Папки-передвижки

Описание опыта работы в старшей группе «Преодоление застенчивости у детей старшей группы»

Татьяна Царёва
Описание опыта работы в старшей группе «Преодоление застенчивости у детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Преодоление застенчивости у детей старшей группы»

В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается повышенное внимание к проблеме общения. В современном мире на смену «живого» общения приходит общение виртуальное. Взрослым и детям становится трудно налаживать личные контакты, общаться друг с другом. Это приводит к безразличию, люди разучиваются понимать и сопереживать, из общения уходит тепло, которое так необходимо ребёнку.

Публикация «Описание опыта работы в старшей группе „Преодоление застенчивости у детей старшей группы“» размещена в разделах

В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из основных задач социально-коммуникативного развития дошкольников является развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Современные дети практически всё свободное время проводят с гаджетами, компьютерные игры заменяют действительность, чтение книг с родителями сменяется многочасовым просмотром мультфильмов. В связи с этим все больше и больше появляется застенчивых детей. Застенчивость – это свойство личности, которое формируется при определенных условиях воспитания и характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении.

В детском учреждении застенчивый ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. Основные трудности застенчивого ребенка связаны с его собственным отношением к себе и переживанием отношения других. Если не предпринимать меры для устранения застенчивости, у некоторых детей она может усугубляться и принимать хронические формы, а впоследствии может стать характерной чертой поведения, не позволяющей ребенку реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал. Это обуславливает актуальность моей работы.

Цель работы состояла в следующем: снижение уровня застенчивости у детей.

В процессе достижения цели решала следующие задачи:

1. Преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, помощь в двигательном раскрепощении застенчивых дошкольников;

2. Развитие у «застенчивых дошкольников» умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения;

3. Упражнение в самостоятельном применении детьми в играх навыков поведения, расширение их социальных связей.

Проведя анализ литературных источников по теме работы, я пришла к выводу, что помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – важная задача и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Корректировать особенности личностной и поведенческой сферы застенчивости дошкольников можно путем специально разработанных методик, игр, индивидуального подхода к ребенку.

На первом этапе работы решались следующие задачи:

1. Изучить уровень застенчивости у детей старшей группы.

2. Разработать программу «Тропинка к своему Я».

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение за детьми.

2. Анкетирование родителей.

Для определения уровня застенчивости у детей были использованы следующие критерии:

1. Нерешительность

2. Нежелание вступать в контакт

3. Робость

4. Молчаливость

5. Смущение от внимания взрослого, его оценки, независимо от ее характера

6. Страх публичных выступлений

7. Редкое и неразвернутое обращение к взрослому и ответы на его вопросы

Данные критерии позволили определить уровни застенчивых проявлений: высокий, средний, низкий.

В течение недели я наблюдала за самостоятельной деятельностью детей по критериям, предложенным Лисиной. По результатам наблюдения составила таблицу и диаграмму.

Из таблицы видно, что 3 детей можно отнести к высокому уровню застенчивости, что составляет 21%. 3 детей относятся к среднему уровню застенчивости, что составляет 21%. И 8 детей относятся к низкому уровню застенчивости, что составляет 58%.

Анализ результатов диагностического обследования позволил приступить к разработке программы «Тропинка к своему Я».

На втором этапе работы приступила к реализации разработанной программы «Тропинка к своему Я». Цель программы – снижение уровня застенчивости у детей.

Задачи: преодолеть замкнутость, скованность, нерешительность детей, помочь в двигательном раскрепощении; расширить поведенческий «репертуар», развить умение позитивно разрешать проблемные ситуации, сформировать способность к произвольной регуляции поведения. В качестве основного метода работы была положена совместная деятельность воспитателя и детей. Работа проводилась через систему специально-организованных занятий и игр. Были использованы следующие формы и методы работы: игротерапия; сказкотерапия; упражнения на релаксацию; изотерапия; игры-драматизации; работа с родителями.

Все занятия, которые проходили в основном во второй половине дня, имеют определенную структуру: разминка, основная часть, заключительная часть.

В ходе реализации программы была проведена следующая работа: специально-организованное занятие «Как мы боремся с трудностями», в ходе которого выполняли следующие игры и упражнения: «Приветствие», беседа «Как мы боремся с трудностями», игра «Незнайка», упражнение «Закончи предложение», игра «Поссорились два петушка», выполнение поделки «Петушок». Наиболее сложным для застенчивых детей оказалось упражнение «Закончи предложение», они зажимались, говорили невнятно, тогда я предложила детям каждое предложение заканчивать хлопками в ладоши. Это помогло снять напряжение, и дети включились в работу. К выполнению поделки застенчивые дети отнеслись безразлично. Но после того как дети узнали, что данные поделки будут подарены детям младшей группы, ребята выполнили задание.

Чтение рассказа с элементами драматизации «Ёжик», в ходе которого детьми отрабатывалось умение пожалеть Ёжика, выразить ему сочувствие, проявить внимательность к другим героям рассказа. После окончания рассказа дети рисовали рисунки на тему дружбы.

В упражнении «Конкурс хвастунов» детям необходимо было преодолеть смущение и похвалить друг друга. Первыми начали выполнять упражнение дети с низким уровнем застенчивости. Глядя на них, застенчивые дети, зарядились положительным настроем, стали смелее и активно включились в работу.

В игре «Угадай эмоцию» застенчивым детям было сложно показать эмоции, т. к. они стесняются пристального внимания со стороны. Поэтому детям с низким уровнем застенчивости пришлось взять на себя активную роль и подавать пример. После этого застенчивый мальчик сумел ярко проявить гнев, выплеснув эмоции, а застенчивая девочка проявила артистичность, выражая радость.

Сказкотерапия «Стеснительная улитка». На этом занятии мы выполняли такие игры и упражнения как: «Приветствие», психогимнастический этюд «Стеснительная улитка», проигрывание ключевого эпизода сказки, рисование иллюстраций. В ходе проигрывания ключевого эпизода ребята должны были сначала тихо, а потом громче и громче произнести фразу «Я больше не стесняюсь». Так как, на данный момент работа по программе «Тропинка к своему Я» подходила к завершению, застенчивые дети говорили эту фразу громко и уверенно. При рисовании иллюстраций к сказке самым ярким и содержательным получился рисунок у девочки с высоким уровнем застенчивости, она легко справилась с заданием.

В игре на развитие внимания «Танец шляпы» застенчивая девочка испытывала трудности в исполнении танца. Мы предложили ей выбрать себе пару и станцевать танец вместе. Это обрадовало её и, перестав стесняться, она выполнила задание.

Индивидуальное упражнение «Повтори за мной». Для этого упражнения был составлен перечень фраз, которыми легко начинать и заканчивать разговор с разными группами людей, например, «Вы не могли бы мне помочь», «Давай поиграем вместе» и другие. После выполнения данного упражнения застенчивые дети стали использовать эти фразы в повседневном общении с детьми и взрослыми.

Завершением работы стало проведение досуга «Мы дружные ребята». В сценарий досуга вошли следующие игры: «Кто может смеяться громче», «Шуточные вопросы», «Змейка», «Спой песенку не своим голосом», «Слепые котята», «Веселый танец». Во время проведения развлечения было замечено, что застенчивые дети стали более раскрепощенными, активными. В игре «Змейка» застенчивый мальчик выступил инициатором и выразил желание быть первым в строю.

Исходя из того, что проявление застенчивости нельзя исправить без активной помощи родителей, было проведено родительское собрание на тему «Детская застенчивость», где были раскрыты вопросы о понятии застенчивости, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих проявления застенчивости. Так же был разработан цикл консультаций по данной теме.

На третьем этапе работы решалась следующая задача: выявить изменения в проявлении застенчивости у детей старшей группы.

Данная задача реализовывалась с помощью наблюдения за детьми.

Для проверки результатов на третьем этапе использовала те же критерии наблюдения, что и на первом. Результаты представлены в таблице и диаграмме. Если на начальном этапе исследования 3 ребёнка (21%) относились к высокому уровню застенчивости, 3 детей (21%) относились к среднему уровню застенчивости, и 8 детей (58%) относились к низкому уровню застенчивости, то на конечном этапе повторная диагностика показала положительную динамику – 1 ребёнок, что составляет 7%, относится к высокому уровню застенчивости, 5 детей, что составляет 35% относятся к среднему уровню, 8 детей, что составляет 58% относятся к низкому уровню застенчивости.

Таким образом, результаты повторного наблюдения за детьми подтвердили эффективность разработанной программы «Тропинка к своему Я».

Практическая значимость работы заключается в том, что подобран и апробирован диагностический материал; разработана программа по коррекции застенчивости у детей, а также методическое сопровождение программы «Тропинка к своему Я»: это конспекты занятий и упражнений, оформлена картотека игр по преодолению застенчивости, конспект родительского собрания, папки-передвижки, консультации для родителей.

Приложение

Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: развивать коммуникативные навыки, учить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.

Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. (Не забывайте, что это конкурс.) Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами.

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Цель: развитие раскованности, тренировка самоорганизации.

Процедура игры. Вдоль одной стены физкультурного (музыкального)зала стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей.

Дети садятся около первой стороны зала. Воспитатель читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть,

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только воспитатель кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Примечания:

1. Не разрешать детям начинать бег раньше, чем кончится стишок.

2. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если тот занял его раньше.

Игра «Угадай эмоцию»

Цель: преодоление застенчивости.

В данной игре важнее всего правильно мотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. Данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому воспитателю необходимо взять на себя активную роль и подавать ребенку пример.

Сначала игра проводится индивидуально. Затем, когда ребенок уже будет без труда справляться с заданиями, игра проводится коллективно. Правила игры: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко.

Начинать нужно с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно диапазон чувств расширяется, вводятся различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.

Упражнение на релаксацию «Цветик-семицветик»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Воспитатель обращается к детям:

- Посмотрите на волшебный цветок. Кто знает название этого цветка? Почему его так называют? Определите, какого цвета каждый лепесток у этого цветка. Знаете ли вы, из какой сказки прибыл этот цветок и почему он считается волшебным? Прибыл он из сказки «Цветик-семицветик», а волшебный потому, что может исполнять желания. Надо только оторвать лепесток и сказать волшебные слова: «Лети, лети лепесток…».

Загадайте желание и оторвите лепесток от волшебного цветка. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно… Вдох делаем носом, а выдох - ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик. Молодцы. Хорошо. Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

Упражнение на дыхание выполняется несколько раз. Цветок лучше сделать из тонкой бумаги и продублировать лепестки, чтобы хватило всем детям.

Игра «Танец шляпы»

Цель: развитие внимания, моторной координации.

Необходимые приспособления: шляпа, музыкальное произведение.

Описание игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая её на голову соседа. Когда музыка прервётся, участник, на голове которого осталась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети - повторить его. Затем игра продолжается.

Комментарий: в этой игре шляпа, по сути, является «отвлекающим манёвром», так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребёнку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнёра и станцевать с ним.

Игра «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков, создание атмосферы сотрудничества, дружбы и взаимопомощи.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединись ниточкой, воспитатель должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и найти это сходство достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Групповой развивающий комплекс упражнений «Стеснительная улитка»

Цель: создание условий для приобретения позитивного опыта преодоления стеснительности, робости, застенчивости.

Оборудование: групповая комната, разделенная на две зоны: одна - с детскими стульчиками по количеству детей, стоящими полукругом, и вторая - со столами. Кукольный театр: куклы-перчатки улитки, мамы-птицы, птенца, лесных жителей; бумага и наборы цветных карандашей по количеству детей.

Описание: 1. Ритуал приветствия.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. А когда я радуюсь, я улыбаюсь. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь Коле, Коля улыбнется Кате, Катя Свете и т. д.

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом, и по очереди улыбаются друг другу.

2. Сказка «Стеснительная улитка».

Воспитатель: - Сегодня мне хочется рассказать вам одну историю. Смотрите и слушайте внимательно, а потом мы с вами поиграем.

Педагог с помощью элементов кукольного театра показывает детям сказку «Стеснительная улитка». Дети смотрят и слушают сказку, сидя на стульчиках.

Сказка: На большой лесной поляне жила Улитка. Она была очень стеснительная. Когда к ней подходили лесные звери, чтобы познакомиться с ней, позвать ее играть или что-то спросить, она тут же начинала стесняться и прятала голову в раковину.

Так, однажды мимо улитки прыгала семья лягушек. Лягушонок заметил Улитку и захотел с ней познакомиться. Он подобрался к ней поближе и проквакал: «Привет! Меня зовут Ква. А тебя?» Но Улитка очень застеснялась и поспешила спрятать голову в свою раковинку. Лягушонок лишь пожал плечами и упрыгал восвояси.

В другой раз к маме Улитки пришла в гости тетушка Сова и хотела поговорить с маленькой Улиткой, но та так застеснялась, что тут же спрятала голову в раковину. Маме Улитке даже стало стыдно за дочку.

Однажды на лесной поляне маленькие лесные жители затеяли веселую игру в мяч. Ежик, Зайчонок, Лягушонок и Бельчонок бегали и смеялись. Улитке тоже очень захотелось поиграть с ними. Но она стеснялась попроситься в игру.

Так шло время. Лесные звери давно привыкли к стеснительности Улитки и уже не обращались к ней, не звали поиграть, не знакомились с ней. Улитка проводила время в одиночестве дни напролет, пока однажды в лесу не случилась одна история.

Как-то летним утром лесную тишину нарушил страшный птичий крик. Это Галка потеряла своего птенца. Тот выпал из гнезда, пока Галка летала за кормом. Она металась по лесной поляне и кричала: «Птенец пропал! Птенец пропал!» Все звери всполошились и принялись искать пропавшего Галчонка. Ежиха поискала в овраге, Зайчиха с зайчатами - под листьями лопуха, Лягушонок – в пруду, а Бельчонок проверил кусты орешника. Мудрая Сова успокаивала не находившую себе места от волнения Галку.

Наша знакомая Улитка сидела на шляпке гриба рядом с тем деревом, где было гнездо Галки. Вдруг она заметила шевеление в зарослях крапивы под деревом. Через минуту из крапивы высунулся клюв Галчонка. Галчонок нашелся!

Но как Улитке рассказать о счастливой находке! Ведь она никогда еще не заговаривала ни с кем первой! «А вдруг его утащила лиса? А вдруг деревенская кошка решила им позавтракать?» - донеслись до улитки причитания Галки.

Ну что ж! Делать нечего. Надо торопиться. А то чего доброго и вправду лиса или кошка пожалуют. Улитка поспешила к зверям.

На поляне стояла страшная суета, и никто из зверей не обратил на Улитку внимания. Улитка набралась смелости и тихо прошептала; «Я больше не стесняюсь». Но ее никто не услышал.

Улитка расстроилась и повторила еще раз, но уже громче: «Я больше не стесняюсь!» Но ее по-прежнему никто не слышал, все были заняты поисками. Тут Улитка не выдержала и прокричала что есть мочи: «Я больше не стесняюсь!» Звери оторопели и затихли. Они никак не ожидали от Улитки такого. А Улитка, воспользовавшись наступившей тишиной, сказала: «Я видела Галчонка, он в крапиве».

Через минуту Галка уже обнимала Галчонка и вместе со всеми лесными зверями благодарила Улитку.

С тех пор Улитка стала меньше стесняться, у нее появились друзья, ее стали приглашать в игры и другие затеи. И дни стали проходить гораздо веселее.

3. Обратная связь. Педагог собирает впечатления от сказки, ассоциации, мысли и чувства, которые вызвала в детях сказка.

Воспитатель: - Ну что, понравилась вам сказка? Про кого эта сказка? А кто из вас иногда стесняется? Как можно победить стеснение?

Дети по желанию делятся своими впечатлениями, рассказывают о стеснении и робости и способах их преодоления в собственном опыте.

Примечание. На этом этапе педагог просто выслушивает детей, лишь поощряя их желание поделиться своими мыслями.

4. Психогимнастический этюд «Стеснительная улитка».

Воспитатель: - А теперь мы с вами поиграем в нашу улитку. Воспитатель раздает всем детям куклы-перчатки улиток.

- Давайте покажем, как сидит стеснительная улитка. А теперь - как сидит улитка, которая перестала стесняться.

Дети, сидя позой и мимикой показывают стеснение, а затем уверенность.

- Давайте постоим, как стоит стеснительная улитка. А теперь - как стоит улитка, которая перестала стесняться.

Дети, стоя позой и мимикой показывают стеснение, а затем уверенность.

- Давайте походим, как ходит стеснительная улитка. А теперь - как улитка, которая перестала стесняться.

Дети походкой, мимикой и жестами показывают стеснение, а затем уверенность.

Педагог выполняет упражнение вместе с детьми, комментирует получающиеся у детей наиболее характерные при стеснении и уверенности мимику, жесты, позы, движения. Поощряет стеснительных детей.

По завершении упражнения все игрушки собираются педагогом.

5. Проигрывание ключевого эпизода сказки.

Воспитатель: - А теперь мы с вами будем говорить, как наша улитка. Помните, как она набралась смелости и сначала тихо, а потом все громче и громче, увереннее и увереннее стала повторять: «Я больше не стесняюсь!» Сейчас каждый из вас поочерёдно: попробует изобразить этот момент сказки. Мы будем произносить эту фразу, и изображать состояние улитки мимикой, позой, движениями. И не забудем похлопать нашим уверенным улиткам.

Педагог начинает выполнять упражнение, держа в руках улитку, которую затем передает первому ребенку, и далее по кругу. Каждый ребенок с места несколько раз произносит фразу «Я больше не стесняюсь!», каждый раз стараясь сказать ее громче и увереннее.

Воспитатель не настаивает на выполнении задания, в случае если кто-то из детей отказывается. Детей, которым произнести фразу громко особенно тяжело, педагог поощряет особо. Каждому ребенку после последнего уверенного произнесения фразы воспитатель и другие дети аплодируют.

6. Рисование иллюстраций к сказке.

Дети переходят в зону со столами.

Воспитатель: - Какой момент в сказке вам больше всего понравился? Давайте его нарисуем.

Педагог раздает детям бумагу и карандаши только после того, как каждый ребенок расскажет, какой эпизод сказки он будет рисовать. Дети рисуют иллюстрации к понравившимся эпизодам.

Воспитатель: - Давайте разделим лист на две половины. На левой половине листа нарисуйте, пожалуйста, улитку, которая стесняется. А на правой улитку, которая больше не стесняется, уверенную в себе улитку. Подумайте, чем будут отличаться изображения. Какой цвет вы выберете для одной и второй картинки, какого размера будут изображения улитки, в какой позе вы ее нарисуете, какое настроение у нее будет?

При необходимости воспитатель помогает детям, задавая уточняющие вопросы уже в процессе рисования.

7. Подведение итогов. Дети возвращаются в зону со стульчиками со своими рисунками.

Воспитатель: - Ну что же, наше занятие заканчивается. Давайте покажем друг другу, что у нас получилось. А теперь мы все по очереди скажем, что нам больше всего понравилось, а что нет в нашем путешествии в сказку.

Дети в одном-двух предложениях рассказывают о своих впечатлениях. Педагог принимает и поддерживает любые высказывания, касающиеся занятия; следит, чтобы все высказывались коротко. Если ребенок отказывается говорить, воспитатель не настаивает.

Публикации по теме:

Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Министерство образования РС (Я) МР «Хангаласский улус» МБДОУ «Детский сад №2 «Сказка» Доклад на тему «Преодоление застенчивости у.

Из опыта работы: проектная деятельность в познавательном развитии детей старшей группы «Веселый счет»Из опыта работы: проектная деятельность в познавательном развитии детей старшей группы «Веселый счет» Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка. Недаром ее называют «царицей всех наук»! Дошкольники.

Описание лепбука для детей старшей разновозрастной группы «Осень» Лепбук «Осень» для детей старшей разновозрастной группы Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям.

Описание опыта работы воспитателя «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Описание опыта работы воспитателя Новиковой.

Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения» В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Дети, посещающие эти.

Описание опыта работы «Организация труда детей в природе» Описание опыта работы на тему: «Организация труда детей в природе». Воспитатель ДОУ Давыдова Елена Ивановна Описание.

Описание опыта работы «Формирование навыков общения детей дошкольного возраста на «Уроках вежливости» Актуальность заключается в том, что современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, так как число его контактов с миром.

Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» В настоящее время проблемы, связанные.

Описание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей старшей группыОписание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей старшей группы Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающаяся предметно – пространственная среда, созданная в соответствии.

Презентация опыта работы по теме «Художественно-эстетическое развитие детей» в старшей группе Опыт работы по «Художественному - эстетическому развитию». Слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы в старшей группе «Преодоление застенчивости у детей старшей группы»
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 09:33
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы в старшей группе «Преодоление застенчивости у детей старшей группы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Царёва (УИ 68145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД