светлана мельникова
Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Это подтверждает в своих высказываниях великий композитор Д. Д. Шостакович: «Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна,
Публикация «Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
глуха, бедна. Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховеновских сонат».
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка
способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых
можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных
музыкальных способностей. Музыкальное развитие ребенка дошкольного
возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью
музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей,
осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует
индивидуальный творческий потенциал. Музыкальное воспитание в
дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных
занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды
музыкально-ритмических движений. Под руководством педагога ребенок
стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры,
составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на
музыкальных инструментах.
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и
объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде
всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные
моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством
развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные
произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека,
способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую
сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна
особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это
делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития
личности ребенка.
Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского
исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек
(как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные
впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е
гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же
принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провел
большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских
музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов, как средству
музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты
просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение
активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы
элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру
детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы
музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Еще в 20-е годы Н. Метлов и Л. Михайлов говорили о необходимости
организации детского оркестра как действенного средства развития
музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н. Метловым были
организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные детские
музыкальные инструменты.
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда,
помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления
детей. Методические музыкальные инструменты развивают все три основные
музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления и чувство ритма.
Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые
представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх,
вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении
длительностей звуков мелодии).
При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым
звукам (ладовое чувство, различать и воспроизводить эмоциональную окраску
музыки.
Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к
достижению цели, воображение.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем
возрасте. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например,
дудочка и колокольчик, привлекает внимание малышей к различной окраске
звучания. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в
занимательной игровой форме.
Звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм,
разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных
палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна,
румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.
С четырех лет можно начинать обучать детей игре на музыкальных
инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он
достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные
инструменты, сочетания разных действий, как на духовых (вдувания воздуха и
нажатия на клапаны или клавиши). Примы игры на металлофоне достаточно
просты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, примами игры.
Все детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно
сгруппировать по видам.
1. Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты.
Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с
неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с
растягивающимися мехами.
2. Озвученные музыкальные игрушки-инструменты.
Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком
неопределнной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты,
треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки).
Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки,
рожки, свистульки). Применяются при создании игровых ситуаций.
Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки,
музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью
привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового
сосредоточения.
Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом
(металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны,
гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки,
цимбалы, гусли и др.).
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства.
Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях,
так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления
дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда,
помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления
детей. Методические музыкальные инструменты развивают все три основные
музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления и чувство ритма.
Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые
представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх,
вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении
длительностей звуков мелодии).
При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым
звукам (ладовое чувство, различать и воспроизводить эмоциональную окраску
музыки.
Надо заметить, что вопросы классификации детских музыкальных
инструментов в свом разнообразии рассмотрены в основном представителями
дошкольного музыкального воспитания.
Н. А. Ветлугина, доктор педагогических наук, указывала, прежде всего, на
два типа музыкальных игрушек и инструментов.
Первый тип – беззвучные игрушки, изображающие какие-либо музыкальные
инструменты, с помощью которых дети воображают себя музыкантами и под
аккомпанемент педагога изображают игру на этих инструментах, развивая в
себе тем самым чувство ритма, чувство музыкальной формы.
Второй тип – звучащие игрушки-инструменты, которые дают возможность
детям участвовать в живом исполнении музыки. Наталья Алексеевна
предлагала классификацию, при которой «учитывается звучащее тело и способ
звукоизвлечения».
Такой подход далее позволил выделить следующие группы музыкальных
инструментов : струнные, духовые, клавишно-язычковые, ударные, ударноклавишные.
Автор предупреждает, что в работе с дошкольниками надо
использовать музыкальные инструменты, которые звучат «мягко и негромко»,
что позволит бережно относиться к музыкальному слуху детей.
Представляют несомненный интерес в новом учебном пособии для студентов
дошкольных факультетов и отделений разделы об игре дошкольников на
детских музыкальных инструментах в изложении О. П. Радыновой. «Игра на
музыкальных инструментах, - пишет она, - обогащает музыкальные
впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности». Весьма
важным для музыкального развития ребнка является игра по слуху с
постепенным расширением диапазона попевок, например, на металлофоне с
одновременным пением этих несложных мелодий. Голос постепенно
подстраивается к звукам инструмента, закрепляется координация между слухом
и голосом. Автор подчеркивает, что исполнение даже самых простейших
попевок должно быть выразительным, ибо отзывчивость и передача настроения
является основой музыкальности.
Рассмотрим, какое значение имеет игра на музыкальных инструментах в
развитии музыкальных способностей у детей. По
мнению О. П. Радыновой, игра на музыкальных инструментах способствует
развитию эмоциональной отзывчивости в таких видах деятельности, как
исполнительство и творчество.
На развитие ладового чувства игра на музыкальных инструментах оказывает
влияние, прежде всего в процессе восприятия, когда проявляется
чувствительность к точности исполнения, дети контролируют слухом
правильность исполнения.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности,
которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта
способность развивается в игре по слуху на звуковысотных музыкальных
инструментах. Но стоит отметить, что использование игры на музыкальных
инструментах для развития музыкально-слуховых представлений должно
исключить механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Игра на
музыкальных инструментах с применением цветовых или цифровых
обозначений не способствует развитию слуха, а ведет лишь к запоминанию и
воспроизведению мелодии по зрительным или другим ориентирам. Важно,
чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к
«натаскиванию».
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических
движениях, а также в других видах деятельности, таких как пение и игра на
музыкальных инструментах.
Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к
достижению цели, воображение. При участии детей в детском оркестре
развивается слуховое внимание. Оно необходимо для того, чтобы сливать
общий темп исполнения, ритм, отдельные нюансы. Развивается мелкая
моторика рук, так как овладение навыком игры на цитре, металлофоне и др.
требует мелких, точных движений рук.
Навыки игры на некоторых инструментах – металлофоне, цитре, бубне и др. –
также активизируют детскую фантазию. Музыка воздействует эмоционально,
поднимает тонус, придает действиям непосредственность и искренность.
Проанализировав литературу известных педагогов-психологов можно сделать
вывод что, что применение детских музыкальных инструментов (как на
занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления
дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные
потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской
деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей
способность эстетически воспринимать музыку.
Таким образом, игре на детских музыкальных инструментах в детском саду
необходимо уделять особое внимание, так как именно детское музицирование
расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к
музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти,
внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности,
расширяет музыкальное воспитание ребнка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого
исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются
и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир
музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания
различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют,
музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает
передать чувства, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития
мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.