Кристина Кертбиева
Конспект беседы в старшей группе «Органы чувств человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект - беседа в старшей группе «Органы чувств человека»
Цель: закреплять знания детей об органах чувств человека (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи: - уточнять представления детей о назначении отдельных органов человека;
- развивать слуховое внимание, тактильные ощущения;
- активизировать словарь: нос, глаза уши;
Публикация «Конспект беседы в старшей группе „Органы чувств человека“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
- создавать условия для сенсорного развития детей посредством осязания и угадывания предметов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нас. А кто мы? (люди) А мы с вами похожи? (Чем-то похожи, а чем-то отличаемся). Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи? (частями тела).
- Покажите и назовите свои части тела (дети показывают и называют).
- Ещё у нашего тела есть помощники, которые помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов.
Как вы думаете, что это за помощники? (Уши, глаза, нос, язык, руки).
Воспитатель: Правильно – это наши органы чувств.
Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, поэтому мы их называем «наши помощники»
и я предлагаю вам отправиться в лабораторию, где проводят исследования органов чувств человека, и сами попробуем себя в роли исследователей. Согласны?
Тогда наденете значки лаборантов –исследователей.
Это наша первая лаборатория.
Для того, чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, посмотрите на картинку. Что это? (нос)
Нос – это часть нашего тела, а как называется этот орган чувств? (обоняние).
Ребята, а как обоняние помогает нам в жизни? (С его помощью различают запахи, чтобы дышать
Ребята, а я слышала, что нос очень нужен для того, чтобы сохранять наше здоровье. Может, кто-то знает, как это происходит? (нос охраняет наш организм от пыли и микробов)
- А как это происходит? (Волосики задерживают пылинки и микробы, которые летают в воздухе)
- Давайте с вами немного подышим (дыхательная гимнастика):
Вдохнем глубоко через нос и медленно выдохнем. (Повторить 3-4 раза). Подышали?
- А сейчас я предлагаю провести эксперимент «Отгадай по запаху», проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих стаканчиках. (Дети определяют по запаху содержимое емкости: чеснок, лимон, апельсин)
Вы справились и всё отгадали.
- А если бы мы заболели и нос плохо дышал бы, смогли бы мы так хорошо определить запахи? (ответы детей: нет).
- Так что нужно делать, чтобы носик хорошо дышал? (ответы детей: заботиться о нём, не болеть, закаляться, чистить нос, высмаркиваться, нельзя засовывать в нос посторонние предметы,не лазить грязными пальцами)
- Молодцы!
Ребята, запах может предупредить человека об опасности? Как вы думаете, о приближении какой опасности? (Можно почувствовать запах дыма при пожаре, если продукты плохо пахнут - они испортились)
Вывод. Итак, Нос – это часть нашего тела, а как называется этот орган чувств? (обоняние
- А сейчас проходим дальше. Здесь находится наша вторая лаборатория.
Для того чтобы понять, какой орган чувств здесь исследуют, посмотрите на картинку. Что это? (уши)
Уши – это часть нашего тела, а как называется этот орган? (слух)
А для чего нам нужны уши? (слушать, слышать звуки).
Рассмотрите ухо своего соседа.
На что ухо похоже? (Предположения детей).
Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина». Но раковина – только то, что нам видно. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в самом конце слухового прохода есть тоненькая-тоненькая пленочка – барабанная перепонка. Если ее повредить –человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него какие - либо предметы.
Опыт «Как шум уху мешает».
- Ребята, но у уха есть еще враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Как только я взмахну зеленым флажком, вы начинайте хлопать в ладоши! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, я во время игры буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить.
Игра останавливается, как только я взмахну красным флажком. Готовы? Начали!
Пока дети шумят, проговариваю слова «уши», «любят», «тишину». По сигналу красного флажка игра прекращается.
- Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину»!
Какой вывод вы можете сделать? (Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал… Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг)
Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим? (крики, громкая музыка, звук дрели).
А теперь давайте проверим, насколько ваши ушки хорошо различают звуки. Поиграем (звучат разные звуки и шумы: пение птиц, шум моря, звук дождя….)
Какие звуки вы услышали? (ответы детей).
- Так как уши помогают нам в жизни? (уши помогают нам слышать разные звуки).
- А как надо ухаживать за ушами? (нужно содержать в чистоте – чистить их но только с помощью взрослых)
Чего нельзя делать, чтобы уши не заболели? (в холодную погоду нельзя ходит без шапки, нельзя слушать громко музыку, нельзя засовывать в уши посторонние предметы, беречь их от ветра)
Вывод. Итак, уши – это часть нашего тела, а как называется этот орган чувств? (слух).
- А сейчас проходим дальше, вот мы попали в третью лабораторию.
Для того чтобы понять, какой орган чувств здесь исследуют, посмотрите на картинку. Что это? (глаза)
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. (рассмотреть иллюстрацию)
Глаза – это часть нашего тела, а как называется этот орган? (зрение)
- Для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги, рисовать, смотреть м/ф и т. д.)
Правильно, с помощью глаз человек видит предметы, их цвет, форму, размер. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении.
- Ребята, что надо делать, чтобы глаза были здоровыми? (Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, делать гимнастику для глаз, не смотреть книги лежа, есть продукты содержащие витамины, гулять на свежем воздухе и т. д.)
- Молодцы, правильно!
- Глаза надо беречь от колющих и режущих предметов, тренировать их, употреблять витамины. Надо есть морковку, чернику, шиповник.
А кто знает, что делать с глазками нельзя? (нельзя тереть глаза грязными руками, близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры)
- А чтобы наши глазки были зоркими и здоровыми, я предлагаю сделать гимнастику для глаз. Встаньте передо мной, я буду водить пчёлкой, а вы следите за ней глазками, только головой не вертеть. Такие упражнения нам помогают тренировать глаза, чтобы хорошо видеть.
- Молодцы!
Вывод. Итак, глаза – это часть нашего тела, а как называется этот орган чувств? (зрение).
А сейчас мы попали в 4 лабораторию
Для того чтобы понять, какой орган чувств здесь исследуют, посмотрите на картинку. Что это? (язык)
Язык – это часть нашего тела, а как называется этот орган? (вкус)
- А для чего нам нужен язык? (разговаривать, определять различные вкусы).
- А ещё язык является органом речи. Как вы это понимаете? (язык нам помогает разговаривать).
Язык расположен в ротовой полости. Язык - это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые рецепторы, которые помогают различить вкус.
-Какие вкусы может распознать язык? (Сладкий, солёный, кислый, горький)
- Давайте поиграем.
Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было?
- И снова никто из вас не ошибся!
- Так для чего еще нам нужен язык? (язык определяет вкус пищи)
- Ребята, как вы считаете, нужно ли ухаживать за языком?
1. Полоскать рот после приема пищи;
2. Чистить язык от налета щеточкой сверху вниз;
3. Не принимать слишком горячую пищу;
4. Не брать в рот острые, несъедобные предметы;
Вывод. Итак, язык – это часть нашего тела, а как называется этот орган чувств? (вкус).
- А сейчас мы попали в последнюю лабораторию.
Для того чтобы понять, какой орган чувств здесь исследуют, посмотрите на картинку. Что это? (руки)
Руки – это часть нашего тела, а как называется этот орган? (осязание)
- Зачем человеку необходимо осязание? (благодаря ему мы ощущаем прикосновения)
-А давайте сейчас проведём исследование и проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка».
Я буду задавать вопросы, а вы будете обследовать руками предмет и говорить их признаки:
Предмет маленький или большой?
Какой формы?
Из чего он сделан?
Какая у него поверхность (гладкая или шероховатая)
Какой он по весу (лёгкий или тяжелый)
Твёрдый или мягкий?
Что это? это кубик)
- Какой вывод вы можете сделать после нашего исследования? (С помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое)
- Ребята, а ещё кожа выполняет защитную функцию организма. Как вы это понимаете? (Кожа надежно укрывает все, что находится внутри нас)
Итог занятия: - Вы с Вами посетили все лаборатории, справились со всеми заданиями, нам пора закрывать нашу лабораторию.
Вам понравились наши исследования в лаборатории?
- Давайте ещё раз повторим, какие органы чувств есть у человека и за что они отвечают.
Нос - обоняние
Уши - слух
Глаза – зрение
Язык - вкус
Руки (кожа) – осязание.
- Итак, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, мы должны беречь «наших помощников» и ухаживать за ними.
- Значки лаборантов вы можете оставить себе в награду за хорошую работу.