тамара щелокова
Педагогический опыт работы «Развитие коммуникативных качеств посредством театрально-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ
ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Воспитателя МДОУ «Детский сад № 22»
Щелоковой Тамары Николаевны
ТЕМА:
«Развитие коммуникативных качеств посредством театрально-игровой деятельности»
ИДЕЯ:
1. Приобщение детей к театру и формирование творческой активности ребенка от первых просмотров кукольного театра до самостоятельной творческой деятельности в театрально-игровом кружке.
Публикация «Педагогический опыт работы „Развитие коммуникативных качеств посредством театрально-игровой деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. Выявление художественных способностей и развитие творческой индивидуальности ребёнка с раннего возраста, при дальнейшем непрерывном познавательно-образовательном и учебно-творческом процессе, усложняясь и синтезируясь в формах художественно-творческой деятельности.
Список ИПМ
1. Сведения об авторе.
2. Идея опыта.
3. Условия становления опыта.
4. Причины обращения к опыту.
5. Актуальность опыта.
6. Теоретическая интерпретация опыта.
6.1. Влияние театрализованных игр на личность ребенка.
6.2. Цель и задачи работы с детьми по театрально-игровой деятельности.
6.3. Теоретические основы.
7. Практическая часть.
7.1. Содержание занятий по театрально-игровой деятельности.
7.2. Работа с детьми во 2-ой младшей группе.
7.3. Работа с детьми в средней группе.
7.4. Работа с детьми в старшей группе.
7.5. Работа с детьми в подготовительной группе.
8. Работа с родителями.
9. Результативность работы с детьми
10. Перспектива развития театрально-игровой деятельности.
11. Литература.
ИПМ-1 Сведения об авторе.
Автор: Щелокова Тамара Николаевна
Стаж работы :39лет
Место работы : МДОУ «Детский сад №22»
Должность: воспитатель детского сада
Образование: среднее специальное
ИПМ-2 Идея опыта.
3. Приобщение детей к театру и формирование творческой активности ребенка от первых просмотров кукольного театра до самостоятельной творческой деятельности в театрально-игровом кружке.
4. Выявление художественных способностей и развитие творческой индивидуальности ребёнка с раннего возраста, при дальнейшем непрерывном познавательно-образовательном и учебно-творческом процессе, усложняясь и синтезируясь в формах художественно-творческой деятельности
ИПМ-3 Условия становления опыта.
1. Практическая работа по организации театрально-игровой деятельности, по воспитанию творческих способностей.
2. Создание банка методического обеспечения по теме опыта. Распространение накопленного опыта в районе, городе;
3. Систематизация результатов инновационной деятельности, подготовка материала к презентации.
ИПМ-4 Причины обращения к опыту.
1. Обращение к искусству, театру, художественному творчеству в деле воспитания является плодотворной, жизнеспособной, педагогической идеей.
2. Театр, является мощным средством духовного и эстетического воспитания людей
3. Изучение методической литературы, программ «Детство» В. Логиновой, «Театр-творчество-дети» Н. Сорокиной, «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой, программы и методические рекомендаций М. Д. Маханевой.
4. Посещение открытых мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей.
ИПМ-5 Актуальность и новизна опыта
Проявляет себя в следующих основных направлениях:
• Будущая востребованность творческих личностей обществом;
• Новизна педагогической методики : воспитание через Театр;
• Непрерывность воспитательно-образовательного и художественного процесса;
• Игровая терапия;
• Раннее выявление творческого потенциала, личностно-психологических особенностей ребёнка;
• Целостность, системность, преемственность и целенаправленная деятельность всех этапов экспериментальной программы;
• Значимость развития художественно-творческих способностей с раннего возраста;
• Расширение эстетического кругозора, художественно-творческих впечатлений;
• Возможность раздвинуть традиционные рамки выявления творческой одарённости ребёнка;
• Создание востребованной обществом модели «Нестандартное, творческое мышление, посредством театрализованной и художественной
• деятельности»
ИПМ-6 Теоретическая интерпретация опыта.
6.1. Влияние театрализованных игр на личность ребенка
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.
Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.
В. А. Сухомлинский
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, развивать способность чувствовать, думать и творить.
Реформы в образовании, включая первое звено – дошкольное учреждение, требуют развитие самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является театрально - игровая.
Специфическими особенностями театра являются коллективное творчество и синтез искусств. В силу этих особенностей – театр, является мощным средством духовного и эстетического воспитания людей. Исходя из этого в детском саду воспитательный процесс, все его направления должны включать в себя игровые и актерские элементы, театрализованную форму, социально-эмоциональную направленность. Эта целевая установка обусловливает привлечение к совместной работе специалистов разного профиля: театральных педагогов, психологов, искусствоведов, музыкантов.
Большое и разностороннее влияние театральных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Воспитательные возможности театральной деятельности огромны, ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, развивает творчество.
Счастливые улыбки, горящие глаза, радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют, как дети любят театр, с каким нетерпением ждут встречи с ним. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, всегда готовы придти на помощь своему любимому герою.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы действия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредственно от лица какого-то персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.