Елена Ивановна Давыдова
Описание опыта работы «Организация труда детей в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы на тему : «Организация труда детей в природе».
Воспитатель ДОУ
Давыдова Елена Ивановна
Описание опыта работы на тему : «Организация труда детей в природе».
Труд в жизни детей имеет большое образовательное и воспитательное значение. Значимость труда состоит в том, что у него есть результат. Например: если птиц не кормить, они могут погибнуть; если цветы не поливать - они засохнут.
Публикация «Описание опыта работы „Организация труда детей в природе“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Коллективный труд в природе объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет радость, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей.
Поэтому для того, чтобы дети лучше узнали природу, научились любить ее понимать, чувствовать и беречь, умели трудиться в природе, мы реализовали долгосрочный экологический проект в старшей группе под названием «Как важен труд в природе?». Длительность проекта составил 1 год.
Одним из главных условий воспитания у детей желания и умения трудиться в природе является овладение навыками трудовой деятельности. Насколько бы ни был дошкольник заинтересован целью труда, не овладев трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата.
Основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, желания трудиться для нашего проекта послужили сформированные уже трудовые умения и навыки.
Цель проекта: организовать труд детей в природе, используя раннее приобретенные трудовые навыки.
Задачи:
1. Развивать эмоционально-чувствительную сферу личности, как одного из компонентов экологической культуры.
2. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.
3. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи;
4. Развивать познавательную активность, фантазию, ассоциативное мышление, речь.
Для реализации экологического проекта мы определили направления работы с детьми : приобщение детей к труду в уголке природы, работа по посадке семян на участке и работа по уборке территории участка.
В своём проекте мы попыталась воспитывать интерес к труду в природе через активную экспериментальную деятельность.
Наш проект состоял из 3 этапов: подготовительный, практический, заключительный.
Во время подготовительного этапа мы прослушали рассказы В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Н. И. Сладкова, выбрали объекты исследования, научились проводить длительные наблюдения.
На практическом этапе мы читали и заучивали стихотворения, потешки, знакомились с объектами живой природы, наблюдали за деревьями, птицами, помогали птицам, сажали семена, ухаживали за комнатными растениями и рыбками в уголке природы. Учились соблюдать правила природопользования (не сорить, выбрасывать мусор в надлежащее место, не ловить и не носить в руках насекомых); мыть листья комнатных растений, высаживать семена; класть готовый корм птицам; помогать взрослому убирать снег.
На данном этапе мы использовали следующие педагогические методы: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, отбор предметных картинок по заданию воспитателя, рассказ воспитателя, исследовательская деятельность детей в поисках объекта наблюдения в природной среде обитания.
На заключительном этапе мы организовывали выставки творческих работ, которые сделали дети в ходе проекта.
Свою работу мы начали в сентябре с операции «Сломанная веточка». Мы провели занятие «Зелёный друг», на котором мы рассматривали иллюстрации разных пород деревьев, играли в дидактическую игру «Собери дерево», сделали аппликацию «Осеннее дерево». В уголке природы организовали модели разных деревьев с подборкой необходимых деталей (листья разного цвета от разных деревьев, их веточки, стволики, плоды, семена). Затем в дневнике наблюдений записывали свои наблюдения за деревьями.
Во время прогулки провели трудовой десант, собирали опавшие листья и веточки, давали ребятам поручения, помогали дворнику. Также на прогулке мы обратили внимание детей на проблему : можно ли помочь зеленому другу, если кто-то сломал веточку с дерева?
В октябре мы провели операцию «Спасение цветка», обратив внимание детей на проблему : можно ли продлить жизнь растения, если осенью его пересадить в теплую комнату и ухаживать за ним?
В уголок природы мы посадили цветок Рудбекию. Уход за растением мы осуществляли совместно с дошкольниками. Постепенно привлекали их к помощи, показывали как правильно нужно держать лейку, наливать воду, знакомили их с разными способами полива растений, учились обтирать листья. Объясняли детям, что перед тем как полить цветок, нужно проверить пальчиком землю в горшочке. Если земля влажная, то цветок поливать не надо. В таком случае землю нужно взрыхлить. Чтобы наш цветок хорошо рос, мы убирали с него высохшие листья и увядшие цветы. Свои наблюдения за ростом растения мы записывали в дневник наблюдений и зарисовывали схему развития цветка. Все свои действия мы подробно объясняли детям для чего это делается.
На занятии мы беседовали с дошкольниками об осенних цветах на нашей клумбе, играли в дидактическую игру «Жизнь цветка», где подбирали предметные картинки, выбирали необходимые предметы-помощники, показывали, как нужно ухаживать за цветком. Разбирали алгоритм развития цветка «Что сначала, что потом?», затем рисовали Рудбекию красками.
Во время прогулки мы выкопали растение с клумбы, пересадили его в горшок, поставили в уголок природы, организовали дежурство и ухаживали за ним постоянно. Перед назначением дежурных в уголке природы мы провели беседу : рассказали какие обязанности выполняет каждый дежурный и показали где находиться какой инвентарь для ухода за растениями и животными.
В ноябре мы на занятии «Покормите птиц» рассматривали иллюстрации зимующих птиц, изготовили модель кормушки и прилетающих птиц на кормушку, разместив, её затем в уголке природы.
С помощью родителей изготовили кормушки для птиц и повесили их на участке.
На прогулке мы ежедневно подкармливали птиц хлебными крошками, семенами. Свои наблюдения за птицами мы записывали в дневнике наблюдений.
Декабрь мы начали с занятия «Ёлочка в гости к нам пришла». На занятии создавали для детей проблемную ситуацию и решали её : стоит ли из-за нескольких праздничных дней губить живое дерево. Затем на занятии мы провели экспериментирование «Превращение воды» : закрасили воду, разместили ниточки во все формы, разлили закрашенную воду в пластиковые формочки, заморозили, а на прогулке нарядили елочку разноцветными льдинками.
Выйдя на прогулку, мы взяли лопатки, совки, ведёрки для сбора снега и организовали трудовой десант «Снежное покрывало для ёлочки», так мы познакомили детей с снегозадержанием.
В январе мы обратили внимание детей на аквариум с рыбками. На занятии мы рассматривали набор картинок, на которых были изображены разные рыбки и потом рисовали рисунки на тему «Ветер по морю гуляет…».
Во время наблюдений за рыбками в аквариуме обратили внимание детей на фильтр в аквариуме, сделали вывод, что именно поэтому рыбки в аквариуме не задыхаются. Покормили рыбок, посмотрели за их и поведением. Во время кормления мы объясняли дошкольникам, что кормить рыбок в аквариуме необходимо в одно и то же время (один или два раза в день, бросать корм нужно в рамку (кормушку, чтобы корм не расплывался по всему аквариуму. Вместе с детьми мы приучили рыбок подниматься за кормом на звук колокольчика, что вызвало интерес кормления рыбок у детей. В присутствии детей мы мыли аквариум, меняли там воду. при этом рассказывая, для чего нужно отстаивать воду, как лучше расположить растения в аквариуме.
В феврале мы провели занятие на тему «Живая вода». На занятии мы обсуждали с детьми можно ли пить грязную воду, и что нужно делать для того чтобы сохранить нашу планету от загрязнений, затем мы провели опыты «Фильтрация загрязненной воды», чистой водой полили цветы в уголке природы.
В марте мы провели коллективную работу по высадке луковиц тюльпанов и посадке лука. Луковицы тюльпанов мы высаживали в подарок мамам, так как приближалось 8 марта. В самом начале работы мы провели занятие, где объяснили детям, как необходимо высаживать луковицы и что для этого нужно. В ходе работы дошкольники все получили горшочек, луковицу. Затем в горшочек насыпали землю, сделали там углубления, посадили луковицу и полили водой. Горшочки с луковицей поставили на подоконник и наблюдали как растут наши луковицы. Ребята очень обрадовались, когда появились ростки у луковиц. После посадки луковиц тюльпанов мы совместно с детьми высадили лук. Всё это мы проводили в группе.
На прогулке мы тоже проводили работу. В марте организовали трудовой десант : прорыли канавки для ручейков, подсыпали снег с дорожек на клумбы и к деревьям.
В апреле мы провели занятие «Встреча пернатых друзей». На занятии мы рассматривали иллюстрации и фотографии птиц, заучивали стих, отгадывали загадки о птицах, пополняли альбом с иллюстрациями разных кормушек, скворечников.
На прогулке провели трудовой десант «Приберем свой участок – сделаем земле подарок», где объявили конкурс между группами на самый чистый участок и пообещали выигравшей команде торт. Это послужило стимулом для ребят, они хотели быстрее навести порядок, убрать все ветки и мусор. С помощью метёлок, совков, ведерок мы убирали мусор, который остался нам после зимы (ветки деревьев, бумажки).
В мае провели операцию «Разноцветная клумба». На занятие «Детский цветущий сад» с дошкольниками рассматривали альбом с иллюстрациями «Садовые цветы», создавали альбом из детских рисунков «Детский цветущий сад»
Во время прогулки на клумбах сажали цветы, высаживали рассаду цветов. Дети помогали делать бороздки, самостоятельно укладывали семена в лунки, засыпали землёй и поливали. Чтобы дети не ругались поручения давали всем по очереди.
Летом поливали грядки, пололи и рыхлили почву, вели дневник наблюдений за ростом растений.