Ольга Кальнина
Консультация «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Публикация «Консультация „Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания.
По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.
Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений, дидактической игры.
Основные принципы развивающих игр : совмещение элементов игры и учения, переход от игры - забав через игры- задачи и учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий. В качестве основных средств обучения развития связной речи выделили дидактическую игру и игровые приемы. Они используются для решения всех речевых задач.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:
учебное (познавательное)
игровое (занимательное).
Дидактическими играми можно считать игры, которые имеют особую учебно-игровую структуру.
В ней выделяются следующие элементы:
дидактическая задача, игровая задача
игровые действия
правила игры.
В основе дидактических упражнений лежит многократное воспроизведение, повторение, тренировка в том или ином действии.
Отличия дидактических игр от дидактических упражнений –
дидактические игры содержат несколько последовательных правил, игровых действий и варианты усложнения.
Дидактические упражнения, как правило, просты, не имеют игровых правил. Содержат одну игровую задачу или одно игровое действие.
На первом этапе работы поставили цель: усвоение детьми структуры сюжетного повествования.
Свою работу начали с метода совместных рассказывании, где использовали такой игровой прием «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».
Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Далее давался образец рассказа - это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае использовали прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовали дидактические игры «Магазин игрушек», «Кто это?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Реклама».
В качестве наглядной опоры предлагается детям «Схема описания игрушек».
Эти игры побуждали детей к активному речевому участию. С целью усложнения игры стала использовать загадки-описания. Так, сначала учились отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Здесь побуждала детей использовать схему самостоятельно.
Также включали в работу и рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания брали картины с упрощенным сюжетом и давался образец рассказа по картине. В продолжение работы по развитию связной речи включила рассказывание по серии сюжетных картин. Вместе с детьми рассматривали и описывали каждую картину из серии, а затем объединяли в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. Здесь в процессе рассматривания выделили: начало, середина, конец рассказа.
Далее один из интересных приемов это «Работа с сюжетными картинками».
Практическая часть:
Сейчас я вам предлагаю разделиться на две творческие группы. Перед вами на столе серия сюжетных картинок. Задание – составить рассказ по серии картинок. Игровой прием «Составление рассказа по серии сюжетных картинок». Давайте послушаем, что у вас получилось.
На II этапе своей работы усложнились все виды игр и игровых приемов. В совместном рассказывании использовался уже частичный образец - начало или конец рассказа, так как этот прием облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста.
Практическая часть:
Игра «Реклама» с использованием схемы. А сейчас мы вам предлагаем поиграть в игру «Реклама». Это дидактическая игра, в ней есть дидактическая задача, правила, игровые действия.
Цели: Учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
Задачи:
Развивать познавательную инициативу. Вводить знания о материалах, из которых делают игрушки.
Готовые игрушки отвозят в магазин игрушек. Чтобы игрушки быстро продавались нужно придумать хорошую рекламу – рассказ.
Продолжая работу над составлением рассказов об игрушках, использовали набор игрушек. Составляя связный последовательный рассказ по группе игрушек, сопровождался игровыми действиями с игрушками по типу игры - драматизации. В данном случае составление рассказа облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые сопровождает сам. Усложнилось и содержание. Усложняются и дидактические игры на описание их содержанием.
В составлении рассказов по картине добивались последовательного описания всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.
Практическая часть:
В работе по серии сюжетных картин использовали различные игровые приемы. Предлагаю вам упражнение «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее, придумать название рассказа и содержание по всем картинкам.
Практическая часть:
В упражнении «Что пропустили?» расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ, и сравнивают рассказы между собой.
Каждый из вариантов решает ряд задач: формировать представления о композиции; развивать умения описывать сюжет, предвидеть его развитие; придумывать начало и середину, когда известен конец. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
После того как дети усвоили структуру сюжетного повествования, научились понимать и оперировать схемами - моделями, знать композицию повествования и описания, переходим к следующему,
III этапу работы - творческому виду рассказывания - это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть связный, логически последовательный рассказ. Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинение рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц. В рассказах по отдельной игрушке (это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки, игрушка только определяет главного героя, а образы действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта. В рассказывании по серии картин, использовала словесные указания: кому начать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.
Игровое упражнение «Что сначала, что потом». Участникам предлагается самим выставить правильную последовательность и составить рассказ по картинкам.
На этом этапе было важным понимание детьми задание «придумать», то есть создать нечто новое, Тема должна быть близка к опыту детей. Только в этом случае у детей появится желание придумать свой рассказ.
Практическая часть:
Обучение умению придумывать сказки начала с игры «Перевертыши» или «Сказка наоборот». Предлагаю вам придумать
сочинить сказку, заменяя только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений.
Игра «Сказочники» с использованием различного видов театра, например, плоскостной. Педагог выставляет поочередно персонажей сказки, участники поочередно придумывают сказку, не забывая сохранять описание, логичность повествования, кульминацию и развязку.
Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки проводился поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. Далее на втором этапе совместно с детьми осуществляли анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Вместе с детьми выбирали тему, называли персонажей - героев будущей сказки, продумывали план развития сюжета. На третьем этапе активизировали самостоятельное развитие сказочного повествования. Предлагалось детям придумать сказку по готовой теме, сюжету, персонажами.
В результате проделанной работы расширяется словарный запас детей, дети легко пользуются схемами - моделями, свободно пользуются структурой сюжетного повествования. Речь детей стала логична и последовательна. пользуются разнообразными средствами выразительности.