Черепанова Ольга Петровна
Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу.
Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.
Именно через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о русской культуре.
Участвуя в народных праздниках, соблюдая народные традиции, дети учатся уважать и любить свое прошлое, любить свою Родину.
Перед нами стояла цель.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности» размещена в разделах
Цель: Прививать и воспитывать у детей любовь к истокам и традициям русского народа, его обрядам и праздникам через разнообразные виды деятельности.
Задачи:
-Приобщать детей к изучению традиций и обрядов русского народа через устный фольклор, праздники и развлечения, игровую и театрализованную деятельность.
- Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого, чувство соприкосновения с ним.
- Расширять и углублять знания о родном крае, родной стране, родной природе, развивать кругозор детей, обогащать их словарный запас.
Свою работу мы начали с младшей группы.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в группе был создан «Уголок ряженья». Где дети очень любят наряжаться, переодеваться, надевать головные уборы, украшения.
Есть уголок изодеятельности :
Также рассматриваем альбомы: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Загадки» и др.
Раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» .
Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами росписи, узорами, орнаментами, сюжетными композициями.
В уголке есть игрушки: филимоновские, дымковские, матрёшки, игры, куклы, сделанные детьми на занятиях
Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыгрывают на занятиях по изодеятельности.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Только предметы, сделанные своими руками и руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками
В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые мы стараемся реализовать в полной мере на занятиях, вне занятий, праздниках, развлечениях.
Нами был разработан цикл занятий, игр и досуговых развлечений также разработана картотека народных игр, целью которых является приобщение детей к народной культуре,
Дети продолжают знакомиться с устным народным фольклором, дополняя и углубляя свои знания народными сказками, загадками, небылицами.
Для расширения представления детей о русской народной культуре, знакомим детей с русским народным костюмом, с народными бытом, с русской народной кухней, дети знакомятся с различными видами театрализованной деятельности, народными играми, сезонными праздниками и развлечениями.
Создан уголок театральной деятельности, с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок :
С помощью малых форм фольклора решаем практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа.
Мы с ребятами обыгрываем потешки разными способами : сопровождаем чтение действием игрушки, используем и пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают поговорки, скороговорки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают нам «разговорить» детей.
]
При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, коровы и др. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают
Вначале прочитанную сказку вносим в книжный уголок, дети рассматривали иллюстрации, более смелые пересказывают сказку. Затем предоставляем «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило,
животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук
Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех.
Русские народные, хороводные игры привлекли наше внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества.
Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью.
Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры: «Ручеек», «Гуси-гуси», проводим и спортивные праздники.
Народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель, домашней утвари, посуде (горшок, самовар, игрушках (матрёшка, лошадка, кухне
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения, которые проводим на музыкальных занятиях.
Ребята под руководством музыкального работника активно включаются в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, знакомим с народными инструментами: ложки, бубны, трещетки, которые отражают полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой).
В нашей группе проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре -народные праздники : народное единство, масленица, Рождество, новогодние колядки, отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.
Проводим игры-драматизации, «Теремок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»
Большое внимание уделяем и с работе с родителями :
Привлекали родителей к помощи по изготовлению костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек. ,совместно с детьми изготовили книжки-малышки и др.). Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.
В работе с родителями я используем разные формы деятельности :
1. проводим консультации, индивидуальные беседы
2. Использование наглядно – информационных форм работы :папки-передвижки
3. Привлечение родителей к сбору предметов русского народного быта,
для пополнения «Уголка ряженья» в группе, а в дальнейшем мини музея «Русский народный уголок».
4. Приобретение в уголок книги-художественную литературу, дидактические игры
ВЫВОД: Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, игр-драматизаций, хороводных, подвижных игр и других видов деятельности, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств. Высокая эмоциональная насыщенность, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре.
У большинства воспитанников выработался устойчивый интерес к знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, к чтению русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну, за понимание того, что без русской народной культуры невозможно было бы представить мировую цивилизацию.