Приложение МААМ

Описание опыта работы «Формирование навыков общения детей дошкольного возраста на «Уроках вежливости»

олеся гуртовая
Описание опыта работы «Формирование навыков общения детей дошкольного возраста на «Уроках вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы

Описание опыта работы

Актуальность заключается в том, что современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, школа, общественный транспорт, магазины и т. п.). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значить, владеть основными культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов

Публикация «Описание опыта работы „Формирование навыков общения детей дошкольного возраста на „Уроках вежливости“» размещена в разделах

Цель работы : формирование умений и навыков общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.

Задачи:

• развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;

• обучение детей речевым этикетным формулам : приветствие, прощание, благодарность.

• развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику;

выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс формирования навыков общения у старших дошкольников может быть эффективнее, если использовать в работе с детьми следующие педагогические средства:

- этические беседы.

- дидактические игры.

- сюжетно-ролевые игры.

- чтение художественной литературы.

- в повседневной жизни в ДОУ акцентировать внимание на такие компоненты культуры общения как доброжелательность, уважение, вежливость;

Объект исследования: общение детей старшего дошкольного возраста как целостное явление.

Предмет исследования: процесс формирования навыков общения детей в дошкольном образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты:

• Ребенок владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем.

Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе.

• Ребёнок использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации.

• Способен управлять своим поведением и способами общения.

• Способен дать адекватную оценку своему поведению, деятельности.

• Ребенок умеет осознавать свои эмоции, управлять своими

• чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой, устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.

Детей нужно научить понять, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни.

Глава I. Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Роль общения в воспитания ребенка

Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. А в дошкольных учреждениях ведущая роль принадлежит воспитателю. С ним дети начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «добро - зло». С оценочных позиций взрослого, ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Сначала превалируют эмоции, позднее с усвоением норм социального поведения, ребенок достигает определенного уровни самостоятельности в выборе действий.

Обучение детей нормам нравственного поведения, воспитатель осуществляет в совместной игре, труде, на занятиях.

Воспитание морали очень важно в старшем возрасте, так как именно в этом возрасте дети значительно продвигаются в способности действовать по правилам.

В старшем возрасте перед детьми и воспитателем стоят следующие задачи:

а) Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми, играть сообща, трудиться, заниматься.

б) Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

в) Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами.

г) Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, а у девочек - скромность.

д) Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Глава II. Использование приемов, средств и методов в работе по формированию навыков общения детей старшего дошкольного возраста

2.1. Методы и приёмы формирования навыков общения

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости

Для воспитания культурного поведения я выделила следующие необходимы условия:

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей

2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть, направлены на достижение главной цели - создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

Методы и приемы:

1. Беседа

Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения : ребёнок должен научится внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи.

Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принимали участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.

2. Чтение художественных произведений

Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения.

Подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая нагрузка.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества.

Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

3. Заучивание стихотворений

Одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребёнка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве. В ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного.

4. Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научить и в процессе игры показать, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” дети учатся, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

2.2. Игра-средство общения

Игра – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно сегодня представители старшего поколения – бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть».

Игра - это то, что «объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Так в игре ребенок гораздо успешнее управляет своим поведением, чем в повседневном жизни. В игре происходит усвоение моральных правил, где дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать. Подчиняться этому способствуют игровые правила, без которых игра не может состояться. В правилах игры сказано:

- Как надо действовать;

- Как выполнять задания;

- Как относиться к товарищам.

Но, подражая, друг другу, дети могут повторять неправильные действия. На помощь приходит воспитатель. Если дети протестуют, им следует напомнить, что нечестная игра не дает права выигрыша. Правила поддерживают моральные принципы. Можно составить «Правила дружной игры» :

1. Вместе договариваться о правилах;

2. Честно соблюдать их;

3. Нарушивший правила не может выиграть;

4. Не злиться и не драться.

Правила можно сформулировать в виде пословиц :

- Нет большого позора - не выполнить договор;

- Уговор дороже денег;

- Зарубить себе на носу;

- Сам себя губит, кто других не любит.

Игровые правила способствуют развитию у детей требовательности друг к другу. Справедливая оценка укрепляет в сознании ребенка значение правил. Доброжелательное отношение в ходе игры определяют ее успех. При распределении ролей избежать ссор помогут считалки.

В сюжетно-ролевых играх воспитание морали у дошкольников поможет художественная литература.

Первые представления о морали, дети получают из сказок. В них лень наказывается, ленивый часто попадает в смешное положение, все теряет. В сказках противопоставлены понятия добра и зла. Добро вознаграждается, зло наказывается, Прочитав сказку, воспитатель и дети дают нравственную характеристику герою. Дети усваивают, что добро - хорошо, а зло - плохо.

Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что «объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Взаимодействия с родителями по воспитанию навыков общения детей старшей возрастной группы

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

В ДОУ должна быть организована работа с родителями, направленная на более эффективное формирование культуры общения между взрослыми и детьми. Формами этой работы должны стать родительские собрания, консультации для родителей, а также проведение круглого стола с участием воспитателей и администрации детского сада.

Целью родительских собраний должно стать:

- ознакомление с формами и функциями общения;

- углублений знаний родителей о психолого-педагогических основах межличностного общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Целью консультаций является:

- изучение разных стилей общения с детьми;

- совершенствование примеров работы с детьми по формированию культуры межличностного общения.

Целью организации круглых столов является:

- совершенствование коммуникативных умений родителей:

- развитие навыков восприятия и понимания себя и других в процессе общения.

Осуществляя работу с родителями, важно учитывать, что отношения в семье предполагают:

1) гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно влияющие на взаимоотношения детей;

2) гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом воспитательной деятельности родителей.

Формирование личностных качеств у ребенка дошкольного возраста всегда связано с эмоциональной сферой организации процесса воспитания. В этой связи необходимо проведение в детских садах тематических утренников, спортивных праздников, различного рода экскурсий, организации кукольных театров, спектаклей-инсценировок с участием самих старших дошкольников и привлечением родителей.

Заключение

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т. д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения

Основные этапы развития форм общения приходятся на период дошкольного детства. Старший дошкольник характеризуется произвольностью поведения и психических процессов. Именно в этом возрасте детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Для них становиться важным общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Формирование культуры общения ребенка в этом возрасте во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых – родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д. Б. Эльконин, «,образ себя через другого».

Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.

Публикации по теме:

Формирование гражданской позиции воспитанников через различные виды деятельности (описание опыта работы) .

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (обобщение опыта работы) МБДОУ детский сад «Березка» воспитатель: Бекренева Валентина Ивановна 1 слайд «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного.

«Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения.

Информация из опыта работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков к здоровому образу жизни Формирование основ здорового образа жизни у детей младшей группы «Семицветик» ведется согласно рабочей программы. ОО «Физическое развитие».

Из опыта работы «Формирование системы знаний о лесе у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Разработать и адоптировать педагогическую технологию формирования системы знаний о лесе у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения»Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения» МАДОУ Детский сад с. Уральск. Воспитатель Маннанова Римма Шамилевна. Путь в детский сад многих детей переходит через проезжую часть. Дошкольники.

Краткое описание системы работы «Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста» Краткое описание системы работы «Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста». Экологическое воспитание младших.

Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возрастаОписание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Гвоздевская Ольга Сергеевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4», г. Уссурийска. «Мы не должны превозноситься.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД» Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы «Формирование навыков общения детей дошкольного возраста на «Уроках вежливости»
Опубликовано: 15 января 2018 в 14:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы «Формирование навыков общения детей дошкольного возраста на «Уроках вежливости»» (включая файлы) размещена пользователем олеся гуртовая (УИ 803725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД