Наталья Липицина
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Актуальность
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Публикация «„Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
Связная речь - наивысшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Поэтому, главная задача воспитателя ДОУ найти те актуальные формы работы с детьми, через которые было бы эффективно развивать связную речь дошкольников.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая и монологическая речь.
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского. Он отмечает сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба).
По мнению исследователей (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Поэтому, считаю, что театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она, во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами - движение, мимика, интонация, жесты, поза; в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.
Рассмотрев, роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной деятельности, учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, мной были сформулированы цель и задачи работы.
Цель: внедрить в образовательный процесс элементы театрализованной деятельности, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить состояние работы по развитию речи детей во второй младшей группе, провести диагностику.
2. Изучить литературу по данной проблеме.
3. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи детей через театральную деятельность.
4. Пополнить игровой центр соответствующими материалами.
5. Создать картотеку театрализованных игр для применения в работе с детьми.
6. Привлечь родителей к работе по проекту, вести просветительскую работу о значении театрализованных игр для развития речи детей.
Работу по проекту строила поэтапно.
Подготовительный этап
- Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, выявила, что у 80 % детей низкий уровень развития речи, у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной и выразительной речи, отсутствуют коммуникативные навыки.
- Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить у них представления о важности развития речи детей, которое показало, что 60% родителей не придают особого значения специальной подготовке по развитию речи детей.
- Проанализировала условия для развития и проведения театрализованной игры : определение место для игры, пересмотрела оснащение театрализованных игр – приобрела разнообразные театрализованные игрушки, обновила декорации и атрибуты.
- Изучила методическую литературу по данному вопросу.
Содержательный этап
При решении поставленных задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной деятельности включила :
- Игры–имитации образов животных, людей;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;
- Инсценировки произведений;
- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
- Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
Начала свою работу с обыгрывания потешек. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника - играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать.
Много времени я уделила играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними старались запомнить стишки, радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.
Вместе с детьми обыгрывали небольшие сказки, стихи, таких писателей как Маршак, Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Правда, были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей, что сложно давалось малышам. Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, но в последствии разыгрались и втянулись в занятия.
Содержание занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и показ с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приё мы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Целенаправленно работа по проекту велась один раз в неделю, но театрализованная деятельность так прочно вошла в нашу жизнь с детьми, что стала использоваться во всех режимных моментах, включаться во все виды НОД, в совместной деятельности детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) использовали в содержание праздников, развлечений, которые показывали для детей других групп и родителей.
Чтобы добиться успеха в своей работе, необходимо, что бы родители были с нами в контакте, стали единомышленниками. Поэтому в установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей использовала разнообразные формы работы :
Анкетирование.
Родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями.
Рекомендации в родительском уголке:
1. «Как правильно разучивать стихи?»
2. «Театр в жизни вашего ребенка».
3. «Как организовать домашний театр?»
4. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры»
5. «Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»
Мастер – класс «Театр – это интересно».
Приглашение на театрализованные представления.
Привлечение к изготовлению атрибутов разных театров.
Заключительный этап
На конец учебного года, при повторной диагностике детей, было выявлено, что у 45 % детей высокий уровень развития речи, у них обогатился словарный запас, они стали более выразительны в речи, повысился уровень коммуникативных навыков, дети более свободно стали общаться со взрослыми и сверстниками.
Можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности является эффективным методом развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Свой педагогический опыт по данной теме представила коллегам ДОУ на итоговом педсовете, показала открытое мероприятие «В театр мы играем, речь развиваем»
Предполагаю дальнейшую работу в этом направлении, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей уже средней группы, условия реализации ФГОС ДО, обмен опытом с другими коллегами, работающими в данном направлении, поддержку со стороны родителей и администрации дошкольного учреждения.