ОЛЬГА Ходова
ОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи звук [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Строчковский детский сад»
ОД по речевому развитию
«Звуковая культура речи : звук [ц]»
Подготовила и провела:
Воспитатель Ходова О. М.
Тема ООД: «Звуковая культура речи : звук [ц]»
Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года, воспитатель
Место проведения: группа.
Публикация «ОД по речевому развитию в средней группе „Звуковая культура речи звук [ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)
Цель: способствовать развитию фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;
- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;
- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;
- формировать умение самостоятельно отбирать предметы с заданным звуком, произнося звук громче, чем остальные звуки в слове;
Развивающие :
- развивать диалогическую речь детей;
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.
Планируемые результаты: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно участвует во всех заданиях, с интересом изображает цыпленка, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь - пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорки, проявляет интерес к участию в физминутке-танце, повторяет движения за воспитателем.
Оборудование: игрушка цыпленок, ноутбук, проектор, презентация
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент, активизация словаря, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», словесная игра «Скажи ласково, чистоговорки, физминутка под музыку.
Ход ОД:
Слайд 1. Тихая музыка
В: давайте, дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)
Здравствуй, язычок! А где е он? Он еще спит….Слайд2
Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Слайд3
Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Слайд4
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Слайд5
Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать
Слайд6Решил язычок прогуляться. Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: Ц-ц-ц-ц-ц. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел белочку. (на слайде нажать на картинку белочки)
Белочка сидит на ветке и цокает: ц-ц-ц. Какую песенку поет белочка? Дети повторяют по очереди.
Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил курицу Слайд7
Курочка идет и плачет.
Язычок спросил: «А что у тебя Курочка случилось?»
(пальчиковая гимнастика).
Курица
В сарае я жила,
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водила
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За мамой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
(пальцы переплетаем и быстро ими шевелим)
Как только стемнеет — все к маме бегут,
(сжимаем кулачок)
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.
(ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение)
(дети встали и имитируют движениями и мимикой цыпленка)
А один цыпленок убежал, сел под кустиком, Слайд8
смотрел вокруг и удивляся: «Ац - оц - уц»
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.
-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают) .
- Цыплё нок испугался: «Ца - цо - цу!»
- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.
- Цыплё нок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци.»
-Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]). Произнеси Варя, Лиза, Вика. Давайте хором скажем – ц.
А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Правильно, он стоит в начале слова. Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)
Давайте скажем вместе это слово. (проговаривают хором)
Появляется маленький цыпленок (на ладошке) и здоровается с ребятами
В: ой, кто то это? Да это цыпленок к нам в гости пожаловал, услышал, как мы про него говорим.
Ц: здравствуйте, дети!
Дети: здравствуй, цыпленок!
В: А как зовут тебя цыпленок? (Цыпа)
В: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]
Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, почему, интересно, его так назвали? (подзывают - цып-цып)
В: Позови Денис – цып-цып-цып. А теперь ты Максим (спросить нескольких детей) Давайте хором позовем Цыпу.
-Цып-цып-цып.
Цыпленок говорит, что это его любимый звук – ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и повторяйте дружно строки.
В: Це-це-це - дом цыпленка в яйце.
(Сначала воспитатель говори, затем дети повторяют)
Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.
Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу. (показ «коготков»)
Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)
Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)
Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)
В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Таня, скажи Поля. Молодцы!
В: Давайте поиграем в игру «Будь внимателен!» Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.
Холодец, мороз, цапля, север, лицо, поцелуй, чашка, кольцо, царапина, сорока, крыльцо, молодцы.
В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Цыпа говорит, что не знает других слов с этим звуком, давайте ему поможем.
Какие вы знаете слова со звуком [ц]?
Дети пробуют назвать слова со звуком [ц].
Воспитатель помогает наводящими вопросами, каждое слово повторяем хором.
Где выступают клоуны? (в цирке, скажем вместе – цирк,
птица, которая живет на болоте (скажем - цапля,
животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц,
овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором - огурец)
В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Слышите звук [ц]? Произнесите слово. А ребенок у курицы-цыпленок. И конечно наш Цыпа скучает по маме, давайте вместе его и отправим к маме курочке с помощью нашего язычка. Слайд9
Повторяте за мной
Це-це-це беги к маме КУРИЦЕ
ЦЫ-Цы-ЦЫ не убегай от курицы
Вот цыпа и встретился со своей мамой и обещал больше никогда не убегать.
У Цыпленка мы маму нашли, а теперь поможем отыскать маму:
Слайд10У львенка?- львица (показ картинок)
Слайд11У тигренка- тигрица.
Слайд12У медвежонка- медведица.
Слайд13У волчонка- волчица.
Цыпленок вернулся домой к маме. А давайте еще разок вспомним, какой любимый звук у цыпленка?
-В каких словах он встречается?
Цыпе очень понравилось, как ребята произносят его любимый звук и он приглашает всех потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ https://detsad2015.ucoz.net/prezent/prezentacija_k_od_po_zvukovoj_kurture_rechi.swf