Галия Нигаматова
ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Органы чувств-помощники человека»
▼ Скачать
Образовательная область: Познавательное развитие
Направление: формирование целостной картины мира
Цель:
Формировать представления детей об органах чувств человека;
Задачи:
Образовательные:
- дать детям элементарные сведения о «помощниках» человека - органах чувств.
- продолжать учить детей отгадывать загадки.
Развивающие :
Публикация «ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Органы чувств-помощники человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- развивать органы чувств, мелкую моторику рук.
- развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное восприятие;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация) ;
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры) ;
Практические (занимательные упражнения, эксперимент, гимнастика для глаз, мимическая гимнастика) .
Средства обучения:
Оборудование: коробочки с продуктами, различными на запах (лук, чеснок, огурец, апельсин.) ; «Чудесный мешочек», картинки овощи и фрукты, музыкальные инструменты.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся с ними – скажем «здравствуйте».
Стук в дверь. В гости приходит Доктор Айболит (игрушка). Здоровается с детьми. Предлагает отгадать загадки, поиграть и узнать много нового о помощниках человека - органах чувств. Вы согласны? (ответы детей).
Доктор Айболит:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Я, для вас, мои ребятки,
Приготовил загадки:
1Любят труд, не терпят скуки
Все умеют наши …. (руки)
Воспитатель: Молодцы, а для чего нам нужны руки? (Что-то брать, держать, рисовать, играть). Правильно! Чем мы с вами ощущаем прикосновение? Когда гладим кошку, берем сосульку, играем в игрушки.
Дети: кожей.
Воспитатель: А где самая чувствительная кожа? (на пальцах рук). Правильно.
Доктор Айболит: Давайте проверим чувствительность ваших пальцев и поиграем в игру.
Игра «Чудесный мешочек».
Показать детям предметы и положить их в мешочек: шишка, шарик, кубик, пирамидка, машинка.
Воспитатель: По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Расскажите доктору Айболиту, что вам, помогло узнать, какие предметы вы доставали из мешочка?
Дети: Руки, кожа.
Воспитатель: Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь.
Как вы думаете, что вредно для кожи?
Дети: Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.
Воспитатель: Что полезно?
Дети: Вода, мыло, мочалка, крем.
Воспитатель: Руки – наши верные помощники. С их помощью мы можем выполнять самые разные действия.
2. Доктор Айболит: Слушайте следующую загадку.
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса,
Помогают нам … (глаза).
Воспитатель: Для чего нужны глаза? Может и без них можно прожить?
Дети: Чтобы видеть всё вокруг, смотреть телевизор, читать
Воспитатель: Сейчас проверим. Закрываем глазки ладошками. Что вы видите?
Дети: Ничего не видим, темно.
Воспитатель: Открывайте глазки. А сейчас что видите? (перечисляют)
Значит для чего вам глазки?
Дети: Чтобы мы могли всё вокруг увидеть. (Смотреть)
Воспитатель: Но ведь мы смогли узнать, что лежит в мешочке и без помощи глаз. Значит можно обойтись и без них? (Нет). Давайте проверим?
Игра «Угадай чего не стало?»
На столе игрушки. Воспитатель с детьми перечисляет игрушки и задает вопросы.
Что лежит на подносе? (кубики)
Чем отличаются? (размером)
А что у кубиков одинаковое? (цвет)
Что еще лежит на подносе? (шарики)
А шарики, чем отличаются? (цветом и размером)
«Раз, два, три - не смотри» – воспитатель прячет игрушку.
«Раз, два, три – смотри. Какой игрушки не стало?»
Что нам помогло узнать, какую геометрическую фигуры спрятали? (глаза).
Глаза нам помогли определить размер, цвет и форму этих геометрических фигур.
Воспитатель делает вывод: глаза важный орган чувств. Надо их беречь?
Доктор Айболит: Как ухаживать за глазами, как их нужно беречь?
• Беречь от острых предметов.
• Не тереть глаза грязными руками.
• Не смотреть телевизор близко к экрану
•Не сидеть долго за компьютером.
• Делать зарядку для глаз.
• Кушать морковку, лук, петрушку, чернику.
Воспитатель: Дети для чего нужны ресницы, брови?
Дети: Оберегают глаза от пыли, ветра и дождя.
Воспитатель: Ещё глаза нужны для красоты. Посмотрите друг на друга, какие у вас красивые глаза. Что можно делать глазами? (смотреть, моргать, подмигивать).
Зрение очень важно для человека, оно помогает видеть наших родных и близких, красоту окружающего мира, разные предметы, их цвет, форму, величину, ориентироваться в пространстве и во времени, узнавать какое у человека настроение.
Доктор Айболит: А теперь послушайте следующую загадку:
3. Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз,
Различить поможет … (нос).
Дети: А знаете, для чего нужен нос? дышать, чувствовать запахи.
Воспитатель: Нос - это орган чувств. Свойство человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Проведём эксперимент и узнаем, зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни?
Дети сидят полукругом на стульчиках, в руках у них карточки с изображением продуктов: чеснок, лук и апельсина, банана.
Воспитатель: Проверим, сможете ли вы, не видя продукты, определить по запаху, что находится в этих баночках. (Дети определяют по запаху содержимое баночек и показывают нужную карточку. Давайте проверим, нос вас не подвел?
Что нам помогло узнать, какой продукт в баночках.
Дети: Нос
Воспитатель: Так зачем нужен нос?
Дети: Дышать и различать запахи.
Воспитатель: А может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть.
Запах дыма при пожаре.
Подгорелая еда на плите.
Воспитатель: Оказывается, нос тоже нам, очень нужен. Он нам помогает чувствовать запахи и через нос воздух попадает в наш организм.
Доктор Айболит: За носиком надо тоже правильно ухаживать и беречь его.
Нельзя ковырять в носу пальцем.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
При насморке нельзя сильно сморкаться.
Мыть нос не менее двух раз в день.
Обязательно иметь платок для носа.
Физкультминутка:
Воспитатель вместе с детьми читает рифмовку и показывает на себе перечисленные в ней части тела.
Раз, два, три, четыре, пять –
Тело будем изучать. (Шагать на месте.)
Вот спина, а вот животик (Показать обеими руками
свою спину, затем живот.)
Ножки, (Потопать ногами.)
Ручки, (Протянуть вперёд руки
и вращать кистями.)
Глазки, (Указательными пальцами
обеих рук показать на глаза.)
Ротик, (Указательным пальцем
правой руки показать на рот.)
Носик, (Указательным пальцем
правой руки показать на нос.)
Ушки, (Указательными пальцами
обеих рук показать на уши.)
Голова… (Положить руки на голову.)
Шея крутит головой (Обхватить шею ладонями.)
Ох, устала! Ой – ой – ой-ой!
Доктор Айболит: А вот следующая загадка:
4. Он нам кушать помогает,
Вкус прекрасно различает,
Без умолку каждый день
Говорить ему не лень…. (язык)
Воспитатель: Кто знает, для чего людям нужен язык? (разговаривать, есть).
У нас есть орган чувств - язык. Мы можем на вкус узнать любой продукт.
С помощью языка мы различаем вкус пищи. Мы знаем 4 основные вкуса:
сладкий- сахар, кислый- лимон, горький- лук, соленый.
Игра «Определи и покажи»
Когда мы пробуем, что-то вкусное, мы улыбаемся. Какую карточку вы поднимите? А теперь покажите сами, как вы улыбаетесь. (Уголки рта тянем вверх) А если съедим, горькое. Какую карточку вы поднимите? Не забывайте сами показывать вкусно вам или нет? (опустили уголки рта, нахмурили брови).
Если вы съедите банан, какое у вас будет лицо? Покажите.
У детей карточки с мимическими изображениями лиц. Воспитатель показывает карточки с разными на вкус продуктами: лимон, шоколад, конфета, лук или чеснок, банан, лекарства.
Дети поднимают карточку с нужной мимикой. Затем показывают вкусовые ощущения мимикой.
Воспитатель: Благодаря языку мы можем разговаривать и произносить самые сложные и самые длинные слова. Без языка вы не почувствовали бы вкус самых любимых лакомств.
Что нельзя пробовать на вкус? Лекарство, немытые овощи и фрукты.
Нужно мыть руки перед едой и после туалета.
5. Есть у зайца на макушке
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и не слушки,
Что же это? Наши … (ушки).
Доктор Айболит: Дети, скажите, для чего нужны уши.
Дети: Слушать.
Воспитатель: Давайте проверим, как слышат ваши ушки?
Отгадайте что я делаю?
За ширмой:
• Играю на дудочке
• Играю в бубен.
• Звоню колокольчиком
• Переливаю воду из одного стакана в другой
Дети определяют по звуку, что происходит за ширмой.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Услышали ушами. Уши нужны, чтобы слушать и слышать.
Воспитатель: Что было бы, если бы мы не могли слышать?
Дети: Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы голос мамы, пение птиц, журчание ручейка и т. д.
Воспитатель: Чтобы уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие?
Не ковырять в ушах.
Не засовывать в уши посторонние предметы
Воспитатель: Да, благодаря ушам мы слышим речь, музыку, пение птиц, шелест листьев.
Спасибо доктору Айболиту, сколько интересного мы сегодня узнали. А сейчас давайте немного поиграем.
Дидактическая игра «Весёлый куб»
Цель : Закрепление и расширение представлений детей об органах чувств, их роли в жизни человека; развитие речи.
Материал: Куб, на каждой грани которого нарисованы органы чувств и доктор Айболит.
Описание игры: Дети стоят в кругу. Ведущий вместе с детьми говорит слова : «куб быстрей передавай, на вопросы отвечай». Дети передают друг другу куб,а в другую сторону передают игрушку доктора Айболита. По сигналу воспитателя «стоп», ребенок, у кого в руках остался куб, называет орган чувств на верхней грани, рассказывает, как он помогает людям. Ребенок, у которого Доктор Айболит рассказывает, как за ним ухаживать.
Воспитатель: Глаза, уши, нос, язык помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
В конце игры дети получают от Доктора Айболита маленькие подарки.
Я вам желаю всегда быть здоровыми!
А теперь мы улыбнемся,
крепко за руки возьмемся,
и друг другу на прощанье
мы подарим пожелания.