Зилара Зайдуллина
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах»
В музыкальном образовании проблема развития музыкальных способностей дошкольников является одной из самых важных.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Известный психолог Б. М. Теплов определял способности как индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. К основным музыкальным способностям, необходимым для успешной музыкальной деятельности, относятся: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Ребенок, у которого развиты музыкальные способности, более эмоционален и восприимчив к музыке, у него развита музыкальная память и слух, он хорошо двигается под музыку, точно интонирует и способен импровизировать.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачами художественно-эстетического развития являются становление эстетического отношения к окружающему миру, ценностно-смысловое восприятие произведений музыкального искусства, реализация самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Данные задачи можно реализовать лишь при условии, что у ребенка развиты музыкальные способности.
Именно поэтому я обратила особое внимание не только на формирование у дошкольников общей музыкальной культуры, но и на развитие у них ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Новизна и особенность данного опыта работы состоит в том, что развитие музыкальных способностей воспитанников рассматривается в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Традиционные, общепринятые в дошкольной педагогике методы развития музыкальных способностей детей, благодаря обучению игре на музыкальных инструментах наполняются новым смыслом и содержанием.
Игра на детских музыкальных инструментах является важнейшей частью детской музыкальной культуры, которая открывает перед дошкольниками новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Развиваются личностные качества (инициатива, самостоятельность, а также психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. В процессе обучения развивается мелкая моторика, координация движений. Знакомство с названиями инструментов, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей и развивает речь.
Таким образом, этот способ музыкального самовыражения с помощью звуков и движенийкомплексно воздействует на ребёнка, развивает у него зрительную, слуховую и двигательную активность, творческую инициативу и самостоятельность, воображение, способствует активному творческому преобразованию действительности, тем самым обогащая музыкальный опыт дошкольника.
Данный опыт работы может быть применен в работе с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, в условиях семейного воспитания.
Трудоемкость опыта заключается в:
- необходимости наличия различных детских музыкальных инструментов;
- разработке модели развития музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования;
- разработке программно-методического обеспечения по данному направлению (перспективное планирование, конспекты НОД, сценарии праздников развлечений с использованием игры на музыкальных инструментах,картотеки музыкальных игр и заданий; сценариймастер-класса для родителей, консультации для педагогов и родителей, иллюстративный и дидактический материал).
Теоретической базой опыта являлись научные исследования известных ученых в области образования.
Так, Теплов Б. М. в своих трудах дал всесторонний анализ многим вопросам развития музыкальных способностей. По его мнению, музыкальные способности можно и нужно развивать. Б. М. Теплов выделил три вида музыкальных способностей : ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма.
Известный советский ученый и педагог Н. А. Ветлугина указывала на необходимость развития музыкального слуха посредством различных игр и упражнений.
О необходимости обогащать музыкальный опыт ребенка писал Л. С. Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».
Теоретические и практические основы развития музыкальности и музыкальных способностей отображаются в работах Э. П. Костиной, А. Н. Зиминой,Г. П. Новиковой,Г. А. Прасловой и А. Г. Гогоберидзе, О. П. Радыновой. В условиях реализации ФГОС ДОданные научные и методические разработки не потеряли своей актуальности. Все эти авторы едины во мнении, что для успешного музыкального развития ребенка требуется специальная среда.
В качестве такой среды я выбрала обучение игре на детских музыкальных инструментах (инструментальное музицирование).
Цель моей деятельности:развивать музыкальные способности дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
1. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду играми, пособиями и музыкальными инструментами, влияющими на развитие музыкальных способностей дошкольников.
2. Развивать музыкальные способности : музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкально-слуховые представления.
3. Формировать навыки ансамблевого исполнения.
4. Развивать способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к исполнительской музыкально-художественной деятельности.
Для реализации задач по развитию музыкальных способностей мной былаобогащена предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала организовала в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В зале присутствует необходимоеигровое и музыкальное оборудование, которое обеспечивает:
- музыкальную, речевую, игровую, познавательную и творческую активность дошкольников;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения воспитанников.
Всоответствии с комплексно-тематическим планированием по музыкальному развитию, кроме детских музыкальных инструментов, атрибутов, игрушек и оборудования для сюжетных игр, драматизации и танцев, в зале предусмотрены разнообразные мягкие игровые модули, игровые ширмы, полифункциональные предметы, пособия из природных материалов,которые обеспечивают свободный творческий выбор детей.
Организовала развивающую музыкально-образовательную среду в групповых помещениях ДОУ.
Мною оформлены постоянно действующие фотогалереи «Мир музыки», «Веселые нотки» и стенд «Наш оркестр».
Все игровые материалы, пособия и атрибуты соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты я разработала этапы развития музыкальных способностей воспитанников на основе интерактивного игрового взаимодействия.
Этапы развития инструментального музицирования :
I этап - способствовала накоплениюслушательского опыта воспитанников, знакомилаих с детскими музыкальными инструментами.
II этап-формировала приемы игры на инструментах при помощи различных упражнений. Обучение начинала с группы ударных инструментов, которые не имеют звукоряда: деревянные ложки, погремушки, барабан и др.
III этап – разучивали с детьми простейшие музыкальные произведения, формировала умение воспитанников играть в оркестре.
Для того, чтобы обогатить музыкальный опыт дошкольников я использовала современные технологии.
Например, эффективно соединяла обучение игре на музыкальных инструментах и здоровьесберегающие технологии. Проводила оздоровительные сеансы. Образовательная деятельность в ходе таких сеансов строилась на основе активного взаимодействия и включала:
- коммуникативные и координационно-двигательные упражнения и игры;
- дыхательную гимнастику с применением цветных полосок бумаги, легких платочков,различных вертушек, кусочков ваты;
- речевые ритмические игры, упражнения-игры с музыкальными инструментами.
Информационно-коммуникационные технологии стимулировали познавательный интерес и музыкально-сенсорное развитие дошкольников. Мною разработаны слайды с мнемотаблицами и мнемодорожками для разучивания детских песен, исполнения ритмического рисунка.
ИКТ-технологии привлекали детей, вызывали у них интерес к деятельности и способствовали активизации творческой самостоятельности.
Разработала собственные интерактивные игры: «Музыкальный калейдоскоп», «Музыкальные инструменты», «Музыкальная угадай-ка», «Незнайка в стране веселых ритмов». Игры направлены на определение характера и жанра музыки, тембра, развитие ритма, узнавание мелодии знакомых песен.
Проектные технологии считаю очень эффективным средством для музыкального развития дошкольников. В межаттестационный период мною были разработаны творческие проекты, включающие игру на детских музыкальных инструментах : «Путешествие оркестра» и «Музыкальная шкатулка».
Общая цель всех проектов – обогатить музыкально-сенсорный опыт воспитанников.
Продуктами проектов стали:
- концерты для родителей;
- фотоальбомы и мультимедийные презентации по теме каждого проекта.
Формы взаимодействия с воспитанниками
Взаимодействие с детьми строю на основе партнерства. Каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, музыкантом-исполнителем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.
Применяла различные формы взаимодействия:
- проблемные ситуации;
- игровое взаимодействие: музыкально-дидактические игры; сюжетные игры, творческие игры, игровые ситуации;
- коллективное и индивидуальное музыкальное исполнение;
- концерты-импровизации, шумовой оркестр;
- музыкальное экспериментирование;
- музыкальное озвучивание инсценировок и стихотворений.
- творческие задания практического содержания.
Методические приемы
Основными методами в моей работе являются:
Показ приемов и способов звукоизвлечения. Это главный методический прием, необходимый для формирования навыков и умений игры на инструменте, а также для развития творческого музицирования. Данный прием способствует развитию у дошкольников самостоятельных действий в игре на инструменте.
Музыкальные упражнения и музыкально-игровые упражнения (ритмо-интонационные упражнения иритмодекламация под отстукивание ритма на инструменте, специальные упражнения для формирования чувства ритма, звуковысотного, тембрового, динамического слуха).Данные упражнения способствуют развитию музыкальных способностей (ладового чувства, чувства ритма и музыкально-слуховым представлениям).
Задания в форме музыкально-дидактической игры. Музыкально-дидактические игры непосредственно влияют на развитиемузыкальных способностей. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике.
Творческие задания (задания на звукоподражание, вопросно-ответные импровизации,сочинение контрастных мелодий, задания на сочинение мелодий с опорой на заданные интонацию, мотив или текст). Творческие задания побуждают дошкольников к познавательно-исследовательским действиям, развивают способность применять усвоенное в новых условиях в свободной форме. Благодаря творчеству развиваются такие важные личностные качества ребенка как инициативность, любознательность, самостоятельность.
Использую специальные методы музыкального развития детей дошкольного возраста, в частности:
- метод создания композиций (позволяет активизировать творческуюинициативу дошкольников, нацеливает на более глубокое и осознанное восприятие музыки);
- эмоционально-образные беседы о характере и содержании музыки (беседа помогает настроить дошкольников на выразительное исполнение музыки, способствует более глубокому пониманию и эмоциональному переживанию);
- метод пластического интонирования (способствует самостоятельному творческому выбору ребенка, в котором он реализует свои фантазии, эмоциональное впечатление от музыкального произведения).
Результатами опыта работы являются высокие показатели по сформированностиу детеймузыкальных способностей, а именно:
- развиты эмоциональная отзывчивость на музыку;
- развиты чувство ритма, звуковысотный, тембровый, динамический слух, музыкально-слуховые представления, способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память;
- сформированы навыки ансамблевого исполнения;
- развита способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.
Педагогическую диагностику я проводила по материалам О. П. Радыновой.
Анализ результатов позволил мне выявить положительные тенденции в музыкальном развитии дошкольников. Динамика наблюдалась по всем показателям.
Таким образом, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников были развиты музыкальные способности.