ныхрикова наталья
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Педагогический опыт
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт
воспитателя МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Сказка»
ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»
Ныхриковой Натальи Юрьевны
по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры, Педагогический опыт» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в младшем дошкольном возрасте. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является залогом успешного овладения любой практической деятельностью, формирования способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование сенсорных процессов : ощущений, восприятий, представлений.
В младшем дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают мне строить работу по сенсорному развитию детей на материале авторских дидактических игр и пособий, которые направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражать свои чувства, переживания через игровую деятельность.
Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, вкус, запах и и. д., различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
является основой для интеллектуального развития;
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
развивает наблюдательность;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
развивает внимание;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
влияет на расширение словарного запаса ребенка;
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по :
отбору, разработке, подготовке игр;
включению детей в игровую деятельность;
осуществлению самой игры;
подведению итогов, результатов игровой деятельности.
В дидактических играх познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра выступает одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является ведущим видом самостоятельной деятельности детей.
Актуальность опыта заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на цвет и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема, – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач:
изучение возрастных особенностей восприятия дошкольников;
определение правильной последовательности в планировании работы;
изучение динамики уровня сенсорного развития детей;
создание банка дидактических игр и упражнений, дифференцированных для разных возрастных групп;
создание материальных условий для сенсорного развития дошкольников;
обучение дошкольников точному и полному восприятию предметов, их свойств, отношений.
Я считаю, что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:
создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;
раннее начало обучения дошкольников;
включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
В нашей группе для сенсорного воспитания детей созданы следующие условия:
Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.
Создана предметно - развивающая среда (центры развития ребенка).
Разработано руководство сенсорным развитием детей, в результате чего у детей формируются эталоны системы, умения исследовать, анализировать, выразить словом.
Разработаны картотеки наблюдений, опытов, экспериментов.
Система работы отражена в перспективном и календарном планировании.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, картина осеннего леса воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Теоретическая база опыта.
Изучение работ отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой по теме «Дидактические игры» подвели меня к выводу, что одним из основных средств сенсорного воспитания являются именно дидактические игры.
Они как игровая форма обучения – явление очень сложное. В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игровое или занимательное. Учебно-познавательное начало в игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
В своей работе я использую:
Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для педагогов/ авт. Т. В. Башаева
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Наталия Нищева. Изд. Детство-Пресс, 2011
Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому/ авт. В. Г. Дмитриева
200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для педагогов и родителей/ авт. Е. А. Солнцева
Петрова, Лиханова, Присяжнюк: Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие.
Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы всестороннего развития дошкольников в процессе игровой деятельности освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Для развития сенсорных способностей дошкольников, мною были поставлены задачи:
Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке, в умывальной.
Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.
Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир.
Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
• Учить ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко круглое.
• Учить ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
• Учить ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.
Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.
Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.
Методика проведения дидактических игр в младшей группе.
У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре : обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.
Важно уделять внимание развитию зрительного восприятия, т. е. на эстетическую сторону дидактического материала.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».
В дидактической игре «Помоги рыбкам» прошу помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показываю, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».
Наши дети также полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые, дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.
Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них, «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие, «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера, «Собери пирамидку», «Построй башенку».
Работая над развитием осязательных ощущений детей, мы ставили перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов.
Игра «Кто что услышит?». Ставила перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Дети с удовольствием играли в эти игры.
Игра «Узнай по звуку предмет». Для этой игры использовали различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, ложка и т. д.). Дети сидели спиной, а мы за ширмой производили шумы и звуки различными предметами. Дети догадывались, чем был произведен звук.
Игра «Тихо-громко» развивала умение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для этого подбирались игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать).
Для развития слухового ощущения использовались аудиокассеты с записью детских песенок и загадок. Технические средства повысили интерес детей, сделали процесс обучения более занимательным.
Развивалось сенсорное представление в центре воды и песка, где детям предлагались следующие игры : «Найди шарик», «Найди кубик». Дети самостоятельно прятали предметы и с радостью искали их. Также играли в центре воды и песка с большими и маленькими игрушками, а иногда даже проводились с детьми игры с тазами разного цвета. Воду наливала в тазы разного цвета. Ребятки пускали в зеленый тазик больших рыбок, а в красный тазик маленьких. Дети сравнивали на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они замечали, что все (камешки) разного размера, играя с песком дети пересыпали его, делали из него постройки.
Для обогащения чувственного опыта детей осязательных, обонятельных и вкусовых ощущений были привлечены и члены семей наших воспитанников. В осенний период родители приносили в группу яблоки. Яблоки были разного размера, цвета, и даже вкуса (антоновка – кислое, звездочка – сладкое). Яблоки были шершавые, гладкие, душистые, кислые, сладкие, красные, желтые, зеленые. На родительском собрании по теме «Давайте познакомимся» совместно с детьми было проведено чаепитие. Родители принимали активное участие в его организации. По предложению воспитателей были принесены блюда из яблок (пирог, варенье, яблоки печеные, сушеные).
Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Пособия, дидактические игры, тренажеры мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую-либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в играх. Брали дидактический материал домой.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по организации сенсорного воспитания с детьми способствовала решению поставленных задач: были созданы условия в детском саду, в группе, разработан перспективный план по схеме для решения задач сенсорного развития детей, был обогащен слуховой, обонятельный, осязательный, тактично-двигательный чувственный опыт детей.
В результате моего опыта по сенсорному воспитанию дети научились: находить, называть и различать цвета; различать громкую и тихую музыку; называть на ощупь предметы.
Анализ результативности
Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста - это положительные данные диагностического обследования.
Я считаю, что положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями проблемного обучения:
Огромный труд при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
Совершенствование и оттачивание, и индивидуальный подбор приемов, форм и методов педагогического искусства.
Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.
Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по познавательному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, видео материал.
Приложение
Дидактическая сенсорная игра для развития мелкой моторики рук «Черепаха»
Модуль «Черепаха» связан из яркой разноцветной нитки, внутри -наполнитель.
Разработала: воспитатель ОП «Д/С «Ромашка» Комбинированного вида». Ныхрикова Наталья Юрьевна.
Цель: развитие мелкой моторики рук ребенка.
Игры и занятия с дидактической «Черепахой» формируют согласованность движений пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности. Яркая и интересная игрушка «Черепаха» очень популярна среди детей. Пособие способствует развитию мелкой моторики рук : ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы, пряжки, шнуровать, завязывать банты.
Задачи:
1. Зашнуруй шнурок. Цель – закрепление цвета, различных способов шнуровки, развитие мелкой моторики. Закрепление понятий сверху вниз, снизу вверх.
2. Пристегни цветочки. Цель – закрепление цвета, развитие мелкой моторики рук, закрепление понятий выше, ниже, слева, справа.
3. Завяжи бантик. Цель – закрепление цвета, последовательности выполнения задания, ориентировка в пространстве по отношению к себе, закрепление понятий выше, ниже, рядом, слева, справа.
4. Застегни застежки. Цель –развитие глазомера.
5. Заплети косичку. Цель – закрепление различных способов плетения, развитие мелкой моторики.