Наталья Басина
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний.
К. Д. Ушинский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выразить свои мысли, тем больше возможностей имеет он для познания окружающего мира. Содержательнее и полноценнее становится его отношение со сверстниками и взрослыми. Активнее осуществляется психическое развитие.
Публикация «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» размещена в разделах
Основные задачи развития речи : воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняясь на каждом возрастном этапе.
Согласно ФГОС ДО «Речевое развитие» включает в себя:
владение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучение грамоте.
Только специальное речевое воспитание способствует овладению ребенком связной речью, представляющей собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально - смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Развитие речевой активности - главная задача речевого воспитания дошкольника.
Поэтому очень важно заботится о своевременном формировании речи детей, предупреждать и исправлять различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывает дидактическая игра, создаваемая взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра – это широко распространенный метод словарной работы, является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «назови одним словом» или «назови три предмета».
Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль экскурсовода в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает «туристам» о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.
Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. С этой целью проводятся такие игры, как: «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно передать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков как сложно ему осваивать последовательность описания, избегать повторов. Именно эти трудности и помогают преодолеть дидактические игры типа : «У кого какой предмет?», направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т. п., способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов.
В игре «Что изменилось?» ребенок не только отгадывает, какого предмета не стало, но и называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его. Игра требует от ребенка умения запомнить качества предмета и описать их по памяти. Предметы в игре подбираются различные по цвету, по форме, по материалу. Например: шарик, бочонки, кубики красного, коричневого, зеленого цветов, деревянные, железные, стеклянные.
Подводя итог, можно сделать вывод, что дидактическая игра является широко распространенным методом развития речевой активности дошкольников. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками.
Семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания будет неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.