Ольга Рябова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»
Рябовой Ольги Александровны
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Согласно указу президента РФ от 1-ого августа 2015г. Под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Человек является частью природы. Мы не можем существовать вне ее, не можем нарушать законы окружающего мира. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны и жизнь на земле. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. И Сорокина и др.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Так, дидактическая игра способствует :
- развитию познавательных способностей;
- обогащению чувственного опыта ребенка;
- развитию речи детей;
-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника;
-художественно-эстетическому воспитанию;
Таким образом дидактическая игра является средством всестороннего воспитания ребенка.
Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание правильного отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом его поведения. Природа привлекает детей, постоянно соприкасаясь с ней, она вызывает у них любознательность и интерес. Но при самостоятельном общении не всегда ребёнок может всё правильно понять, как заботливо и бережно относится к природе. Поэтому ввести ребёнка в мир природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, привить любовь к ней- задача дошкольного учреждения. С помощью дидактической игры дети накапливают чувственный опыт и творчески осваивают приобретённые знания, уточняют, закрепляют и расширяют свои представления о явлениях природы, растениях, животных.
Ведущая педагогическая идея инновационного опыта: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» заключается в развитии у детей начал экологической культуры и экологического сознания, а так же в развитие личности ребенка в целом, инициативности, коммуникативности, творческих способностей через дидактическую игру.
Теоретическая база опыта.
Психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, однако, проблема изучения целенаправленного использования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине прошлого, двадцатого века. Для того чтобы понять, в чем заключается суть этой проблемы, и что привело к ее возникновению, мы обратились к истории развития взглядов на игру.
В трудах психологов XIX века и начала XX века игра рассматривалась как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка, то есть как его персональное свойство.
Чрезвычайно широкое распространение в начале нашего века получила точка зрения К. Грооса. Игра характеризовалась как наследст-венно передаваемая форма поведения, назначение которой - упражнение инстинктов, необходимых для будущей взрослой жизни. Таким образом, игра перестала интерпретироваться как принадлежность индивидуальности; ее индивидуальная природа сводилась к свойствам человека как представителя биологического вида. В данном случае рекомендация для педагога сводилась к следующему: не мешать спонтанному развитию ребенка, обеспечивая лишь время и место для игры. Однако педагогика, всегда стремившаяся к активному воздействию на ребенка с целью его развития и воспитания, не могла удовлетворится такими рекомендациями. Уже в системе игр, разработанной Ф. Фребелем в первой половине XIX века, просматривается стремление влиять на развитие ребенка, предлагая ему постепенно усложняющиеся игры. В системе воспитания Ф. Фребеля игра, впервые в истории педагогике была выделена в качестве осо-
бого средства, необходимого для развития детей дошкольного возраста игры.
К первой трети нашего века сложились весьма противоречивые отношения между психологией и педагогикой. Тезис психологии о проявлении инстинктивных форм поведения явно не удовлетворял практическую педагогику, которой надо было определить содержание и методы общественного воспитания детей. Выход из этого противоречия мог заключаться только в разработке теоретических оснований, объединяющих действительные успехи педагогики игры и, в то же время, задающих научную платформу для использования игры как средство воспитания и развития ребенка.
Это противоречие было снято отечественной наукой, развитие которой привело к возникновению представлений об игре как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию. Игра стала рассматриваться как феномен социокультурного, а не биологического порядка.
Тезис о социальной природе детской игры, понимаемой как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития, достаточно исчерпывающе рассмотрен в работах Д. Б. Эльконина. Игра появляется на определенном этапе развития общества и служит средством, реализующем стремление детей участвовать в жизни взрослых, так как усложняющаяся структура производственной деятельности взрослых не позволяет ребенку непосредственно быть в нее включенным. Игра является, с одной стороны, принадлежностью детства, «живет» именно в детских поколениях, а с другой стороны - элементом системы воспитания, целенаправленно используемым обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.
Изменение взглядов на природу детской игры повлекло за собой переход от отождествления игры, с психическими процессами к интерпретации ее как деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В основу такого понимания значения игры для детей была положена разработанная в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. В Давыдова и других теория общественно-исторического происхождения психики, позволившая кардинально изменить традиционные взгляды на развитие ребенка.
Теоретические представления о сущности детской игры, развитые отечественной психологией, в основном, сводятся к следующему:
- игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;
- игра занимает свое место в ряду других «возводящих» деятельностей, яв-
ляясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ве-дущей деятельности, возникают основные психические новообразования данного возраста;
- развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть социальных влияний.
Развивающая функция игры, с точки зрения отечественных ученых, заключается в том, что она является средством социализации ребенка: именно через игру происходит приобщение ребенка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладения им специфически человеческими формами поведения, способами действия с предметами. Это обеспечивается особым - замещающим - характером игровой деятельности, делает их доступными для детей за счет отсутствия обязательности, требований определенного продукта, присущих «настоящей» деятельности.
С этой наиболее широкой функцией игры связаны и остальные ее функции. В силу того, что через игровую деятельность ребенок овладевает общественно выработанным опытом действий и отношений, именно в ней возникают основные психические новообразования, происходит переход на новые уровни психического развития. В связи с этим в концепциях отечественных ученых игра получила статус «ведущей» деятельности, то есть деятельности, которая определяет развитие на этапе дошкольного детства.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Начиная работу по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру», была поставлена цель – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
-способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;
- развивать у детей познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).
- привлекать детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.
- обогащать личный опыт детей положительным, гуманным взаимодействием с природой.
Новизна и отличительная особенность опыта заключается в усовершенствовании, а так же разработке и изготовлении дидактических игр экологического характера и использования их в обучении и игровой деятельности для развития у современного дошкольника экологической культуры.
Обучение и воспитание детей младшего дошкольного возрастов построено на следующих принципах.
Принцип наглядности. Дети дошкольного возраста нуждаются в возможности увидеть все то, о чём мы им говорим, и лучше воспринимают и надолго запоминают это, если мы воплощаем свой рассказ в яркий образ.
Принцип комплексности. Задачи экологического воспитания решаются комплексно в процессе разнообразной детской деятельности.
Принцип дидактики. Мир природы раскрывается детям через различные виды ощущений.
Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Необходимо помнить, что дети развиваются не одинаково, обладают различным потенциалом, индивидуальными особенностями и возможностями, и не учитывать этого нельзя.
В своей работе использовала следующие методы:
- библиографический (изучение литературных источников);
- эмпирические (наблюдение, эксперимент);
- психолого-педагогические (анкетирование);
-количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика).
Наблюдая за поведением младших дошкольников, поняла, что многие знают, как относится к объектам природы, но не понимают почему это нужно делать именно так. В ходе беседы дети осуждали жестокое обращение к растениям и животным, но в реальных обстоятельствах не задумываясь срывали цветок или давили насекомое. С помощью игровых ситуаций и тестов провела диагностику и выяснила, что у детей не сформирован эмоционально-чувственный положительный опыт взаимодействия с природой. В ходе анкетирования родителей выяснила, что родители обладают недостаточно хорошими знаниями в области экологии и порой подают плохой пример детям.
В целях просвещения родителей оформила несколько консультаций по данной теме: «Что такое экология?», «Экологическое воспитание в семье», «Правила поведения в природе», «Чистое село-наша забота», привлекла родителей к участию в развлечении «Путешествие в осенний лес», трудовой акции «Благоустроенный участок», конкурсам «Лучшая осенняя поделка», «Рисуем вместе с мамой «К нам весна шагает быстрыми шагами».
Планируя работу с детьми, разделила её на шесть блоков: «Живая и неживая природа», «Мир растений», «Мир животных», «Человек», «Времена года», «Сбережём природу». К каждому их пяти блоков разработала картотеку дидактических игр, которые использовала в разных видах детской деятельности.
Оформила предметно-развивающую среду в группе: «Экологический центр», в котором разместила макеты «Домашние животные», «Дикие животные», «Зоопарк», настольно-печатные игры «Овощи и фрукты», «Чей домик?», «Мамы и малыши», «Времена года», «Волшебное дерево» и другие, календарь природы «Экологическое окно», природные материалы (дерево, камешки, ракушки, песок, комнатные растения: фикус, бальзамин, бегония, герань, куклу, одетую в сезонную одежду, наглядный материал в виде книг и карточек с крупными изображениями насекомых, птиц, диких и домашних животных, садово-огородных культур, сезонные объекты: летом — букеты цветов, осенью — букеты осенних листьев, зимой — еловые ветки в вазах, весной — цветущие веточки деревьев и кустарников. На стене разместила наглядное пособие «Русская берёзка», благодаря съемным деталям, меняю крону дерева в зависимости от времени года.
В ходе работы разработала и изготовила дидактические игры «Природа – наш дом, наведём порядок в нём», «Времена года», «Цветы и насекомые». При разработке игр я учитывала такие требования, как:
-соответствие игры программным требованиям;
- соответствие цели занятия;
-доступность для всех детей группы;
-развивающую, практическую и воспитательную направленность игры.
При изготовлении игр использовала материалы различной фактуры, преследуя цель развития детской мелкой моторики. Чтобы каждый из этих материалов подарил ребёнку новые ощущения и разнообразил его представление об окружающем мире. Использование игр возможно, как для групповой, так и для индивидуальной работы. Данные дидактические игры хорошо вписываются в режим занятий, закрепляют знания, полученные детьми, развивают самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизируют речевое развитие, стимулируют развитие любознательности.
Анализ результативности.
Анализ результатов экологической воспитанности детей показывает :
повысился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. Дети различают и называют конкретные виды растений и животных, знают особенности их внешнего вида, повадки. Называют основные признаки неживой природы, устанавливают простейшие связи между ними. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, стремятся к совершению добрых поступков.
В процессе НОД по познавательному развитию дети стали более внимательны. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают дополнительные интересующие их вопросов, с удовольствием играют в дидактические игры. Во время прогулок дети стали проявлять большой интерес к растениям, к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее к ним относиться.
Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. При взаимодействии с родителями проявилась:
-желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;
-активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах).
Убеждена, что начинать экологическое воспитание детей следует как можно раньше. В этом возрасте дети очень восприимчивы и первые яркие впечатления откладываются в их памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Следовательно, познание малышами сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями. Во-первых, предметно-пространственная среда требовала совершенства в соответствии с ФГОС ДО; во-вторых, возможность общения с природой воспитанников нашего учреждения ограничена территориальными рамками, в основном для экскурсий, исследовательских работ используется близлежащая территория: огороды и цветники, экологическая тропа на участке ДОУ. В дальнейшем буду продолжать работу по экологическому воспитанию стараясь пробудить у детей интерес к природе, учить видеть в обычном- чудесное, в привычном- необычное, вызывать эстетические переживания и умение сопереживать живым существам.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Информацию о накопленном мною положительном опыте «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада.
С целью распространения положительного педагогического опыта, размещаю опыт работы и его описание на интернет сайте:
https://nsportal.ru/ryabova-o-a
Так же выступала с докладами «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» в ГБУ ДПО «Мордовском Республиканском институте образования» на Образовательном форуме «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования : опыт, проблемы, перспективы», «Речевое развитие дошкольников через дидактическую игру экологического характера»» в МКУ «ЦИМОМОУ» Лямбирского муниципального района РМ «Районная предметная секция руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений», дидактические игры представляла на городском конкурсе наглядной агитации «Экологическая копилка» (номинация «Дидактическая игра», I место, районном конкурсе «Понарошкин мир» (номинация «Открываю мир для себя», призёр)
Данный педагогический опыт работы рекомендован как дополнительный материал для начинающих педагогов ДОУ и педагогов со стажем в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Приложение 2.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе.
Тема: «Бурый мишка, хватит спать,
Пора вставать, весну встречать!»
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид занятия: тематическое.
Методические приемы: приветствие, чтение стихотворения воспитателем, речевая игра «Что бывает весной», прослушивание аудиозаписи "Пение птиц", сюрпризный момент «Появление птички», гимнастика для глаз «Следи за птичкой», игра «Тихо-громко», физкультминутка «Мишка лапки подними», беседа «Чем питается медведь?», лепка ягод для варенья, подведение итога, рефлексия.
Цель: закреплять навыки отщипывания небольших кусочков пластилина, раскатывавания и сплющивания пластилинового шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.
Задачи:
1. Обогащать и расширять знания детей о времени года весна.
2. Учить детей менять силу голоса : говорить то тихо, то громко.
3. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики круговыми движениями ладоней, сплющивать на горизонтальной поверхности.
4. Формировать познавательный интерес к окружающему миру.
5. Развивать речь детей.
6. Развивать крупную и мелкую моторику.
7. Развивать творческие способности.
8. Воспитывать отзывчивость, желание оказывать помощь.
Материал: презентация; музыкальные записи : Т. Морозова «Весна-красна идёт», пение птиц «Малыш в лесу», А. Вивальди «Весна. Времена года»; игрушки : птичка, плюшевый медведь, берлога, буфет; заготовки из бумаги «Банка для варенья», красный восковой пластилин, доски для лепки, салфетки.
Предварительная работа: беседы и рассматривание картинок по темам «Весна», «Где спит медведь зимой», «Чем питается медведь», игра «Тихо- громко», лепка предметов круглой формы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит музыка. Слайд 1 «Титульный лист» (Дети входят в зал под музыку Т. Морозовой «Весна- красна идёт»)
-Все в сборе
Взрослые и дети!
Мы можем начинать.
Но для начала
Нам нужно «Здравствуйте» сказать.
Дети все вместе говорят:
-Здравствуйте.
Воспитатель читает стихотворение Н. Агошковой:
«Пробуждается природа,
Ей сегодня не до сна.
Наступило время года
Под названием весна»
Слайд 2 «Весна», воспитатель обращает внимание детей на картинку :
-Посмотрите, дети, как красиво весной! (Дети рассматривают картинку).
Присаживайтесь на стульчики, спинки выпрямите, ножки поставьте ровно. (Садятся на стульчики).
Речевая игра по картинкам «Что бывает весной»
- Поиграем в игру «Что бывает весной», я начну говорить, а вы закончите.
Весной на небе ярко светит (слайд 3 «Солнышко»)
Весной тает… (слайд 4 «Тает снег»)
Весной на деревьях появляются маленькие зелёные… (слайд 5 «Ветка с распустившимися листочками»)
Весной в лесу просыпается и выходит из берлоги… (слайд 6 «Медведь»)
Весной из теплых стран к нам прилетают… (слайд 7 «Птицы»)
-Молодцы, вы много знаете о весне.
2. Основная часть.
Сюрпризный момент.
Звучит музыка «Малыш в лесу» (пение птиц)
- Дети, послушайте, что это за звук?
-Да, птицы поют, радуются весне, вот и к нам прилетела птичка. (Воспитатель демонстрирует птичку на палочке, посмотрите, как она летает. (Гимнастика для глаз «Следи за птичкой») (Дети следят глазами за птичкой).
- Птичка, просит нас о помощи: весна пришла, а мишка в лесу ещё не проснулся. Пойдём за птичкой, она покажет нам дорогу, поможем ей разбудить медведя. (Дети встают со своих мест идут за птичкой под музыку «Малыш в лесу». Подходят к берлоге, где спит медведь).
Слайд 8 «В лесу»
- Дети, мишка спит в берлоге.
Игра «Тихо-громко»
-Давайте разбудим его, скажем сначала тихо: «Мишка, вставай, весна пришла!»,
А теперь громко: «Мишка, вставай, весна пришла!» (Дети повторяют слова вместе с воспитателем сначала тихо, потом громко).
Воспитатель достаёт игрушку медведя из берлоги :
-Мишка, вставай, из берлоги вылезай, свои лапки разминай, делай вместе с нами!
Физкультминука «Мишка лапки подними» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Мотивация.
-Молодцы, разбудили мишку, он спал долго и очень проголодался. Что любит кушать мишка? (Мёд, ягоды, орехи, рыбу)
-Да, всё правильно, только за долгую зиму все запасы у медведя закончились. (Показывает на пустой буфет у мишкиной берлоги). Давайте угостим мишку вкусным ягодным вареньем.
Проходите и садитесь за столы.
Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на посадку детей за столами). (Перед каждым ребёнком на столе доска для лепки, кусочек красного пластилина, заготовка из бумаги «Банка для варенья», салфетка).
- Ягодки для варенья из пластилина красного цвета, они круглой формы. (На мольберте образец «Банка с вареньем», перед воспитателем на столе доска для лепки, кусочек красного пластилина, заготовка из бумаги «Банка для варенья», салфетка). От большого куска пластилина отщипываем маленький кусочек, раскатываем из него шарик и придавливаем к баночке пальчиками (демонстрирует). Приготовьте ручки, покажите, как будете раскатывать шарик. Дети показывают в воздухе, как раскатывают из пластилина шарик круговыми движениями.
-Берите пластилин, приступайте к работе. (Звучит музыка А. Вивальди «Весна. Времена года»). (Дети самостоятельно отщипывают маленькие кусочки пластилина, раскатывают и прижимают к заготовке. По мере необходимости воспитатель оказывает помощь детям, у которых возникли трудности).
3. Заключительная часть.
Итог занятия.
- У вас получились отличные баночки с вкусным вареньем, давайте отнесём их мишке и поставим к нему в буфет. (Дети берут свои работы. Несут и ставят их в буфет).
-Спасибо вам, дети, теперь медведь не будет голодать. Пока не вырастут в лесу ягоды, орехи, не появится в ульях у пчёл мёд, он буде кушать ваше варенье.
Рефлексия.
- Наступило время года весна. Кого мы будили в лесу? Где спал мишка? Как вы мишке помогли, что вы сделали для него? (Будили в лесу медведя. Он спал в берлоге. Мы сделали для медведя банки с вареньем).
- Молодцы, мишка очень рад. Говорит вам спасибо и до свиданья. (Дети прощаются с мишкой, с гостями и уходят в группу).
Воспитатель сажает медведя рядом с буфетом, уводит детей.