Туранова Екатерина
Развитие изобразительной деятельности посредством нетрадиционных способов рисования. Опыт работы
2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
2.1 Технология опыта
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение е начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развить в ребнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Нетрадиционные приемы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Публикация «Развитие изобразительной деятельности посредством нетрадиционных способов рисования, Опыт работы» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Цель: развивать изобразительную деятельность дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
Условия реализации творческого развития методом нетрадиционных техник рисования :
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию образования;
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе.
Свою деятельность в период проведения опыта по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей я разбила на три направления работы.
Таким образом, мой опыт состоит из трех взаимодополняющих друг друга направления работы.
2.2 Работа в направлении «Педагог - ребенок»
В работе с детьми я применяю нетрадиционные техники и материалы :
- рисование на фольге, рисование зубочистками на клее ПВА, рисование на молоке, клей для создания 3D-эффекта, 3D-рисунки, рисунок по соли, рисование пеной для бритья, пуантилизм для детей цветными маркерами (фломастерами, гризайль, гроттаж, зентангл и дудлинг;
- игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей : тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;
- рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта;
- рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.
Свою роль как педагога вижу в том, чтобы научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
К методам моего воздействия, которые стимулируют детей к творчеству, прежде всего, отношу наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические методы. С детьми провожу беседы, которые помогают мне обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С этой целью я также использую поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. Стараюсь формировать у детей представление о различном подходе в передаче образа и поэтому, во время беседы, мы рассматриваем разные варианты изображения, перед проведением бесед устраиваем в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно-прикладного искусства, устраиваем тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.
Использую тематический литературный, музыкальный, фольклорный и игровой материал, который позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.
Наблюдательность детей мы развиваем на прогулках, экскурсиях. Дети начинают замечать, что в природе цвета имеют оттенки. В своих рисунках дети используют эти оттенки. Я пытаюсь научить детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения (так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден). Мы учимся анализировать предметы, обращать внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.
Принципы построения работы по нетрадиционному рисованию :
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Развивающие технологии используемые в процессе опыта.
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия :
- Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
- Новизна обстановки;
- Необычное начало работы;
- Красивые и разнообразные материалы;
- Интересные для детей неповторяющиеся задания;
- Возможность выбора;
- Рисования с помощью бросового материала.
Формы работы
- Непосредственно образовательная деятельность.
Разработано перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми средней и старшей групп по Художественному творчеству. Рисование нетрадиционными способами (Приложение)
- Совместная деятельность воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности.
Разработано планирование совместной деятельности воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности с детьми средней и старшей групп по художественному творчеству, рисование нетрадиционными способами (Приложение)
- Рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- Чтение и обсуждение художественных произведений;
- Дидактическая игра;
- Динамические игры (использовались как в НОД, так и самостоятельно) (Приложение)
- Оформление выставок.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию
- Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.
- Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
- Фронтальная. Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.
2.3 Работа в направлении «Родитель - Ребенок – Педагог»
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребенок. Я уверена, что каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей, укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей, знакомство с различными техниками изобразительной деятельности, воспитание художественного вкуса.
Задачи:
- Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
- Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми
- Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
- Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
- Смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.
Для реализации поставленных целей и задач, мной разработан годовой план работы с родителями (Приложение).
Применяемые формы работы с родителями :
- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
- Педагогические беседы с родителями;
- Тематические консультации;
- Оформление уголков для родителей, тематических выстовок;
- Мастер-классы;
- Работа с родительским активом группы.
Предварительная работа :
Провести анкетирование родителей, обработать анкеты. Составить анамнез семьи, социальный паспорт. В своем опыте я придерживалась следующих приемов взаимодействия с родителями.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Направления работы с родителями по реализации опыта :
1. Консультативно-рекомендательная работа. Это наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения, это стенды о правах и обязанностях, краткие выдержки из нормативно - правовых документов - Конвенция ООН о правах ребенка, закон «Об образовании», Устав детского сада, памятки о построении взаимоотношений в ДОУ, стенды с достижениями педагогического коллектива и воспитанников, которые отражают степень активности детского сада.
2. Просветительная работа. В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно-эстетического воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Кроме всего этого, я использую специальные памятки, брошюры. (Приложение)
3. Практические занятия с родителями. Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей.
Проведению собрания предшествует большая предварительная работа : проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы. На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Очень интересными для родителей являются мастер-классы, которые я проводила и как часть родительского собрания, и как отдельное самостоятельное мероприятие.
Традицией группы стало организация выставок совместных работ родителей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников. Огромную помощь в работе оказывает родительский комитет.
4. Совместная работа родителей и детей. Эффективной формой общения детей и родителей являются традиционные и нетрадиционные праздники в детском саду.
Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.
2.4 Работа в направлении «Педагог - Педагог»
Поскольку в нашем детском саду функционирует семь групп и у всех воспитателей имеется интерес к освоению и применению в непосредственной образовательной деятельности нетрадиционных техник рисования, постоянно возникают вопросы по организации такой деятельности, необходимо создать условия для дальнейшего развития данного вида деятельности.
Педагоги регулярно приглашаются к нам в группу. Они становятся непосредственными участниками создания творческих рисунков детей. Это позволяет продолжить работу в направлении развития творческих способностей средствами нетрадиционного рисования. Мной разработаны рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционного рисования при работе по проведению занятий с использованием нетрадиционных техник рисования (Приложение).
Мною были проведены мастер-классы для воспитателей: «Нетрадиционные техники рисования», «Изготовление штампов для нетрадиционного рисования».
2.5 Результативность опыта и его эффективность
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
По результатам работы к концу года прослеживается положительная динамика в развитии у детей навыков в процессе рисования.
Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения я провела диагностическое обследование (в основу, которой легла педагогическая диагностика Т. С. Комаровой) по 4 критериям:
• оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;
• оценка процесса деятельности;
• оценка продуктов деятельности;
• оценка творческого воображения.
Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень развития художественно-творческих способностей у детей за 1,5 учебных года.
Результаты диагностики показали: в начале учебного года только один ребенок показал уровень выше среднего, 55% детей – низкий уровень, 36%-средний уровень. В конце учебного года показатели значительно улучшились – только у двоих детей уровень ниже среднего. Остальные дети (примерно поровну показали высокий и средний уровень).
В начале нового учебного года показатели снова порадовали: уровень всех детей оказался выше среднего! В январе 2018 г. также низкого уровня никто из детей не показал. Высокий уровень у 82% детей, средний - у 18%. Работы детей стали более выразительные, оригинальные.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Повысился уровень понимания речи, пополнен активный словарь, многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.
Задача взрослых состоит в том, чтобы внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка и не ограничивать его; обеспечивать условия для творческой самореализации; уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать свободу выбора; удовлетворять потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках – т. е. использовать различные техники и материалы; научиться взрослому, делать не за ребанка, а вместе с ним и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
Для развития творческих способностей на занятиях я знакомила ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования и начинала этому учить шаг за шагом от простого к сложному.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения задания. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой рисования должно строиться с учётом специфики деятельности и возраста детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т. д.
Мною замечено, нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что в процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок получает изображение, отличное от других, что, естественно, вызывает у него массу положительных эмоций.
Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, новыми нетрадиционным техникам, учится осознанно их использовать. А главное - нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник приводит :
- снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- чувство фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Считаю, что одной стороны, педагоги совершенствуют свои творческие способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, с другой - непосредственно работая с дошкольниками, совершенствуют знания и углубляют способности в процессе сотворчества.