Татьяна Царёва
Описание опыта работы в старшей группе «Преодоление застенчивости у детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Преодоление застенчивости у детей старшей группы»
В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается повышенное внимание к проблеме общения. В современном мире на смену «живого» общения приходит общение виртуальное. Взрослым и детям становится трудно налаживать личные контакты, общаться друг с другом. Это приводит к безразличию, люди разучиваются понимать и сопереживать, из общения уходит тепло, которое так необходимо ребёнку.
Публикация «Описание опыта работы в старшей группе „Преодоление застенчивости у детей старшей группы“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из основных задач социально-коммуникативного развития дошкольников является развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Современные дети практически всё свободное время проводят с гаджетами, компьютерные игры заменяют действительность, чтение книг с родителями сменяется многочасовым просмотром мультфильмов. В связи с этим все больше и больше появляется застенчивых детей. Застенчивость – это свойство личности, которое формируется при определенных условиях воспитания и характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении.
В детском учреждении застенчивый ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. Основные трудности застенчивого ребенка связаны с его собственным отношением к себе и переживанием отношения других. Если не предпринимать меры для устранения застенчивости, у некоторых детей она может усугубляться и принимать хронические формы, а впоследствии может стать характерной чертой поведения, не позволяющей ребенку реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал. Это обуславливает актуальность моей работы.
Цель работы состояла в следующем: снижение уровня застенчивости у детей.
В процессе достижения цели решала следующие задачи:
1. Преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, помощь в двигательном раскрепощении застенчивых дошкольников;
2. Развитие у «застенчивых дошкольников» умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения;
3. Упражнение в самостоятельном применении детьми в играх навыков поведения, расширение их социальных связей.
Проведя анализ литературных источников по теме работы, я пришла к выводу, что помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – важная задача и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Корректировать особенности личностной и поведенческой сферы застенчивости дошкольников можно путем специально разработанных методик, игр, индивидуального подхода к ребенку.
На первом этапе работы решались следующие задачи:
1. Изучить уровень застенчивости у детей старшей группы.
2. Разработать программу «Тропинка к своему Я».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Наблюдение за детьми.
2. Анкетирование родителей.
Для определения уровня застенчивости у детей были использованы следующие критерии:
1. Нерешительность
2. Нежелание вступать в контакт
3. Робость
4. Молчаливость
5. Смущение от внимания взрослого, его оценки, независимо от ее характера
6. Страх публичных выступлений
7. Редкое и неразвернутое обращение к взрослому и ответы на его вопросы
Данные критерии позволили определить уровни застенчивых проявлений: высокий, средний, низкий.
В течение недели я наблюдала за самостоятельной деятельностью детей по критериям, предложенным Лисиной. По результатам наблюдения составила таблицу и диаграмму.
Из таблицы видно, что 3 детей можно отнести к высокому уровню застенчивости, что составляет 21%. 3 детей относятся к среднему уровню застенчивости, что составляет 21%. И 8 детей относятся к низкому уровню застенчивости, что составляет 58%.
Анализ результатов диагностического обследования позволил приступить к разработке программы «Тропинка к своему Я».
На втором этапе работы приступила к реализации разработанной программы «Тропинка к своему Я». Цель программы – снижение уровня застенчивости у детей.
Задачи: преодолеть замкнутость, скованность, нерешительность детей, помочь в двигательном раскрепощении; расширить поведенческий «репертуар», развить умение позитивно разрешать проблемные ситуации, сформировать способность к произвольной регуляции поведения. В качестве основного метода работы была положена совместная деятельность воспитателя и детей. Работа проводилась через систему специально-организованных занятий и игр. Были использованы следующие формы и методы работы: игротерапия; сказкотерапия; упражнения на релаксацию; изотерапия; игры-драматизации; работа с родителями.
Все занятия, которые проходили в основном во второй половине дня, имеют определенную структуру: разминка, основная часть, заключительная часть.
В ходе реализации программы была проведена следующая работа: специально-организованное занятие «Как мы боремся с трудностями», в ходе которого выполняли следующие игры и упражнения: «Приветствие», беседа «Как мы боремся с трудностями», игра «Незнайка», упражнение «Закончи предложение», игра «Поссорились два петушка», выполнение поделки «Петушок». Наиболее сложным для застенчивых детей оказалось упражнение «Закончи предложение», они зажимались, говорили невнятно, тогда я предложила детям каждое предложение заканчивать хлопками в ладоши. Это помогло снять напряжение, и дети включились в работу. К выполнению поделки застенчивые дети отнеслись безразлично. Но после того как дети узнали, что данные поделки будут подарены детям младшей группы, ребята выполнили задание.
Чтение рассказа с элементами драматизации «Ёжик», в ходе которого детьми отрабатывалось умение пожалеть Ёжика, выразить ему сочувствие, проявить внимательность к другим героям рассказа. После окончания рассказа дети рисовали рисунки на тему дружбы.
В упражнении «Конкурс хвастунов» детям необходимо было преодолеть смущение и похвалить друг друга. Первыми начали выполнять упражнение дети с низким уровнем застенчивости. Глядя на них, застенчивые дети, зарядились положительным настроем, стали смелее и активно включились в работу.
В игре «Угадай эмоцию» застенчивым детям было сложно показать эмоции, т. к. они стесняются пристального внимания со стороны. Поэтому детям с низким уровнем застенчивости пришлось взять на себя активную роль и подавать пример. После этого застенчивый мальчик сумел ярко проявить гнев, выплеснув эмоции, а застенчивая девочка проявила артистичность, выражая радость.
Сказкотерапия «Стеснительная улитка». На этом занятии мы выполняли такие игры и упражнения как: «Приветствие», психогимнастический этюд «Стеснительная улитка», проигрывание ключевого эпизода сказки, рисование иллюстраций. В ходе проигрывания ключевого эпизода ребята должны были сначала тихо, а потом громче и громче произнести фразу «Я больше не стесняюсь». Так как, на данный момент работа по программе «Тропинка к своему Я» подходила к завершению, застенчивые дети говорили эту фразу громко и уверенно. При рисовании иллюстраций к сказке самым ярким и содержательным получился рисунок у девочки с высоким уровнем застенчивости, она легко справилась с заданием.
В игре на развитие внимания «Танец шляпы» застенчивая девочка испытывала трудности в исполнении танца. Мы предложили ей выбрать себе пару и станцевать танец вместе. Это обрадовало её и, перестав стесняться, она выполнила задание.
Индивидуальное упражнение «Повтори за мной». Для этого упражнения был составлен перечень фраз, которыми легко начинать и заканчивать разговор с разными группами людей, например, «Вы не могли бы мне помочь», «Давай поиграем вместе» и другие. После выполнения данного упражнения застенчивые дети стали использовать эти фразы в повседневном общении с детьми и взрослыми.
Завершением работы стало проведение досуга «Мы дружные ребята». В сценарий досуга вошли следующие игры: «Кто может смеяться громче», «Шуточные вопросы», «Змейка», «Спой песенку не своим голосом», «Слепые котята», «Веселый танец». Во время проведения развлечения было замечено, что застенчивые дети стали более раскрепощенными, активными. В игре «Змейка» застенчивый мальчик выступил инициатором и выразил желание быть первым в строю.
Исходя из того, что проявление застенчивости нельзя исправить без активной помощи родителей, было проведено родительское собрание на тему «Детская застенчивость», где были раскрыты вопросы о понятии застенчивости, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих проявления застенчивости. Так же был разработан цикл консультаций по данной теме.
На третьем этапе работы решалась следующая задача: выявить изменения в проявлении застенчивости у детей старшей группы.
Данная задача реализовывалась с помощью наблюдения за детьми.
Для проверки результатов на третьем этапе использовала те же критерии наблюдения, что и на первом. Результаты представлены в таблице и диаграмме. Если на начальном этапе исследования 3 ребёнка (21%) относились к высокому уровню застенчивости, 3 детей (21%) относились к среднему уровню застенчивости, и 8 детей (58%) относились к низкому уровню застенчивости, то на конечном этапе повторная диагностика показала положительную динамику – 1 ребёнок, что составляет 7%, относится к высокому уровню застенчивости, 5 детей, что составляет 35% относятся к среднему уровню, 8 детей, что составляет 58% относятся к низкому уровню застенчивости.
Таким образом, результаты повторного наблюдения за детьми подтвердили эффективность разработанной программы «Тропинка к своему Я».
Практическая значимость работы заключается в том, что подобран и апробирован диагностический материал; разработана программа по коррекции застенчивости у детей, а также методическое сопровождение программы «Тропинка к своему Я»: это конспекты занятий и упражнений, оформлена картотека игр по преодолению застенчивости, конспект родительского собрания, папки-передвижки, консультации для родителей.
Приложение
Игра «Конкурс хвастунов»
Цель: развивать коммуникативные навыки, учить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. (Не забывайте, что это конкурс.) Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами.
Игра «Скучно, скучно так сидеть»
Цель: развитие раскованности, тренировка самоорганизации.
Процедура игры. Вдоль одной стены физкультурного (музыкального)зала стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей.
Дети садятся около первой стороны зала. Воспитатель читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть,
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только воспитатель кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Примечания:
1. Не разрешать детям начинать бег раньше, чем кончится стишок.
2. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если тот занял его раньше.
Игра «Угадай эмоцию»
Цель: преодоление застенчивости.
В данной игре важнее всего правильно мотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. Данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому воспитателю необходимо взять на себя активную роль и подавать ребенку пример.
Сначала игра проводится индивидуально. Затем, когда ребенок уже будет без труда справляться с заданиями, игра проводится коллективно. Правила игры: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко.
Начинать нужно с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно диапазон чувств расширяется, вводятся различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.
Упражнение на релаксацию «Цветик-семицветик»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
Воспитатель обращается к детям:
- Посмотрите на волшебный цветок. Кто знает название этого цветка? Почему его так называют? Определите, какого цвета каждый лепесток у этого цветка. Знаете ли вы, из какой сказки прибыл этот цветок и почему он считается волшебным? Прибыл он из сказки «Цветик-семицветик», а волшебный потому, что может исполнять желания. Надо только оторвать лепесток и сказать волшебные слова: «Лети, лети лепесток…».
Загадайте желание и оторвите лепесток от волшебного цветка. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно… Вдох делаем носом, а выдох - ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик. Молодцы. Хорошо. Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.
Упражнение на дыхание выполняется несколько раз. Цветок лучше сделать из тонкой бумаги и продублировать лепестки, чтобы хватило всем детям.
Игра «Танец шляпы»
Цель: развитие внимания, моторной координации.
Необходимые приспособления: шляпа, музыкальное произведение.
Описание игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая её на голову соседа. Когда музыка прервётся, участник, на голове которого осталась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети - повторить его. Затем игра продолжается.
Комментарий: в этой игре шляпа, по сути, является «отвлекающим манёвром», так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребёнку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнёра и станцевать с ним.
Игра «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков, создание атмосферы сотрудничества, дружбы и взаимопомощи.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединись ниточкой, воспитатель должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и найти это сходство достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Групповой развивающий комплекс упражнений «Стеснительная улитка»
Цель: создание условий для приобретения позитивного опыта преодоления стеснительности, робости, застенчивости.
Оборудование: групповая комната, разделенная на две зоны: одна - с детскими стульчиками по количеству детей, стоящими полукругом, и вторая - со столами. Кукольный театр: куклы-перчатки улитки, мамы-птицы, птенца, лесных жителей; бумага и наборы цветных карандашей по количеству детей.
Описание: 1. Ритуал приветствия.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. А когда я радуюсь, я улыбаюсь. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь Коле, Коля улыбнется Кате, Катя Свете и т. д.
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом, и по очереди улыбаются друг другу.
2. Сказка «Стеснительная улитка».
Воспитатель: - Сегодня мне хочется рассказать вам одну историю. Смотрите и слушайте внимательно, а потом мы с вами поиграем.
Педагог с помощью элементов кукольного театра показывает детям сказку «Стеснительная улитка». Дети смотрят и слушают сказку, сидя на стульчиках.
Сказка: На большой лесной поляне жила Улитка. Она была очень стеснительная. Когда к ней подходили лесные звери, чтобы познакомиться с ней, позвать ее играть или что-то спросить, она тут же начинала стесняться и прятала голову в раковину.
Так, однажды мимо улитки прыгала семья лягушек. Лягушонок заметил Улитку и захотел с ней познакомиться. Он подобрался к ней поближе и проквакал: «Привет! Меня зовут Ква. А тебя?» Но Улитка очень застеснялась и поспешила спрятать голову в свою раковинку. Лягушонок лишь пожал плечами и упрыгал восвояси.
В другой раз к маме Улитки пришла в гости тетушка Сова и хотела поговорить с маленькой Улиткой, но та так застеснялась, что тут же спрятала голову в раковину. Маме Улитке даже стало стыдно за дочку.
Однажды на лесной поляне маленькие лесные жители затеяли веселую игру в мяч. Ежик, Зайчонок, Лягушонок и Бельчонок бегали и смеялись. Улитке тоже очень захотелось поиграть с ними. Но она стеснялась попроситься в игру.
Так шло время. Лесные звери давно привыкли к стеснительности Улитки и уже не обращались к ней, не звали поиграть, не знакомились с ней. Улитка проводила время в одиночестве дни напролет, пока однажды в лесу не случилась одна история.
Как-то летним утром лесную тишину нарушил страшный птичий крик. Это Галка потеряла своего птенца. Тот выпал из гнезда, пока Галка летала за кормом. Она металась по лесной поляне и кричала: «Птенец пропал! Птенец пропал!» Все звери всполошились и принялись искать пропавшего Галчонка. Ежиха поискала в овраге, Зайчиха с зайчатами - под листьями лопуха, Лягушонок – в пруду, а Бельчонок проверил кусты орешника. Мудрая Сова успокаивала не находившую себе места от волнения Галку.
Наша знакомая Улитка сидела на шляпке гриба рядом с тем деревом, где было гнездо Галки. Вдруг она заметила шевеление в зарослях крапивы под деревом. Через минуту из крапивы высунулся клюв Галчонка. Галчонок нашелся!
Но как Улитке рассказать о счастливой находке! Ведь она никогда еще не заговаривала ни с кем первой! «А вдруг его утащила лиса? А вдруг деревенская кошка решила им позавтракать?» - донеслись до улитки причитания Галки.
Ну что ж! Делать нечего. Надо торопиться. А то чего доброго и вправду лиса или кошка пожалуют. Улитка поспешила к зверям.
На поляне стояла страшная суета, и никто из зверей не обратил на Улитку внимания. Улитка набралась смелости и тихо прошептала; «Я больше не стесняюсь». Но ее никто не услышал.
Улитка расстроилась и повторила еще раз, но уже громче: «Я больше не стесняюсь!» Но ее по-прежнему никто не слышал, все были заняты поисками. Тут Улитка не выдержала и прокричала что есть мочи: «Я больше не стесняюсь!» Звери оторопели и затихли. Они никак не ожидали от Улитки такого. А Улитка, воспользовавшись наступившей тишиной, сказала: «Я видела Галчонка, он в крапиве».
Через минуту Галка уже обнимала Галчонка и вместе со всеми лесными зверями благодарила Улитку.
С тех пор Улитка стала меньше стесняться, у нее появились друзья, ее стали приглашать в игры и другие затеи. И дни стали проходить гораздо веселее.
3. Обратная связь. Педагог собирает впечатления от сказки, ассоциации, мысли и чувства, которые вызвала в детях сказка.
Воспитатель: - Ну что, понравилась вам сказка? Про кого эта сказка? А кто из вас иногда стесняется? Как можно победить стеснение?
Дети по желанию делятся своими впечатлениями, рассказывают о стеснении и робости и способах их преодоления в собственном опыте.
Примечание. На этом этапе педагог просто выслушивает детей, лишь поощряя их желание поделиться своими мыслями.
4. Психогимнастический этюд «Стеснительная улитка».
Воспитатель: - А теперь мы с вами поиграем в нашу улитку. Воспитатель раздает всем детям куклы-перчатки улиток.
- Давайте покажем, как сидит стеснительная улитка. А теперь - как сидит улитка, которая перестала стесняться.
Дети, сидя позой и мимикой показывают стеснение, а затем уверенность.
- Давайте постоим, как стоит стеснительная улитка. А теперь - как стоит улитка, которая перестала стесняться.
Дети, стоя позой и мимикой показывают стеснение, а затем уверенность.
- Давайте походим, как ходит стеснительная улитка. А теперь - как улитка, которая перестала стесняться.
Дети походкой, мимикой и жестами показывают стеснение, а затем уверенность.
Педагог выполняет упражнение вместе с детьми, комментирует получающиеся у детей наиболее характерные при стеснении и уверенности мимику, жесты, позы, движения. Поощряет стеснительных детей.
По завершении упражнения все игрушки собираются педагогом.
5. Проигрывание ключевого эпизода сказки.
Воспитатель: - А теперь мы с вами будем говорить, как наша улитка. Помните, как она набралась смелости и сначала тихо, а потом все громче и громче, увереннее и увереннее стала повторять: «Я больше не стесняюсь!» Сейчас каждый из вас поочерёдно: попробует изобразить этот момент сказки. Мы будем произносить эту фразу, и изображать состояние улитки мимикой, позой, движениями. И не забудем похлопать нашим уверенным улиткам.
Педагог начинает выполнять упражнение, держа в руках улитку, которую затем передает первому ребенку, и далее по кругу. Каждый ребенок с места несколько раз произносит фразу «Я больше не стесняюсь!», каждый раз стараясь сказать ее громче и увереннее.
Воспитатель не настаивает на выполнении задания, в случае если кто-то из детей отказывается. Детей, которым произнести фразу громко особенно тяжело, педагог поощряет особо. Каждому ребенку после последнего уверенного произнесения фразы воспитатель и другие дети аплодируют.
6. Рисование иллюстраций к сказке.
Дети переходят в зону со столами.
Воспитатель: - Какой момент в сказке вам больше всего понравился? Давайте его нарисуем.
Педагог раздает детям бумагу и карандаши только после того, как каждый ребенок расскажет, какой эпизод сказки он будет рисовать. Дети рисуют иллюстрации к понравившимся эпизодам.
Воспитатель: - Давайте разделим лист на две половины. На левой половине листа нарисуйте, пожалуйста, улитку, которая стесняется. А на правой улитку, которая больше не стесняется, уверенную в себе улитку. Подумайте, чем будут отличаться изображения. Какой цвет вы выберете для одной и второй картинки, какого размера будут изображения улитки, в какой позе вы ее нарисуете, какое настроение у нее будет?
При необходимости воспитатель помогает детям, задавая уточняющие вопросы уже в процессе рисования.
7. Подведение итогов. Дети возвращаются в зону со стульчиками со своими рисунками.
Воспитатель: - Ну что же, наше занятие заканчивается. Давайте покажем друг другу, что у нас получилось. А теперь мы все по очереди скажем, что нам больше всего понравилось, а что нет в нашем путешествии в сказку.
Дети в одном-двух предложениях рассказывают о своих впечатлениях. Педагог принимает и поддерживает любые высказывания, касающиеся занятия; следит, чтобы все высказывались коротко. Если ребенок отказывается говорить, воспитатель не настаивает.