Теплова Людмила Анатольевна
Опыт работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по художественно - эстетическому развитию
старших дошкольников в разных видах деятельности.
2 слайд
«Получить в детстве начало эстетического воспитания–
значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному творчеству».
Н. А. Ветлугина
Публикация «Опыт работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников в разных видах деятельности» размещена в разделах
Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно - эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной деятельности.
Художественно – эстетическое развитие – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.
3 слайд
В художественно-эстетической деятельности ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает ФГОС ДО, где четко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Большую часть времени ребенок находится в детском саду и где, как ни здесь нужно создать все условия для развития творческой личности. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи: • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; • Становление эстетического отношения к окружающему миру; • Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
4 слайд
Одним из условий является организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания.
В нашей группе существуют разные центры познавательной и творческой активности:
Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостовская роспись, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.) На полках в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности : белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь, карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
В центре искусства содержатся познавательные материалы для самостоятельных исследований и всё необходимое для творчества
5 слайд
Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим.
6 слайд
Театрализованная деятельность проходит в игровой форме. Дети самостоятельно разыгрывают сценки на основе прослушанных ранее сказок или придумывают интересные сценки, распределяют роли и последовательность выхода на сцену, изготавливают сами декорации. Ребята фантазируют, развивают художественно-речевые навыки.
В театральном уголке дети пробуют себя в роли актёров, декораторов, сценаристов и даже гримёров
7 слайд
Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Дети используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.
Способность к восприятию музыкальных образов формируется у детей еще в раннем возрасте и требует развития.
8 слайд Для развития творческих способностей детей использую такие инновационные технологии, как:
Музейная педагогика позволяет заложить хорошую основу развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. С помощью мини-музеев знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством.
9 слайд Метод проектов Реализуя проекты, дети самостоятельно выполняют комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации, завершая их созданием творческого продукта.
10 слайд На занятиях по рисованию, лепке, аппликации при знакомстве с народным творчеством, явлениями природы, декоративно-прикладным искусством активно используем ИКТ. Показ видеофильмов и презентаций дает детям возможность увидеть красоту природы, почувствовать характер животных, услышать пение птиц, что способствует более точному их отображению в детских работах и при обыгрывании ролей.
11 слайд Одной из важных технологий при развитии мотивации к творчеству является игра.
Включение ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулируют интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создают творческий стимул к практической деятельности. Для этого нами были изготовлены ростовые куклы: Буратино, Леопольд, Мойдодыр, Доктор Айболит, Фея цветов.
12 слайд При ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством для формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней, были изготовлены детские ростовые куклы – Дымка, Гжель, Хохлома и сшиты костюмы для педагогов с орнаментами декоративной росписи. При проведении познавательных занятий, развлечений к детям в группу приходит, например, кукла из села Дымково или Дымковская барышня, и знакомит детей с жителями своего села - птицей, конем, собакой, при этом используются народный фольклор: потешки, стихотворения, а также музыкальный фольклор. Затем дети используют кукол в театрализованных играх, на развлечениях, ярмарках.
13 слайд Для закрепления представлений о характерных особенностях народной росписи были изготовлены тематические менажницы с орнаментами и дидактические игры. В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.
14 слайд Чтобы познакомить дошкольников с самыми редкими произведениями мирового искусства, и сделать более глубокий детальный анализ художественных произведений, используются виртуальные экскурсии. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и познавательно значимым и дает возможность прикоснуться к прекрасному - пройтись по залам музея, не выходя из детского сада.
15 слайд Еще одной из технологий, применяемых в художественно – эстетическом развитии является технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т. д.
Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.
• Получение новых оттенков путем смешивания красок.
• Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.
• Овладение разными изобразительными инструментами.
• Создание разных изобразительных материалов.
16 слайд В ходе занятий с использованием нетрадиционных техник у дошкольников формируются и совершенствуются самые разнообразные навыки изобразительной деятельности. Они учатся комбинировать различные, иногда несовместимые на первый взгляд, разнофактурные материалы, совершенствуют навыки лепки, рисования, аппликации. В работе с детьми используем такие изобразительные техники: кляксография, монотипия, тычкование, набрызг, оттиски, свеча + акварель, витраж, коллаж, флористика и др.
Рисование в нетрадиционной технике является одним из популярных видов арт-терапии в детском саду.
17 слайд В развитии творческих способностей воспитанников большую роль играют конкурсы, поэтому мы привлекаем детей к участию практически во всех городских творческих конкурсах. К тому же организуем творческие конкурсы внутри детского сада.
18 слайд Для поддержания детской инициативы оформляем выставки детских работ в раздевалке и в уголках творчества. Ежегодно мы проводим конкурсы семейного творчества «Волшебный сундучок Осени», «Зимняя фантазия». Наша задача донести до родителей мысль о том, что ничего не может быть лучше совместно проведенного досуга, когда мама что-то с увлечением мастерит, папа помогает, а ребенок заинтересованно смотрит и принимает, пусть небольшое, участие в общем деле. Важно, чтобы изготовленные поделки были полезны: использовались для организации совместной или самостоятельной деятельности детей. Это вызывает у родителей больший интерес и активность.
19 слайд Социальными партнерами в воспитании и развитии детей по художественно-эстетическому направлению стали : семья; культурно-общественные учреждения: кукольный театр, краеведческий музей и центральная городская библиотека.
Тесное взаимодействие с работниками библиотеки позволяет добиться эффективного педагогического результата. Воспитание у детей первичного читательского интереса к литературным произведениям различных по жанру и ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи. Во время пребывания в библиотеке, дети выразительно читают стихи, изготавливают поделки в творческой мастерской, отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы. Смотрят видео-презентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
20 слайд Таким образом, основным средством работы с детьми по художественно - эстетическому развитию в разных видах деятельности является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Свое выступление хочу закончить словами Чарльза Диккенса «Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
21 слайд Спасибо за внимание!