Алена Габайдуллина
Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования РС (Я) МР «Хангаласский улус»
МБДОУ «Детский сад №2 «Сказка»
Доклад на тему «Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Выполнила: Филиппова А. В. ,
Габайдуллина А. В.
Воспитатели МБДОУ детский сад №2 «Сказка»
Высшая категория
Покровск, 2018г.
Введение
Публикация «Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Согласно ряду опубликованных исследований в области детской психологии одним из факторов риска отклонений от нормального развития является чрезмерная застенчивость дошкольников. Статистика утверждает, что около 40% детей, свойственны качества, совокупность которых может быть названа застенчивостью. Застенчивость, согласно Филиппу Зимбардо есть «состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе».
Актуальность проблемы застенчивости заключается еще и в том, что за последние десятилетия увеличилось количество детей с эмоциональными трудностями, среди которых важное место занимает застенчивость.
Цель исследования: способствовать преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза: преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) использование специальных заданий и упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка;
2) создание предметно-развивающей среды, способствующей преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
3) развитию актерского мастерства у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности;
4) организация совместной работы с родителями по театрализованной деятельности;
Гипотеза может быть подтверждена при условии решения следующих задач:
1) Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к театрализованной деятельности.
2) Развивать эмоциональную сферу ребенка (эмоционально откликаться на интересные события, видеть красоту людей, их поступков и т. д.).
3) Содействовать развитию позитивного самовосприятия каждого ребенка и повышению уверенности в себе и в своих силах.
4) Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
5) Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях с взрослыми и сверстниками.
Методы исследования:
-Теоретические методы: анализ психолого – педагогической литературы;
-Наблюдение;
-Беседа;
-Педагогический эксперимент.
База исследования: МБДОУ Сказка №2 г. Покровск Хангаласский улус Республики Саха (Якутия).
Методологические основы исследования: проблемой развития творчества занимались многие ученые - Сафин В. Ф., Кон И. С., Изард К., Зимбардо Ф., Василюк Ф. Е. и др. Этими и другими авторами были предложены различные средства коррекции чрезмерной застенчивости детей, одним из которых можно назвать вовлечение ребенка в театрализованную деятельность.
Научная новизна и практическая значимость заключается в изучении и систематизировании учебно-методического материала по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, разработке методического пособия. Практическая значимость опыта заключается в том, что использование его воспитателями дошкольных образовательных учреждений позволит решить вопросы, связанные с преодолением застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Данный опыт может быть использован и педагогами дополнительного образования.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. Теоретические основы преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
1.1. Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. В процессе работы над каким –либо спектаклем (большим или маленьким) дети импровизируют роли, или инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это - словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. А это, в свою очередь, способствует повышению у детей уверенности в себе и в своих силах, развитию навыков коллективной работы.
Следующий аспект: театр - искусство коллективное. Поэтому во время подготовки спектакля, дети дисциплинируются, у них вырабатывается чувство ответственности перед партнерами и зрителями, прививается чувство коллективизма, смелость, а все это просто необходимо застенчивым детям.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Придя работать в детский сад, заметила следующую тенденцию: стихи на праздниках, роли в сценках и мини – спектаклях, дают, как правило, очень активным и уверенным в себе детям, а застенчивые почти всегда остаются в тени. Работая в подготовительной группе, было отмечено, что застенчивость присуща четырем детям, а это составляет 15%. И, зная об огромных возможностях театрализованной деятельности, решила попробовать ее в работе и по преодолению застенчивости.
Поэтому познакомилась с некоторыми программами по театрализованной деятельности (Л. Л. Штукатурова «Театр и дети», Т. А. Стряпчева «Мы играем в театр», М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Э. Г. Чурилова «Арт-фантазия» и др.).
Анализ специальной литературы позволил сделать вывод, что работа в процессе театрализованной деятельности, направленной на преодоление застенчивости, должна включать в себя игры, упражнения.
Таким образом, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей, имеет большое значение для развития творческих способностей, формирует чувство коллективизма. Театрализованные игры способствуют развитию эмоций детей, фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества.
Глава 2. Экспериментальное подтверждение эффективности преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Исследовательская работа по преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности проводилась в МБДОУ «Детский сад №2 «Сказка». Для экспериментальной работы была выбраны дети старшей группы, в количестве 10 детей (из них мальчиков - 4 и девочек- 6).
Свою исследовательскую работу мы построили по определённому плану, который состоит из трё х этапов:
1. Констатирующий эксперимент
2. Формирующий эксперимент
3. Итоговый (контрольный) эксперимент
Провели исследования в 2 этапа:
1 этап – выявление уровня развития эмоциональной сферы ребенка;
2этап – выявление знания родителей о влиянии театрализованной деятельности в развитии ребенка
I Этап. Диагностика проводилась по тестированию, разработанной на основе программы Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр – творчество – дети», направлена на устранение дефицита театрального искусства в жизни детей, развитие их театральных способностей.
Качественная характеристика уровней сформированности театральных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Каждый показатель оценивается максимально в 6 баллов. Высшая оценка — 36 баллов.
Высокий уровень (30-36 баллов) : Дети проявляют стремление к общению. Испытывают удовольствие от игры драматизации. В процессе деятельности стремятся к самостоятельности, качественному выполнения задания, поиску способов выразительного исполнения. Правильно осознают поступки героев, их переживания, мысли, чувства.
Дети умеют придумывать сюжет, соответствующий предложенной теме. Правильно передают диалоги действующих лиц, раскрывают чувства героев. Диалог – выразительный, с изменением силы голоса и интонации.
Средний уровень (22-29 баллов) : Дети легко идут на контакт со взрослым, устанавливают дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвуют в игре, предложенной другими детьми.
Дети знают большинство художественных произведений программы. Могут объяснить их смысл, обращают внимание на поступки героев, но игнорируют их внутренние переживания. Охотно принимают участие в играх, драматизациях, но не проявляют творческой инициативы. Речь и движения не очень выразительны, дети нуждаются в помощи взрослого.
Низкий уровень (21 балл и ниже) : Дети не умеют сосредоточенно воспринимать литературное произведение, представленное в форме драматизации. Восприятие содержания поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения, нет сопереживания героям.
Дети не способны проявить самостоятельность при исполнении роли. Речь и движения невыразительны. Дети затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют. Текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается много остановок, пауза, повтор слов.
Дети положительно откликаются на участие в драматизации, но не могут преодолеть связанные с этим трудности.
Диагностическая карта выявления уровня развития эмоциональной сферы ребенка
Развитие эмоций средствами театрализованной игры. Развитие эмоций средствами ритмопластики. Передача эмоций средствами сценической культуры и техники речи Развитие эмоций средствами мимики и пантомимы. Развитие эмоций средствами психогимнастических этюдов. Уровень развития памяти, внимание, мышление средствами театрализованной деятельности
Экспериментальная группа Контрольная группа
В – 0%; С – 40%; Н – 60%; В –40%; С – 20%; Н – 40%
Как видно из таблицы 1 экспериментальная группа по сравнению с контрольной группой не имеет высокого уровня, это означает, что дети более застенчивее, не способны проявлять свою самостоятельность при исполнении ролей.
II этап. Для выявления знания родителей о том, какую роль играет театрализованная деятельность в развитии ребенка, провели анкетирование родителей.
Цель: Выявить представления по проблеме театрализованной деятельности в развитии ребенка. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет театрализованная деятельность в развитии ребенка
Справка-анализ по анкетированию родителей по проблеме театрализованной деятельности в развитии ребенка.
В анкетировании приняли участие 10 родителей, родителям предлагалось ответить на 8 вопросов.
66,7% - родители знают, что это такое.
13,3% - родители затрудняются ответить на данный вопрос.
20,0% - не знают.
Вывод: В результате первичного анкетирования выявлено, что родители в основном осведомлены, что такое театрализованная деятельность. На вопрос «пожелания к педагогам в аспекте проведения организации, содержания работы по театрализованной деятельности» большинство родителей ответили, чтобы дети принимали активное участие в различных конкурсах и мероприятиях.
2.2. Преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (формирующий этап)
Цель формирующего эксперимента: Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
Задачи:
- обучение основам актерского мастерства;
- совершенствование исполнительского умения детей в создании художественного образа;
-совершенствование навыков воплощения в игре определенных переживаний, эмоций;
-обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики;
-совместная работа с родителями по театрализованной деятельности.
Основными методами работы по данному исследованию являются:
1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога).
2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию).
3. Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно- творческой деятельности.
4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, просмотр на видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.
Формами подведения итогов реализации нашего исследования являются:
- спектакли для детей и родителей (законных представителей);
- участие в качестве персонажей на праздниках и развлечениях ДОУ.
При организации эксперимента мы опирались на ведущие принципы развития дошкольников :
1) принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
2) принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности
Занятия проводились вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут. Занятия проводились с сентября по май месяц включительно.
Перспективный план по театрализованной деятельности
Старшая группа
Месяц
Тема
Сентябрь 1. Беседа «Здравствуй, театр!»
2. Инсценировка сказки «Репка» 3. Театрализация по песне «Огородная – хороводная»
Октябрь 1. Мимика – «Подбери маску»
2. Инсценировка сказки «Три поросёнка» 3. Жесты – этюды на выразительность жестов.
4. Пантомимика – игра «Походка»
Ноябрь 1. Театрализованная игра «Лиса и дрозд».
2. Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом» 3. Инсценировка сказки «Теремок»
4. Беседа «Разнообразие театров»
Декабрь 1. Пантомимика – игра «Кто как ходит»
2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку». 3. Инсценировка сказки «Рукавичка»
4. Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства.
Январь 1. Игры «Камушки на песке», «Подарки для куклы», «На что это похоже»
2. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко» 3. Этюды «Зеркало»
4. Моделирование сказки «Заюшкина избушка»
Февраль 1. Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»
2. Моделирование сказки «Три медведя» 3. «У страха глаза велики» - театр на лопатках.
4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку
Март 1. .Этюды «Зеркало»
2. Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» 3. «Зимовье зверей» разыгрывание сказки с кружками.
4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».
Апрель 1. Театрализованные этюды «Весна!»
2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку». 3. Чтение стихов о весне.
4. Жесты – этюды на выразительность жестов.
Май 1. Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А. Босеева.
2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».
II этап. Совместная работа с родителями
При работе в данном направлении использовали различные приемы и формы:
• дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие;
• организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; помогают в оформлении декораций и т. д.
Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, например «Театрализованные игры - путь детскому творчеству», «Роль театрализованной игры в развитии речи детей дошкольного возраста» и т. д. Педагоги оформили папки – передвижки «Игрушки в жизни ребенка», «Моя семья».
Вывод: Таким образом, различные тематические праздники, развлечения, выступление детей на различных концертах и конкурсах помогут окончательно закрепить полученные результаты.
2.3. Сравнительный анализ проведения эксперимента по преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. (контрольный этап)
Целью этого исследования: определить конечный уровень методов и приемов работы, способствующие преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Выявить конечный уровень развития эмоциональной сферы ребенка;
2. Определить уровень овладения актерским мастерством;
3. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет театрализованная деятельность в развитии ребенка
Для определения динамики уровня проявлений по преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, принимавших участие в формирующем этапе, необходимо было провести второй сравнительный контрольный эксперимент.
Для решения данной задачи мы использовали те же методики, что и в процессе проведения первого этапа констатирующего эксперимента:
Результаты повторного обследования уровня развития эмоциональной сферы ребенка
Развитие эмоций средствами театрализованной игры. Развитие эмоций средствами ритмопластики. Передача эмоций средствами сценической культуры и техники речи Развитие эмоций средствами мимики и пантомимы. Развитие эмоций средствами психогимнастических этюдов. Уровень развития памяти, внимание, мышление средствами театрализованной деятельности.
После проведения контрольного этапа выяснилось, что высокий уровень наблюдается у 50% (так как в констатирующем этапе уровень был равный 20%, средний уровень – 30% (в констатирующем этапе был равен 20%, низкий уровень – 20% (в констатирующем этапе уровень был 60%).
II этап. Совместная работа с родителями
Для определения степени осведомленности родителей о том, какую роль играет театрализованная деятельность в развитии ребенка, мы провели повторное анкетирование родителей
Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий – 68,7% Высокий – 87,5%
Средний – 12,6% Средний – 12,5%
Низкий – 18,7% Низкий – 0%
Вывод: Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности дало положительные результаты.
Таким образом, анализ результатов дает возможность сделать вывод о том, что проведенная нами систематическая работа разнообразными средствами театрализованной деятельности создает основу для преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъем, проявляют позитивные качества характера, такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх-драматизациях.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Следовательно, можно сказать о том, что тема нашего исследования «Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» раскрыта как в теории, так и экспериментально.
Поставленные задачи решены, гипотеза доказана, это подтверждают данные контрольного этапа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. – М. : Творческий центр, 2005.
2. Буренина, И. А. От игры до спектакля. – М. : Просвещение, 1985.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /психологический очерк/ – 2-е издание. – М., 1967.
4. Доронова, Т. И. Играем в театр. – М. : Просвещение, 2005.
5. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества /Пособие для воспитателей детского сада/. – М., 1985.
6. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества /Книга для педагогов дошкольных учреждений/. – М. : Мнемозина, 1999.
7. Махнёва, М. Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для работников дошкольных учреждений/. – М. : Творческий Центр, 2001.
8. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников /Пособие для работников детских дошкольных учреждений/. – М. : Аркти, 2000.
9. Петрова, Т. Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т. Н Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2000.
10. Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.
11. Прохорова, С. П. Театрализованные игры для дошкольников. – М., 1988.
12. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М. : Аркти, 2002.
13. Сорокина, Н. Ф. Программа «Театр – творчество – дети».
14. Сорокина, Н. Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М. : Аркти, 2004.
15. Фёдорова, Г. П. На золотом крыльце сидели. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.
16. Чистякова, М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1999.
17. Царенко, Л. От потешек к Пушкинскому балу. – М. : Линка-Пресс, 1999.