Анна Жаферовна Ибрагимова
Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Публикация «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в организованной и совместной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Т. С. Комарова указывает: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)». Использование нетрадиционных технологий поможет нам разнообразить и варьировать изобразительную деятельность младших дошкольников, развить их творческие способности.
В начале работы было проведено обследование уровня изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой.
Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту.
Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует норме. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. У детей есть представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г. Г. Григорьевой хуже восприятие предмета и изобразительные умения.
На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель и задачи работы
Создавать условия для развития изобразительных умений детей в рисовании средствами нетрадиционных приемов и техник.
Задачи:
1. Обогащать представления детей об окружающем мире;
2. Способствовать развитию замысла и технических умений у детей;
3. Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.
4. Развивать технику работы с различными художественными материалами.
5. Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам.
На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию технических навыков в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка:
1. Ознакомление детей с изобразительными техниками.
2. Закрепление использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек.
3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.
Сначала мы создали среду, так как развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.
Оборудование и материал по развитию изобразительной деятельности детей, который находится в мини центре художественно – эстетического развития
детей, мы условно разделили на группы, представленные на экране:
• иллюстрации, альбомы, особенно по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством,
• дидактические игры на развитие восприятия «Сложи узор», «Подбери узор» и тд.,
• игры по развитию мелкой моторики,
• разнообразные раскраски, бумага для рисования;
• трафареты (овощей, фруктов, машин, геометрических фигур,
• изобразительный материал, соответственный возрасту детей. Представлены: гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры, маркеры, пластилин, восковые мелки, гуашь.
Также в группе создан уголок ручного труда, в котором представлен разнообразный бросовый и природный материал, а также нестандартный изобразительный материал : тыкалки, штампы, твердые кисточки, пробки, печатки из картофеля, ластиков
Интерес у детей вызывает именно нестандартные изобразительный материал. Дети любят рисовать восковыми мелками, фломастерами, цветными карандашами, рисовать ладошками, пальчиками.
Можно сделать вывод, что в группе предметно - развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщена, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основной для разностороннего развития каждого ребёнка.
После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети
заинтересовались предложенным материалом для игр и рисования, мы пришли
к первому этапу нашей работы.
На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с нетрадиционными техниками. Обыгрывание кисточки, карандашей, тыкалок, штампов, пробок, печаток повышает интерес детей к материалу, изобразительным инструментам, желание пользоваться ими.
Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Основные используемые методы первого этапа информационно - рецептивные: объяснение, показ, рассматривание, художественное слово, а также игровые приемы. Использование нетрадиционных техник вызвали интерес и желание рисовать. Например, Даша С. после ознакомление с техникой оттиск поролоном, неоднократно повторяла и включала данную технику в рисовании в самостоятельной деятельности.
На втором этапе работы мы закрепляли использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек. Основные методы данного этапа:
Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках;
Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др.
Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и тд.
Игровые приемы при рисовании по технологии Г. Г. Григорьевой,
Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность.
Рисование предметов, природы, животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В связи с этим в организованной деятельности важно активизировать внимание детей, побудить их к совместной деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение и т. д.
Второй этап включал в себя серию занятий по области «Художественное творчество», которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в предметно-развивающей среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. Ане К. понравилось украшать свои рисунки оттисками из картошки, печатками. Поле Х. нравится опускать в гуашь жесткую кисть и ударять ею по бумаге, получать пушистых зверьков: цыпленка, мышек, зайцев.
Наблюдения показали, что дети стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы занятий. Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом.
В процессе обучения отмечались индивидуальные предпочтения детей, свидетельствующие о развитии индивидуальности видения. Овладев нетрадиционными техниками, дети использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие варьируют изображения, смешивают техники, Костю К. интересует лишь возможность рисовать, пачкать пальцы и руки при печатанье на листе.
Улучшение технических навыков и переход умений детей в нетрадиционных изобразительных техниках в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса усвоенных детьми нетрадиционных техник в собственную изобразительную деятельность. На данном этапе мы использовали в основном сюжетно ролевые игры и игры – драматизации. Дети с удовольствием рисовали, лепили, а потом угощали сделанными «баранками», «печеньем», «конфетами» зайца, кукол, украшали полянку цветами, дарили их друг другу на день рождения. Сделанные вместе с детьми «лужи» в технике оттиск пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в физкультурном зале. В ходе прогулок дети рисовали на асфальте или песке летом и осенью, на снегу зимой палочками, пробовали печатать на песке, снеге. Увлеченно дети рисовали все вместе плакат «Покормим птиц», используя техники рисования пальчиками, печатанье.
То есть результаты рисования и лепки с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей.
В повседневной жизни детей довольно часто у большинства появился перенос усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность.
Промежуточный мониторинг обследования уровня изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой показал, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько техник и приемов рисования. Дети стали владеть основными изобразительными и техническими навыками. Используют их в самостоятельной деятельности.
Исходя из обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
* повышение внимательности и усидчивости детей.
* улучшение восприятия и воображения детей.
* развитие мелкой моторики рук.
* улучшение отношений между детьми.
Применение нетрадиционных изобразительных техник, навыков и умений улучшает изображение и творческие проявления дет ей в рисовании.