МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Ольга Каваленя
Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи:

• Проанализировать научную и методическую литературу, практические материалы, по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ТНР.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» размещена в разделах

• обогатить предметно-развивающую среду для развития мелкой моторики рук (уголок самостоятельной художественной деятельности, картотеку нетрадиционных видов изобразительной деятельности.

• Разработать и использовать перспективное планирование раздела художественная деятельность в не регламентированной деятельности воспитанников.

• Обобщить опыт в виде рекомендаций, консультаций для педагогов в учреждении образования, подготовить консультации для родителей по теме.

На подготовительном этапе изучала психолого-педагогическую и научную литературу по развитию мелкой моторики рук у детей с ТНР.

Описание деятельности

Наблюдая за специально-организованной и самостоятельной деятельностью детей первой младшей группы с ТНР, анализируя её, особое внимание обратила на слабо развитую мелкую моторику у детей :

• не сформированы навыки самообслуживания;

• затруднение в играх с различными мелкими предметами;

• нежелание играть с мозаиками, шнуровками, вкладышами.

На подготовительном этапе изучала психолого-педагогическую и научную литературу по развитию мелкой моторики рук у детей с ТНР.

Проанализировав методическую литературу и электронные источники, я определила, на мой взгляд, более эффективные и интересные детям младшего дошкольного возраста с ТНР нетрадиционные техники изобразительной деятельности для развития мелкой моторики рук :

1. Рисование пальчиками.

2. Рисование ладошками.

3. Рисование ватными палочками.

4. Печать штампами.

5. Печать тычком.

6. Печатание мятой бумагой.

7. Аппликация салфетками.

8. Обрывная аппликация.

9. Аппликация из природного материала.

Я решила, активно использовать в своей работе нетрадиционные техники изобразительной деятельности : рисование и аппликацию для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ТНР.

На организационном этапе был разработан перспективный план раздела «художественная деятельность» нерегламентированной деятельности воспитанников (Приложение 1, создана картотека нетрадиционных видов изобразительной деятельности (Приложение 2). Была дополнена предметно-развивающая среда в группе : центр изодеятельности : трафареты, бумага, карандаши, раскраски, пластилин, мелкие камешки, крупы, семена растений, природный материал, мелкий бросовый материал. Цент изодеятельности расположен в группе таким образом, чтобы ребенок самостоятельно мог взять необходимые материалы и заниматься художественной деятельностью, тем самым развивать мелкую моторику рук (Приложение 3). Также были разработаны конспекты занятий нерегламентированной деятельности с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности (Приложение 4).

Основной этап.

В начале работы с использованием нетрадиционных техник с учётом возраста детей и их особенностей я применяла рисование ладошками и пальчиками. Рисование ладошками и пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, развивается мелкая моторика рук, а также можно добиться улучшения состояния организма в целом. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления. Сначала дети просто делали отпечатки ладошек, макая руки в подготовленную краску и прикладывая к бумаге. Затем ребята красили ладошки кисточкой и оставляли оттиск на бумаге. Это техника рисования способствовала не только развитию мелкой моторики рук, но и умению сконцентрироваться. Рисование ладошкой на темы «Осень», «Зима», «Рыбки» показало, что воспитанники заинтересовались работой, хотя не все сразу соглашались красить свои ладошки, но, наблюдая за товарищами, приступили к выполнению работы вместе со всеми. Сначала дорисовывали белые пятнышки на шапках мухомора, черные семечки на клубничке, постепенно работа усложнялась, и ребята раскрашивали пальчиками предметы, состоящие из нескольких частей. Результат этих работ получился превосходный.

Рисование ватными палочками, «Пуантилизм» (от фр. point - точка, способствовало развитию мелкой моторики рук. В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы. Принцип данной техники прост : ребенок закрашивает картинку точками. Сначала не у всех воспитанников получалось держать палочку, но интерес и желание рисовать помогли справиться с проблемой. Для детей техника пуантилизма очень удобна. Вначале воспитанники дополняли точками готовые рисунки: рисовали гуашью снег и дождь поверх готового акварельного рисунка. Затем, с помощью точек, рисовали только цветные контуры предметов, позже раскрашивали рисунки, заполняя части шаблона точками нужного цвета. В результате получились красочные картины «Гриб», «Цветок для мамы».

Печать штампами привлекало детей своей простотой и доступностью, раскрыло возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве штампов. Штампы делали из овощей, линолеума, пластика и использовали готовые промышленного производства. Рисуя этим способом, дети не боялись ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретал уверенность в себе и начинал чувствовать себя маленьким художником. Штампами украшали «Платье для куклы», «Сапожки», «Консервировали фрукты и овощи», «выращивали» «Овощи». Рисование штампами способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, ведь держа штамп, кончиками пальцев, нажимая на него с разной силой, идет массаж детских пальчиков, что способствует развитию мелкой моторики рук.

Печать тычком позволила развивать специальные умения и навыки, путём овладения новыми предметно-орудийными действиями (использование различных тычков (поролоновых, из ниток, различных по толщине кистей). Печать тычком формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования. Дети сначала рассматривали и обводили пальцем контур рисунка, называя вслух его части (голова, уши, хвост). А затем делали тычки, сначала по линии контура, затем произвольными тычками закрашивали поверхность внутри контура. Обводя контур, держа правильно тычок, у детей развивается мелкая моторика рук. У нас получались очень необычные «Облака», «Елочки», «Снег», забавные «Зайчики».

Рисование мятой бумагой дает детям простор для воображения и отличную гимнастику для детских рук и пальчиков, что способствует развитию мелкой моторики рук. Необычным, интересным и увлекательным становится даже процесс подготовки к занятию. Приготовление бумажных комочков — увлекательное действие и с ним дети легко и с удовольствием справляются сами. Обсуждая предстоящую работу, мы с детьми рассматривали мелкие и крупные детали рисунка, делали заготовки - бумажные комочки большого и маленького размеров. А затем рисовали: «Снег», помогая зайчику спрятаться, «Цыплят», «Цветы». Делая комочки из бумаги, рисуя ими, проходит массаж детских ладошек и пальчиков, тренируется координация кисти и пальчиков, что благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук.

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывала аппликация из салфеток. Бумажные салфетки являются очень хорошим, доступным материалом для работы с детьми. Детям легко поддается этот материал, они с удовольствием создают различные композиции, путем «сминания» и «скручивания» кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получались комочки и жгутики, которые дети использовали для заполнения контура рисунка, приклеивая эти заготовки на определенные места. Катая шарики, происходит массаж кончиков пальцев, что развивает мелкую моторику рук. Также эта техника способствует развитию воображения, фантазии, интересу к результату своей работы. У детей создается радостное настроение, желание сделать что-то необычное. Работы, выполненные в данной технике «Мимоза», «Ландыши», «Снеговик», отличаются оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимались данным видом аппликации и получали удовлетворение от готовой работы.

Развивает мелкую моторику рук разными способами и обрывная аппликация. Здесь все детали рисунка не вырезываются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. На лист бумаги наносился рисунок, после чего воспитанники из цветных кусочков в виде мозаики выкладывали рисунок, как бы закрашивая его. Обрывая бумагу на кусочки, дети развивали мелкую моторику рук, глазомер, координацию движения пальцев, силу рук, терпение, усидчивость, аккуратность в выполнении работы. Ребята с удовольствием рвали бумагу и клеили «Снеговиков», «Цветы», украшали «Чашку».

Для аппликации из природного материала использовала: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, манную крупу. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности. Благодаря различному природному материалу, получались «Боровик», аппетитная «Каша», чудесный «Ежик». Заполняя рисунок различной крупой (набирая ее в щепотку и сыпя на клей, идет массаж пальцев рук и развивается мелкая моторика рук и тактильные ощущения.

Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

Познакомив детей с вышеназванными техниками, я стала их объединять в одной работе. Нарисовав дерево ладошкой, ребята клеят тучи их салфеток и рисуют осенние листики пальчиками. Комбинирование техник придают детским работам больше выразительности и яркости.

Особое внимание уделяется работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться положительного результата. Проведя обследование жилищно-бытовых условий воспитанников, беседуя с родителями, выяснилось, что многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий должны быть в игровых уголках. Во многих семьях вместо шнуровок, различных пирамидок, сортировщиков есть большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют мелкую моторику рук. С целью полноценного развития детей и повышения психолого-педагогической культуры родителей [3, 7], была подготовлена консультация «Роль мелкой моторики в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста с ТНР». (Приложение 5). Также подготовлена и проведена онлайн-консультация «Развиваем детские руки дома». Эти мероприятия вызвали у родителей положительный эмоциональный отклик, создали хорошую атмосферу для дальнейшего сотрудничества.

На заключительном этапе был обобщен опыт по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности». С целью распространения положительного результата работы опыт был представлен на педагогическом совете ГУО «Специальный ясли-сад №469 г. Минска».

Результативность и эффективность опыта.

Анализ работы на заключительном этапе показал, что благодаря использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с ТНР улучшилась мелкая моторика пальцев руки, координация движений, повысился интерес к изодеятельности, активизировалась речь. В результате работы также улучшились умения и навыки рисовать карандашами, закрашивать рисунки (Приложение 6). Дети получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира.

Улучшились навыки самообслуживания: 4 воспитанника владеют навыками самообслуживания соответственно возрасту: самостоятельно одеваются и раздеваются в соответствующей последовательности, расстегивают и застегивают крупные пуговицы, кнопки, застежки на липучках, аккуратно складывают, вешают одежду [1, 103], а у 4 воспитанников навыки самообслуживания – значительно улучшились.

По наблюдению учителя-дефектолога группы, у 8 воспитанников есть достижения в развитии речи : 6 воспитанников могут пересказать рассказ по вопросам, с опорой на наглядность, составляют распространенные предложения; 8 - высказывают свои просьбы словами; 2 ребенка употребляет простые по слоговой структуре слова, в общении используют нераспространенные предложения [1, 98].

Включение в работу с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными нетрадиционными материалами. Одновременно происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей.

Таким образом, работа над развитием мелкой моторикой руки требует особого внимания у детей младшего дошкольного возраста с ТНР, использование в работе различных нетрадиционных техник и различных материалов, ведь «умелыми пальчики становятся не сразу». Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук детей с тяжелым нарушением речи надо начинать с младшего дошкольного возраста и продолжать до школы.

Список использованной литературы:

1. Кислякова Ю. Н. Мороз Л. Н. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи. / Кислякова Ю. Н. Мороз Л. Н. – Минск. Национальный институт образования. - 2007. – 280 с.

2. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — Минск : Нац. ин­т образования, 2012. — 416 с.

3. Образовательные стандарты. Дошкольное образование/ Минск. 2015

4. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров/ авт. -сост. М. В. Кудейко. 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2007. – 52 с.

5. Любина, Г. А. Как воспитать умелого, самостоятельного, умного ребенка: рука развивает мозг : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования и родителей/ Г. А. Любина, О. В. Желонкина. - Минск: Зорны Верасок, 2016. – 132с.

6. Омелящик, И. В. Рисование, аппликация, конструирование, лепка для почемучек четвертого года жизни/ Мозырь, Содействие. 2014.- 92 с.

7. Чуб, Н. В. Ловкие пальчики. Развиваем мелкую моторику : веселые упражнения для развития малыша в сказках и стихах/ Наталия Чуб; худож. : Ирина Морозова, Петр Павлов. – Минск: Пачатковая школа, 2017. – 96 с., [8] л. : ил.

8. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»Консультация «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников» «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников». Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.

Фотоотчет «Осеннее творчество. Развитие мелкой моторики детей посредством нетрадиционных техник рисования» (старшая группа)Фотоотчет «Осеннее творчество. Развитие мелкой моторики детей посредством нетрадиционных техник рисования» (старшая группа) Осенняя пора, самое лучшее время для творчества и новых идей! Природа сама предлагает нам красочный и интересный материал для вдохновения.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования» Слайд1 Мастер–класс на тему: «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования» Добрый день,.

Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников Слайд №1 Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста посредством нетрадиционных техник рисования КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Подготовила воспитатель Бабарыкина Т. Н. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев,.

Речевое развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук в соответствии с ФГОС В период дошкольного детства важное значение для психического развития ребенка приобретает становление речи. С каждым годом педагоги отмечают.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования». Цель: Создание условий для.

Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности.

Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников с ТНР в различных видах деятельности «Совершенствование мелкой моторики у старших дошкольников с ТНР в различных видах деятельности»Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Опубликовано: 19 января 2018 в 17:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Каваленя в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД