Инна Балаба
Опыт работы «Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ромашка» г. Светлоград
«Развитие познавательных способностей посредством исследовательской деятельности»
Подготовила:
Балаба Инна Владимировна-
воспитатель МКДОУ ДС №4
"Ромашка" г. Светлоград
Домашний адрес:
г. Светлоград,
ул. Бассейная, 43
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
тел. 8-988-733-87-15
г. Светлоград, 2014г.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. С введением ФГОС усиливается культурологический, развивающий, личностный потенциал образования. В одном из пяти направлений развития и образования детей ФГОС предполагает: «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоении любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей». Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Технология экспериментальной деятельности принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, носит пробный характер. Выделяют два основных вида опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников :
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка.
Второй вид опытно-экспериментальной деятельности организуется взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения.
Использование в образовательном процессе с детьми опытно-экспериментальной деятельности предполагает работу по трем взаимосвязанным направлениям:
o Экспериментирование с объектами неживой природы ;
o Экспериментирование с объектами живой природы ;
o Экспериментирование с предметами рукотворного мира для изучения материалов, из которых они сделаны, их свойствами.
Экспериментирование используется по разным темам в соответствии с комплексно-тематическим планом реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если).
Организуя опытно-экспериментальную деятельность, я обучаю детей исследовательским умениям по технологии исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова.
Цель технологии – развитие исследовательских способностей детей.
Задачи технологии:
• Развитие познавательных потребностей и способностей дошкольников.
• Обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
• Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.
• Формирование у дошкольников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Для того чтобы ребенок стремился к познанию окружающего мира, мы развиваем в процессе использования рекомендаций Александра Ильича Савенкова следующие умения и навыки, которые способствуют формированию познавательных мотивов у детей :
• умение видеть проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение классифицировать.
Данные умения являются своего рода подготовительным этапом к овладению детьми навыками познавательно-исследовательской деятельности.
Экспериментирование имеет следующую структуру:
• создание проблемной ситуации (для привлечения внимания и интереса);
• целеполагание (что нужно сделать);
• выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);
• проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии).
Кроме того я в своей работе опираюсь на различную методическую литературу: Бабина Н. В. «500 как и почему для детей.», Дыбина О. В.» Неизведанное рядом», Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании.» и многое другое.
Из опыта работы :
В своей группе «Юнные исследователи» мы устроили «Лабораторию Фиксиков», которая помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований, который помогали собирать дети. Родители поддерживают нашу инициативу и всячески помогают. Недавно они подарили в группу стол для экспериментирования.
Фиксики рассказали нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с Фиксиками мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере, исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.