Никитина Екатерина Николаевна
Конспект НОД «Наши помощники — органы чувств» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непрерывно - образовательной деятельности
с детьми младшего дошкольного возраста
«Наши помощники – органы чувств»
"Наши помощники – органы чувств".
Цель:
Публикация «Конспект НОД „Наши помощники — органы чувств“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Средняя группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Познакомить с органами чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи:
Познавательного развития:
-уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.
-помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.
Социально-коммуникативного развития:
-воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
Речевого развития:
-совершенствовать восприятие речи и ее произносительную сторону в тесной взаимосвязи с развитием общения, стремление ребенка быть услышанным и понятым.
Художественно – эстетического развития:
- учить ребенка проявлять эмоциональное отношение к процессу деятельности и сюжету;
- создавать яркие образы.
Предварительная работа:
• Беседы об органах чувств и их значении.
• Дыхательная гимнастика на занятиях физкультурой, бодрящая гимнастика после сна на восстановление дыхания.
• Игра – забава «Жмурки» (для глаз).
• Игра «Кто позвал», «Повтори слово» (для тренировки слуха).
• Игра «Чего не хватает» (о частях лица).
• Подвижная игра «Ау».
• подбор разных видов гимнастик по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор аудиозаписей.
• Рисование человечков «Хоровод дружбы».
Оборудование:
• Картинки с изображением правил безопасности.
• Музыкальное сопровождение: звуки пения птиц и шум воды или дождь;
• Воздушный шар
• Стол для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Шпажки по количеству детей с кусочками фруктов (лимон, апельсин, яблоко, груша)
• Не прозрачные емкости с отверстиями по количеству детей с разным наполнением (чеснок, лук, лимон и т. п.)
Ход НОД
Воспитатель подходит к окну, открывает жалюзи и видит за окном воздушный шарик. Воспитатель обращает на это внимание детей. Когда присоединяться дети, воспитатель спрашивает, как мы узнали, что это действительно шарик …увидели (посмотрели). А в этом нам помогли наши… глаза. У каждого человека есть органы чувств, а вот какие они и для чего нам нужны мы с вами сегодня и узнаем. Что мы можем узнать о предмете, глядя на него? (цвет, форму, величину). Как вы думаете, сможем мы все это увидеть с закрытыми глазами? Предлагает провести эксперимент с закрытыми глазами (просит закрыть детей глаза руками и сделать несколько шагов вперед). Затем спрашивает, удобно ли было ходить, ничего не видя? Важный орган – глаза? Можно сказать, что он нам помогает? (ответы детей). Конечно, помогает, благодаря глазам мы получаем всю информацию об окружающем мире. Но чтобы глаза хорошо видели их надо беречь. А как можно беречь глаза? (Ответы детей, рассматривают картинки о правилах безопасности)
- утром и вечером глаза надо мыть
- не тереть глаза грязными руками
- не бросаться в глаза песком
- не подносить к лицу острые предметы
- не смотреть долго и на близком расстоянии телевизор
- не смотреть картинки при плохом освещении и т. п.
А ещё следует тренировать свои глаза и делать специальные упражнения, проводится гимнастика для глаз:
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Чтобы узнать, какой следующий наш помощник из органов чувств воспитатель загадывает загадку
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
Воспитатель спрашивает, у детей для чего человеку нужен нос? (дышать, чувствовать запахи, предлагает узнать так ли это с помощью эксперимента. Дети выбирают баночку, не знают что внутри. Воспитатель даё т инструкцию: Закройте носики пальцами и поднесите вашу баночку к носу. Что вы почувствовали? (ничего, т. к. нос был закрыт). А теперь откройте носики, поднесите баночку ближе к лицу и помашите рукой над баночкой, сопровождает показом, объясняет почему надо так нюхать по технике безопасности. Какой запах вы почувствовали? Чем пахнет из твоей баночки Аня? А из твоей - Петя?. Интересно, а за носом надо ухаживать? А как? (Следить, что бы нос всегда был чистым, для этого нам нужен носовой платок или салфетка; нельзя засовывать в нос посторонние предметы, беречь его от ударов). Что бы наш нос хорошо дышал, предлагаю сделать дыхательную гимнастику: после гимнастики звучит фонограмма «Пение птиц, звук воды»
Воспитатель: Мне кажется или я что-то слышу? А вы слышите? А как вы догадались, что это за звуки? (Услышали). Правильно, а чем мы слышим? (Ушами) Ушами? Их, что очень много? Сколько их у человека? Где они находятся? Действительно уши тоже наши помощники – они нам помогают хорошо слышать и различать разные звуки. А ваши уши хорошо слышат? Предлагает проверить слух детей в игре «Чей услышишь голосок?» Интересуется у детей можно ли прожить без слуха? (ответы детей) Можно, но не очень радостно, а иногда даже опасно! Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки за ними тоже надо ухаживать и беречь их. А как их надо беречь?
- не засовывать в уши посторонние предметы;
- защищать уши от ветра;
- беречь уши от громких звуков;
- следить за чистотой в ушах;
-беречь уши от попадания в них воды.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
«Если б не было его, не сказал бы ничего» (язык)
Спрашивает у детей, для чего нужен язык человеку? (говорить, кушать, а ещё на языке много разных зон, которые помогают нам различать вкусы продуктов. Игра «Кто, что съел». А ещё язык помогает не только определить на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того чтобы наш язык научился правильно произносить звуки мы покажем ему специальные упражнения, артикуляционная гимнастика.
"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
"Покусывание кончика языка"
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.
"Подуть на кончик языка"
Воспитатель говорит, что у нас есть еще одни помощники и загадывает следующую загадку:
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)
Пальчиковая гимнастика
Наши пальцы – это тоже наши помощники. При помощи них, мы можем определить предмет, не видя его. Проводится игра «Волшебный мешочек».
У каждого из нас есть один (показывают) нос, один язык, два уха, два глаза и десять пальцев – а все вместе это …органы чувств. Если мы будем правильно за ними ухаживать и беречь их мы будем здоровыми, а значит счастливыми! Ведь главная ценность для человека- здоровье!
А на память о нашем занятии предлагаю вам дорисовать нашим человечкам, которые мы с вами уже начинали делать, всех помощников – органы чувств. (раздаются шаблоны человечков)
На прогулке проводится игра – развлечение с воздушными шарами.
До новых встреч!