеи опыта
Создание условий для полноценного развития речи детей с помощью дидактической игры предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно -развивающей среды в группе. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, детского творчества, сенсорный и музыкальный уголки, зона отдыха.
Предметно - развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Одна из главных задач - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.
Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.
Подбор игр по развитию речи разнообразный : «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Найди маму», «Волшебный мешочек», «Весёлые матрешки», «Картинки - половинки», «Найди окошко», «Кто в домике живет?», «Помоги мишке собрать урожай», «Кислый – сладкий – соленый», «Угадай по описанию», «Угадай, какая сказка», «Найди отличия», «Чего не хватает?» и другие.
Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико-грамматические игры, например: «Назови три слова», «Что вы видите вокруг?».
Словесные игры «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Так как дети любят загадки, с удовольствием стараются их разгадать, предлагаю детям игры на отгадывание загадок. Это развивает воображение, помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формирует быструю реакцию на слово.
Немаловажную роль играют артикуляционные игры. Считаю, что их необходимо проводить, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи.
Игры с мячом сопровождаются словесной игрой: «Скажи ласково», «Съедобный - несъедобный», «Летает - не летает?». Эти игры способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей.
Для детей старшего возраста подбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручается кому-либо из участвующих, кто более самостоятелен в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.
Особое внимание обращаю на тех детей, речевая активность которых проявляется очень слабо. Для этого провожу с ними индивидуальную работу, стараясь, чтобы дети чувствовали себя комфортней и свободней в любой обстановке.
Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.
Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.
Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами. Рекомендуется играть с детьми даже на кухне.
Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактическая игра «Помогаю маме» и т. д.
Так как игры с пальчиками стимулировали, ускоряли процесс речевого и умственного развития ребенка. Предлагается игра на обогащение словаря, например: «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю».
Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.
2.3. Результативный компонент опыта
Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей.
Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников.
Дидактические игры сделали процесс запоминания более простым, интересным, творческим и помогли воспитанникам преодолевать робость и застенчивость. Овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее. У детей появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.
С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.
В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.
Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития детей младшей группы.
Диаграмма речевого развития детей младшей группы
за 2018 - 2019 учебный год
Дата Высокий Средний Низкий
Начало года 35% 65% 0%
Середина года 52% 48% 0%
Выводы:
Предложенные в таблице и диаграмме результаты говорят о положительной динамике освоении детьми младшей группы программы ДОУ с использованием дидактических игр по образовательной деятельности «Развитие речи».
По итогам тестирования, бесед, анализу результатов образовательная область освоена детьми на 78% в середине учебного года.
Показатели начала года и конца года значительно отличаются:
Образовательная область «Развитие речи»
Начало года
Высокий уровень 12 чел. 52 %
Средний уровень 11 чел. 48%
Низкий уровень нет 0 %
Результаты показали положительную динамику речевого развития детей.
Данные показатели говорят о том, что дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми по формированию речевой активности детей дошкольного возраста.
III. Заключение
На основании собственного опыта использования дидактических игр как средства развития речи детей был сделан следующий вывод: правильно подобранная дидактическая игра создаёт условия для обогащения словарного запаса и развития речи детей, включает дошкольников в образовательную деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития личности ребенка.