Гульназ Тибеева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда было важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако, ознакомительный характер процесса экологического образования, ориентирование на формальное заучивание, а не на анализ, размышление, оценку экологических ситуаций и поступков людей в окружающей среде, утрата способов существования в природе, оторванность от природы, отражающаяся на образе жизни ребенка, его поступках, не позволяют говорить о высокой результативности экологического образования.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дидактические игры одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, ребёнок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитываются сообразительность, находчивость, инициатива.
Дидактические игры по экологии, используемые педагогами ДОУ, направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы, животного и растительного мира. В таких играх используются листья, плоды декоративных деревьев, овощи, фрукты и т. д. Они используются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, ОБЖ и др. конкретизируют познания детей о свойствах и качестве объектов природы.
Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных.
Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира.
Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни. Такие природоведческие игры отражают явления живой и неживой природы.
Творческие игры учат дошколят отражать впечатления, полученные в процессе ознакомления с окружающим миром, а игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний.
Суть творческой обучающей игры «Мы туристы» в том, чтобы привить нашим детям правила поведения в лесной зоне, помочь овладеть умениями, которые пригодятся во взрослой жизни, а иногда и просто помогут сохранить её в чрезвычайной ситуации, когда рядом может не оказаться привычных условий, к которым мы привыкли.
Представляю вашему вниманию конспект творческой обучающей игры «Мы туристы», которая направлена на воспитание бережного отношения к природе своего родного края, основам использования туристического снаряжения, его разнообразии, правилам выбора места стоянки, рассказывает о приметах, которые помогут туристу ориентироваться на местности.
Основная цель игры: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни средствами организации детского туризма. Привить любовь к родному краю и его природному богатству.
Задачи:
1. Рассказать о том, как должны вести себя туристы на природе.
2. Познакомить детей с топографическими знаками («не шуметь», «не разводить огонь»).
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Рассказать, почему нельзя уничтожать растения и животные.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения
Ожидаемые результаты.
• Снижение уровня детской заболеваемости.
• Повышение заинтересованности воспитанников, родителей педагогов в формировании здорового образа жизни. Приобщение к физической культуре и туризму.
• Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
• Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
• Полученные детьми знания о туризме, и природе родного края позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья.
• Развивать искреннее чувство любви к родным местам.
Территория нашего ДОУ позволяет устроить модель туристического лагеря, который познакомит детей на практике с тем, как путешественники, преодолев большой путь, устраивают место стоянки в лесной зоне, как устраивают свой ночлег. Наша берёзовая роща вполне напоминает уголок природы средней полосы нашего края.
Знакомя своих воспитанников с природой, мне хочется не просто сообщить им конкретные знания, но и вызвать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чувства. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой, или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д. Такие встречи с природой возбуждают фантазию моих ребятишек, способствуют развитию речевого, изобразительного, речевого творчества, почему лесные травы так красиво зовё т народ: Матрёшка, Зверобой, Душица.
«Потребность в красивом, - говорил В. А. Сухомлинский,- утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…»
Таким образом, знакомя детей с природой, играя в настоящих туристов: сильных, ловких, наблюдательных, мы ещё и обязательно весёлые, находчивые, умеющие беречь и любить свою родную природу. Обучая в такой игре навыкам и умениям, необходимым любому человеку -путешественнику, мы раскрываем в ней и красоту человеческого труда, зарождаем желание сделать свой край ещё прекраснее.
Любовь к природе определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений, в сохранении красоты маленького уголка леса после того, как там побывал человек. Попив чай из лесных трав, научившись вбивать колышки для установки палатки, да ещё распевая весёлые походные песни, дети наверняка расскажут дома своим близким, что «Турист даже если на пузе, проползёт, то ничего с ним не случится…»
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ 54
«Центр развития ребенка – детский сад № 54»
Городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Тибеева Гульназ Гайсаровна