Светлана Кушу
«По мотивам городецкой росписи». Конспект занятия по рисованию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «По мотивам городецкой росписи» (рисование)
Цель: продолжать знакомить с городецкой росписью.
Вид занятия: интегрированное
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Форма организации: групповая
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Обучающие задачи:
Образовательные: учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, рисовать элементы кистью.
Развивающие: продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы; выбирать материал для рисования по своему желанию; закреплять технические навыки и умения в рисовании.
Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, желание оказать помощь.
Материалы и оборудование: изделия с городецкой росписью, гуашь соответствующих городецкой росписи оттенков, образцы поэтапного рисования «листьев», «купавки», «бутона», шаблоны разделочной доски светлого оттенка, кисть, баночка с водой, салфетка.
Словарная работа: оживка, теневка, подмалевок.
Предварительная работа: рассматривание городецких альбомов, раскрашивание в раскрасках городецких узоров, чтение рассказа о Городце и истории его возникновения.
(указательными пальцами обеих рук
Словно капельки росы, в воздухе изображают капельки)
Расцветают здесь розаны (круговые движения руками перед собой)
Удивительной красы
Городецкий конь бежит, (руки в замок, перед собой, ноги согнутые в колене вперед поднимаем)
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают (руки в сторону, машем руками)
И купавки расцветают. (присесть, встать медленно,
изображая руками распустившийся цветок)
Воспитатель: Теперь, ребята, предлагаю Вам раскрасить деревянную доску.
3. Основной этап
Продуктивная деятельность: рисование.
Объяснение:
Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т. к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен.
Купавка выполняется розовым цветом, а бутон - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Тема По мотивам городецкой росписи рисование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2536374-1739354788.jpg)
Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У купавки центр рисуют вверху цветка, у бутона он вверху слева или вправа. Край бутона обозначают дужкой. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Сегодня вы нарисуете букет. Посмотрите, внизу доски расположена купавка, вверху три бутона. Два бутона «смотрят» в разные стороны – один влево, другой вправо. Бутон, который расположен выше всех, «смотрит» вверх.
Начало работы: (сопровождается показом элементов рисования)
Сначала нужно нарисовать круги и листья. Большой круг располагается внизу доски. Он рисуется розовым цветом, бутоны наверху голубым (вспоминаем, как получить розовый и голубой цвет, далее рисуем листики.
Пока краска сохнет, давайте разомнём наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, (показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! (самомассаж уголков губ)
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, (прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны (раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. (сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные (нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, (раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! (показывают раскрывающийся бутон)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Цель продолжать знакомить с городецкой росписью](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2536374-1739354801.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Обучающие задачи Образовательные учить выделять яркий народный колорит композицию узора рисовать элементы кистью](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2536374-1739354823.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развивающие продолжать развивать детское изобразительное творчество](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2536374-1739354835.jpg)
Воспитатель: Потом делаем теневку. На каждом круге изображаем маленькие кружки – «глазки», красный на розовом бутоне, синий на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. На купавке рисуем дужки. Под кружками бутонов рисуем дужку.
В заключении делают оживку на купавке, бутонах и листьях белым цветом.
(Индивидуальная помощь и пояснение в процессе изобразительной деятельности).
Если у некоторых детей элементы в узоре будут расположены далеко друг от друга, то предложить им нарисовать еще листья между бутонами, напомнив, что городецкие мастера рисуют узоры.
4. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, посмотри, какие прекрасные цветы у вас получились (Рассмотреть все получившиеся работы, выделить самые аккуратные, плотные). Вам понравилось быть в роли мастера по раскрашиванию деревянных изделий?
Дети: Да!
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось или понравилось?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Вы все большие молодцы! В следующий раз мы будем постигать новые техники разукрашивания. А какие, вы узнаете на следующем занятии.