Ширманова Виктория Игоревна
Педагогический опыт «Формирование эстетического отношения к природе, посредством изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день, уважаемые, коллеги!
Меня зовут Бодрикова Марина Николаевна.
Я работаю воспитателем в детском саду № 325.
Опыт моей педагогической деятельности пока небольшой – 3 года.
Его я посвятила проблеме: «Формирования эстетического отношения к природе через изобразительную деятельность
Слайд 2
В начале моего выступления хотелось бы немного вспомнить с вами «Что же такое «Эстетика?» и что значит «эстетически воспитанный человек»
(воспитатели отвечают, на экране появляются ответы)
Слайд 3
Актуальность
Публикация «Педагогический опыт „Формирование эстетического отношения к природе, посредством изобразительной деятельности“» размещена в разделах
В настоящее время проблема эстетического воспитания – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.
Первый свой опыт по изобразительной деятельности я начала с детьми старшего возраста, увидев их желание рисовать, организовала кружок по изо (вечерний досуг), на котором заметила, что дети особый интерес проявляют к изображению окружающего мира.
Мне захотелось, помочь увидеть красоту окружающей природы и научиться передавать ее в изобразительной деятельности. Поэтому я решила продолжить работать в этом направлении, взяв после выпуска средний возраст.
Слайд 4
Проведя диагностику, я определила цели и задачи.
Цель: способствовать формированию эстетически культурной личности детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• обогащать представления детей об изобразительном искусстве;
• развивать умения детей использовать уже известные приё мы: закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии только в одном направлении ; ритмично наносить мазки, штрихи не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие – концом кисти.
• вызвать интерес к смешению красок;
• поощрять выражение эстетических чувств, выражение эмоций при рассматривании предметов искусства;
• развивать у детей творческое самовыражение через изобразительную деятельность, отражая и преумножая красоту окружающей природы.
• закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно, не напрягаясь.
Дети моей группы очень активные, любознательные, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, но и их очень тяжело чем- либо – увлечь, и я заметила, что ребята проявляют интерес к разным видам искусства.
Слайд 6
Для того чтобы деятельность детей носила творческий характер я стремилась создать условия для комплексного художественно – эстетического развития детей, что требует эстетически образованной предметно – развивающей среды.
В группе имеется уголок продуктивного творчества, где собраны необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь взять то, что ему нужно для самостоятельных занятий, что помогает развитию интересов и способностей.
Их сейчас вы видите на слайде:
• различные изо средства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и цветные мелки, ручки, простые карандаши, свечи, пластилин, глина, фломастеры; кисточки, стеки, палочки, ватные палочки, трубочки, щетки зубные, расчески, зубочистки, трафареты, линейки, крышки, пуговицы; дощечки для рисования, палитра;
• образцы по лепке, рисованию; карточки на смешивание, карточки на оттенки (осветление);
• Книги на ознакомление с народно – прикладным искусством, иллюстрации (свет и тень);
• рисунки детей;
• дидактические игры: «Подбери узор», «Кони расписные», «Перспектива», «Матрёшкин сарафан», «Составь узор», «Цветные гномики», «Цветной волчок», «Радуга».
• схемы – рисования отдельных предметов;
• индивидуальные папки детей с рисунками.
• альбомы о художниках – иллюстраторах: Е. И. Чарушин, В. Сутеев, Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич (их портреты, биографические данные, творчество, книги с их рисунками).
• альбомы с репродукциями известных художников по временам года.
• аудиозаписи «Классика о природе» - 1,2 диска, «Музыка и природа».
В группе подумано место для полочки красоты, которая располагается рядом с уголком продуктивного творчества.
Слайд 7
Основной формой работы являются занятия по изобразительной деятельности, где я создаю у детей хорошее настроение, стараюсь вызвать доброжелательное отношение к занятию, которые проходят в форме путешествий. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми: «В страну Рисования», в мастерскую художника, в выставочный зал, в лес в разное время года.
Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и т. д., находящимися на территории ДОУ. При организации таких наблюдений считаю необходимым дать детям возможность восхищаться красотой природы, любоваться ею, высказывать свои эмоции, впечатления и переживания от увиденного. Это побуждает у детей желание изобразить, запечатлеть все это в рисунках и аппликациях.
Поэтическое описание (стихи) так же помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.
Большую роль играет «полочка красоты». Дети знакомятся с произведениями искусства: живописью, книжной графикой, малой скульптурой, народно – прикладным искусством, предметами дизайна. Работа здесь проходит через индивидуальные и подгрупповые беседы, рассматривание, в ходе которых дети учатся видеть прекрасное.
Периодическая смена, систематическая работа с полочкой красоты способствовать тому, что дети самостоятельно замечают появление новых предметов, картин и детских книг.
Важное влияние на развитие детского изобразительного творчества оказывает обучение детей технике смешивание красок.
В средней группе мы активно продолжили эту работу по смешиванию красок. Мы вместе с детьми анализировали различные цвета; составляли их оттенки; смешивали краски для получения новых; добавляли белую краску в другие; соединяли краски, получая контрастные цвета – холодные и теплые.
Для закрепления использование панно «Мишка (Буратоно) смешивает краски», дидактические игры «Тепло - холодно», «Собери букет», не только знакомят с цветовым спектром, с теплой и холодной гаммой цветов, но и помогает закрепить знания детей, использовать их в практической деятельности.
Слайд 8
Чтобы вызвать интерес к рисованию использую как традиционные техники рисования:
- простым карандашом;
- цветными карандашами;
- рисование восковыми мелками;
- гуашью,
- акварелью
А также нетрадиционные способы изображения :
-техника рисования ладошкой и пальчикам, монотипия пейзажная, клякс графия, рисование на мокром листе бумаги, рисование свечой и акварелью, рисование ватной палочкой, грата, печать картофелем и яблоками, рисование мятой бумагой, рисование солью, рисование мыльными пузырями.
Слайд 9
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка.
Наиболее эффективными формами общения с родителями стали:
- мастер класс «Рисование тюльпана оттиском картофеля»;
- консультации «Какую роль играют картины, книги, музыка в эстетическом воспитании?», «Рисуем гуашью», которые помогли родителям понять, как через изобразительную деятельность ребенок самовыражается, как личность.
- памятка по теме: «Народное творчество в эстетическом развитии».
Слайд 10
В результате моей работы:
• повысился уровень знаний у детей о живописи. Дети познакомились с такими картинами Левитан И. «Золотая осень», «Берёзовая роща», Бродский «Летний Сад», Попков В. Е.» Осенние дожди, А. Рылов «Полевая рябинка», Шишкин «Сосны освещённое солнцем» .
• замысел рисунков стал более интересным и разнообразным. Дети самостоятельно и творчески раскрывают тему в рисунках.
• дети стали более активно смешивать краски, экспериментировать с цветом. Осваивают новые цвета и активно их используют;
• используют разнообразные техники рисования;
• у детей наблюдается проявление самостоятельного устойчивого интереса к природе.
Слайд 11
Результатом моей работы считаю также наличие грамот моих воспитанников, с которыми участвуем в различных конкурсах. Подбирая конкурс, провожу индивидуальную работу с детьми и родителями, предлагаю варианты, и дети сами выбирают то, что хотели бы нарисовать.
Слайд 21
Стараясь профессионально расти, я, как педагог, также участвую в различных конкурсах различного уровня, занимая призовые места со своими работами.
Слайд 12
А сейчас мне хотелось бы предложить вам посмотреть фрагмент занятия с детьми старшей группы «Осенний лес».
Цели занятия:
• учить детей отражать в рисунке осенние впечатления в соответствии со своими представлениями;
• рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные);
• закреплять приемы работы акварелью и кистью;
• развивать активность, творчество.
• продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.
Занятие состоит из 3 частей
В 1 части занятия дети совместно с воспитателем идут в осенний лес; попадая туда, они вспоминают признаки осени; стихи, которые дети уже знают об этом времени года, знакомятся с новыми стихами; погружаются в осенний лес с помощью слайдов с осенними репродукциями.
Затем воспитатель предлагает детям стать художниками и нарисовать осенний лес, дети присаживаются за столы.
Во 2 части начинается продуктивная деятельность. Перед тем как дети приступят к работе, воспитатель напоминает о приёмах рисования и правила работы с акварельными красками.
Слайд 13
Литература:
- «Примерная образовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, 2015 г. ;
- Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском сад» (средняя группа, 2014 г.
- Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском сад» (старшая группа, 2014 г
- Галанов А. С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
- Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество».
- Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».
- Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».
- Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».
- Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
- Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».