Елена Васильева
Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы
чувств»
Васильева Елена Федоровна.
Цель: .Сформировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
В процессе занятия воспитывать любознательность, логическое мышление и сообразительность
.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Задачи: С помощью игры, обобщить имеющиеся знания детей об органах чувств. Для чего нужны те или иные органы (уши – слышать различные звуки; глаза – видеть предмет; нос – определять запахи; руки – определять формы, структуру поверхности; рот и язык – говорить, определять на вкус). Тренировать умение внимательно слушать, решать, предлагать и объяснять полученные данные. Воспитывать потребность и желание быть здоровыми, заботиться о своем организме и соблюдать правила личной гигиены.
Методы и приёмы
• Наглядные (показ иллюстраций, материалов).
• Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
• Игровые (дидактические игры, словесные)
• Практические (опыты, исследование).
Оборудование и материалы:
• Раздаточный материал: набор из карточек (лицо, глаза, уши, нос, губы, клей-карандаш, баночки с чесноком, лимоном, духами., большие разноцветные цветы, набор различных предметных картинок, чудесный сундук, колокольчик, письмо от доктора Айболита.
• Музыка с голосами животных
Предварительная работа:
• Беседы об органах чувств и их значении.
• Игры «Отгадай, кто позвал?», «Глухой телефон», «Чудесный мешочек», «Назови лишний предмет», «Найди отличия», «Отгадай фрукт по вкусу, подвижная игра «Ау», подвижная игра «Музыкальные стульчики».
• Просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Чудесный колокольчик».
Ход занятия
Педагог: Дети,сегодня пришла на работу и обнаружила у двери конверт, а в нем письмо от доктора Айболита, он пишет, чтобы мы с вами поиграли в игру, но для этого сначала нужно разделиться на команды и отгадать загадки, которые спрятались под цветами. Дети, а где разноцветные цветы, вы их видите? (цветы разложены на столах).
Педагог: Вот первый цветок (зелёный, слушайте загадку:
• Варя слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны,
Нашей Варе (Ушки)
Педагог: Карточка с правильным ответом спрятана там, где находится этот предмет, отвернитесь от меня и послушайте звук (колокольчик). Находим карточку с изображением уха. Молодцы. :
А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
- Проведем еще один эксперимент.
Игра «Кто в лесу живет?»
-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки.
- Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)
- А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху - вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем.
А теперь идем к следующему цветку (жёлтый, отгадываем загадку:
• Катя смотрит на кота.
На картинки – сказки,
А для этого нужны
Нашей Кате. (Глазки)
Карточка с правильным ответом спряталась за предметом, с помощью которого мы с вами смотрим мультфильмы (телевизор) и там находим карточку с изображением глаза. Молодцы! В. : Правильно, глаза - орган зрения. Давайте все вместе скажем - «Глаза-орган зрения». А для чего нужны глаза? (ответы детей).
- Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
-Что я сделала?
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.
-А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру.
- Как называется эта фигура? (квадрат)
- Правильно, а эта? (круг).
-Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета.
-Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей).
- Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать?
-Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? (ответы детей) Вот это да!
-Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза.
В. : Благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками)
- А еще нужно делать зарядку для глаз.
Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька»
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики-глаза
Отводят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Жмуримся и открываем-
Так игру мы продолжаем.
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Педагог. : Идем к следующему цветку (красный, слушайте загадку:
• Запах хлеба, запах мёда,
Запах лука, запах роз.
Различить поможет (Нос)
У кого длинный нос? (Буратино, где у нас Буратино в группе находится? Находим карточку с изображением носа. Молодцы! . : Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)
-Какие бывают запахи? (приятные и неприятные)
-Верно, носом мы дышим. А еще нос помогает чувствовать и различать запахи.
Дидактическая игра «Вкусовые баночки»
В. : Предлагаю с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках.
-Что вы почувствовали? (запах чеснока, лимона, духов)
-А чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Педагог. : Ребята, следующий цветок (оранжевый, слушайте загадку:
• Если б не было его,
не сказал бы ничего (Рот)
Ответ нужно искать там, где куклы пьют чай (стол, карточка с изображением рта. Молодцы! Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).
-Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький).
Игра «Что может быть сладким, соленым, кислым или горьким»
Игра «Артикуляционная гимнастика»
В. : А теперь проведем упражнение для языка
Ротик шире открывай
Язычок вперед давай
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Еще шире открываем
Язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят
Педагог: У нас остался ещё один цветок (синий, слушайте загадку:
• Оля ягодки берёт,
По две, по три штучки.
А для этого нужны,
Нашей Оле. (Ручки)
Карточку с ответом надо искать там, где наши руки больше всего трудятся, рисуют и лепят (ИЗО-уголок). Находим карточку с изображением руки. Молодц В. : Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)
А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет :
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша : (кожа)
Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.
Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
-Давайте попробуем определить на ощупь поверхность предмета и угадать его.
ы!
Педагог: Дети все загадки мы с вами отгадали, нашли 5 карточек, и теперь мы можем начать играть. Ребята, а как играть будем? доктор Айболит не написал нам правила игры. Ответы детей. Тогда давайте внимательно рассмотрим наши карточки, подумаем и решим, как будем играть. У нас есть большой цветок и карточки, а что означают все изображения - уши, глаза, нос, рот и руки? Это все органы чувств, это наши помощники. Обсуждаем предложения детей, как играть.
Педагог: Карточку (с изображением барабана) кладем ее в центр цветка, и думаем, что мы можем с барабаном сделать? Раскладываем карточки и рассуждаем. Барабан можно услышать? Барабан можем увидеть? Запах барабана можем ощутить? Попробовать вкус барабана? А потрогать барабан можем?
Сначала педагог показывает на примере одного предмета, а затем дети выполняют это задание, рассказывая про предмет.
Педагог: Молодцы ребята, что мы сегодня делали? (отгадывали загадки, находили карточки с правильными ответами и придумали, как можно поиграть). Что больше всего понравилось? Мы с вами еще поиграем в эту игру?
Нам с вами помогли наши друзья – помощники. Назовите их ещё раз (ответы детей). Глаза нам нужны, чтобы видеть. Нос, чтобы ощущать запахи. Рот и язык, помогают говорить и различать вкус продуктов. Уши нам нужны, чтобы слышать звуки, которые нас окружают. Благодаря нашей коже, с помощью рук мы можем потрогать предмет и сказать какой он (мягкий или твердый, гладкий или шершавый.). Как нужно беречь органы чувств? Ответы детей. Соблюдать следующие правила гигиены:
• относиться бережно, содержать в чистоте;
• не переохлаждаться;
• не обжигаться;
• не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
• не читать книги при плохом освещении;
• не включать громко музыку, особенно в наушниках.
Берегите себя, заботьтесь о себе!
Дети вы сегодня такие молодцы! Наверно немного устали? Предлагаю отдохнуть!