Татьяна Латухина
Использование моделей в разных видах деятельности по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология".
Дом, домик- это то,что очень любят дети, они их рисуют, строят, в домике играют. Вот и пришла идея смастерить зеленый домик, который направляет детей к осознанию единства человека и природы.
Публикация «Использование моделей в разных видах деятельности по экологии» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В домике мы помещаем фотографии, отражающие общение детей с природой, иллюстрации деревьев и кустарников, рисунки животных, зарисовки признаков времен года, проводим дидактические игры, создаем и размещаем модели.
Модели создаем вместе с детьми.
Что такое модель?
Модель- это краткое описание рассматриваемого объекта-оригинала с помощью схем, знаков.
При создании моделей я придерживаюсь трех правил:
-модель отражает обобщенный образ и подходит к целой группе объектов;
-модель раскрывает самое существенное в объекте;
-модель создается вместе с детьми, проводится обсуждение, чтобы она была им понятна.
Например, создаем модель "живое", у которого есть свойство дышать.
Рассуждаем, все живые организмы поглощают кислород из воздуха, который является многокомпонентным. Выделяем из воздуха только кислород. (Даю информацию, что это химический элемент, его обозначение О2). Кислород обозначаем как маленький кружок или букву "О", и в квадратике размещаем маленькие "о",детям становится понятно свойство "дышать".
Модели, в основном, использую информационные : наглядно-образные или логико-символические. Можно их сопровождать кратким текстовым описанием.
Модели многофункциональны : я их использую на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. Они помогают обобщать представления детей о природе. На их основе вместе с детьми придумываем дидактические игры. Модели "Времена года" размещаем в уголке природы и в домике "Экология".
Дидактическая игра "Домики".
Домиком является большая карта-модель, у каждого ребенка своя: растения, птицы, рыбы. Ведущий (им может быть ребенок) достает из мешочка картинки с изображением птиц, зверей, рыб, насекомых, растений, а дети должны определить, в какой домик нужно разместить эту картинку.
Дидактическое упражнение "Расскажи, а мы послушаем".
Дети по очереди берут одну из перевернутых на обратную сторону карт-моделей, смотрят, вспоминают, какому объекту соответствует эта карта.
На первом этапе рассказы детей краткие, а по мере изучения темы более полными и содержательными.
Дидактическое упражнение "Дорисуй, чего не хватает".
На выданных картах-моделях закрыт один квадратик, отражающий признак объекта. Дети думают, рисуют недостающий признак и проверяют, совпал ли их рисунок с моделью.
Очень нравятся детям игру-путаницы. Педагог заранее размещает на картах-моделях по несколько картинок, часть из которых не соответствует данной модели. Дети должны определить, что не так и исправить ошибку.
Дети с удовольствием играют в лото с элементами моделирования. У нас 3 вида такого лото :
"Кто во что одет";
"Кто где живет";
"Кто как двигается".
Буду рада, если представленный мной материал понравится. Желаю удачи!
Методическая литература:
1. О. А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию";
2. Н. Н. Кондратьева "Мы". Программа экологического образования детей.