Коваленко Олеся Олеговна
Конспект НОД по познавательному развитию «Органы чувств» для детей старшей группы
▼ Скачать +Заказ
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие
- речевое развитие
Виды деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- коммуникативная;
- игровая.
Формы работы:
- решение проблемной ситуации;
- отгадывание загадок;
- экспериментирование.
Цель: формирование понятия «органы чувств», выявление роли и специфики разных органов чувств.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Органы чувств“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
- активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможности, знать, что полезно, а что вредно для организма;
- закрепить знания детей о функциях органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные;
- формировать умения вести диалог; пополнять словарный запас словосочетаниями «орган зрения», «орган обоняния», «орган слуха», «орган вкуса», «орган осязания», расширять кругозор.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать, делать выводы.
Воспитательная:
- воспитывать желание заботиться о своём здоровье, бережное отношение к органам чувств.
Ожидаемый образовательный результат:
-формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, укрепление здоровья детей, профилактика заболеваний.
Методы и приемы:
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (загадки, беседа, вопрос-ответ);
- игровые (сюрпризный момент, игры);
- практические (опыты).
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательская, игровая.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, массаж ушей, носа.
Материалы и оборудование:
1. Таблички с надписью «Лаборатория №1,№2,№3,№4,№5»;
2. Доска магнитная;
3. Солнце с лучами;
4. Магниты;
5. Загадки об органах чувств;
6. Карточки с изображениями органов чувств;
7. Мяч;
8. Баночки, в которых находятся чеснок, кофе, колбаса копчёная, апельсин, ватный диск, пропитанный духами;
9. Музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, маракас);
10. Конфета, тёмный шоколад, огурец солёный, лимон на шпажках, стакан с водой, салфетки;
11. Бутылка со льдом или снегом;
12. Рабочие листы «Органы чувств»;
13. Фломастеры.
Ход НОД:
Воспитатель: Так принято в нашем мире, что при встрече люди приветствуют друг друга словом «Здравствуйте», что означает «Здоровья желаю», «Будьте здоровы!» Давайте и мы поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, милый друг!
Здравствуй мир вокруг!
Дети садятся на стульчики. Дети, сели все ровненько, спина прямая, ноги вместе.
Чтобы быть здоровыми, нужно знать, как устроен наш организм, что полезно, а что вредно для него.
Мотивация:
Сегодня в наш детский сад пришло письмо от улитки.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Как прекрасен и удивителен мир, который нас окружает! Я познаю мир с помощью своих «рожек», это мои глаза и нос. Ещё я чувствую прикосновения к своему телу. Но, мне очень хочется узнать, чем вы, ребята, чувствуете мир вокруг себя».
Постановка цели детьми:
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь улитке?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам нужно для этого сделать?
Дети: Надо рассказать ей чем мы чувствуем мир вокруг нас.
Совместный поиск способа действия с детьми:
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в настоящую лабораторию органов чувств. А вам предлагаю быть моими помощниками-лаборантами. Добро пожаловать в лабораторию №1 (дети подходят к первому столу)
Итак, обратите внимание на нашу доску. Что там изображено?
Дети: Солнце с лучами.
Воспитатель: Правильно! Оно нам сегодня подскажет, какие органы чувств есть у человека, за что они отвечают и как за ними ухаживать.
Сейчас я возьму первый лучик и прочитаю загадку.
Загадка №1
Видеть папу,
Видеть маму
Видеть небо и леса
Помогают нам…
Дети: Глаза.
Воспитатель: Конечно же, глаза!
Воспитатель: Варя, возьми, пожалуйста, карточку с нужным органом чувств и помести её на доске.
Сейчас я предлагаю вам провести эксперимент. Вы сейчас закроете глаза, только никто не открывает их, а то эксперимент не получится! Итак, что я вам сейчас показываю? (показываю мяч). А что я сейчас делаю? (подбрасываю мяч). Открывайте глаза! Ребята, почему вы ничего не могли угадать?
Дети: Потому что у нас были закрыты глаза!
Воспитатель: А какой вывод мы можем сделать из этого? Для чего нам нужны глаза?
Дети: Чтобы видеть, определять цвет, форму, величину предметов и их расположение.
Воспитатель: Глаза – это один из органов чувств человека. По-другому можно сказать, что глаза – это орган чего?
Дети: Глаза – это орган зрения.
Воспитатель: Как вы думаете легко жить человеку, который ничего не видит?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вы правы, конечно тяжело, и таким людям, общество может помочь. Врач рекомендует таким людям очки, издаются специальные книги с выпуклыми буквами, устанавливаются звуковые сигналы на пешеходных переходах, на помощь приходят специально обученные собаки – поводыри.
Воспитатель: А как нужно беречь глаза и ухаживать за ними?
Дети: Мыть их, беречь от пыли, от острых предметов, нельзя долго смотреть телевизор и играть в компьютер, читать при плохом освещении.
Воспитатель: Для укрепления нашего зрения можно делать специальные упражнения – гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Стрекоза»
Вот такая стрекоза –
Как горошины глаза.
(Пальцами делают очки).
Влево-вправо, назад-вперёд —
(Глазами смотрят вправо-влево).
Ну, совсем как вертолёт.
(Круговые движения глаз).
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх).
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз).
Мы летаем далеко,
(Смотрят вперед).
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз).
А теперь мы с вами переходим в лабораторию №2 (второй стол)
Загадка №2
Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны -
Нашей Оле…
Дети: Ушки.
Воспитатель: Правильно ребята! Что помогают нам чувствовать уши?
Дети: Уши помогают нам слышать, чувствовать звуки.
Воспитатель: Значит, уши – это орган чего?
Дети: Уши – это орган слуха.
Воспитатель: Сейчас мы проверим это. Но сначала, Василиса, возьми, пожалуйста, карточку с изображением органа слуха и прикрепи на доску.
Итак, предлагаю вам поиграть в одну игру «Угадай по звуку».
Приглашается ребенок, который за спиной детей издаёт звуки колокольчиком, бубном, маракасом. Дети угадывают звуки музыкальных инструментов.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием! А что вам помогло услышать звуки?
Дети: Уши.
Воспитатель: Люди, у которых отсутствует слух, общаются с помощью мимики и жестов.
А чтобы уши не болели, как нужно за ними ухаживать?
Дети: Нельзя ковырять, засовывать различные предметы, нужно их беречь от ветра, шума и воды.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами,
А сейчас все тянем вниз,
Ушко, ты не отвались!
Следующая лаборатория №3 (третий стол)
Загадка №3 Сейчас я прочту загадку на третьем лучике, а вы постарайтесь её отгадать:
Запах хлеба,
Запах мёда,
Запах лука,
Запах роз.
Различить поможет…
Дети: Нос.
Воспитатель: Правильно! Что мы делаем через нос?
Дети: Через нос мы дышим.
Воспитатель: Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать?
Дети: Вдохнуть.
Воспитатель: Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. Что ещё помогает нам чувствовать нос?
Дети: Нос помогает нам чувствовать запахи.
Воспитатель: Маша, возьми, пожалуйста, карточку с изображением носа и расположи её на доске.
А мы с вами продолжаем экспериментировать. У меня есть баночки, в которых что-то лежит. Вам нужно только по запаху определить, что там. Предлагаю детям понюхать баночки.
Дети: Ответы детей (чеснок, кофе, колбаса копчёная, апельсин, ватный диск, пропитанный духами).
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Для чего нам нужен нос?
Дети: Чтобы чувствовать запахи.
Воспитатель: Может быть, кто-нибудь из вас знает, как можно по-другому назвать нос? Нос – это орган чего?
Дети: Нос - это орган обоняния.
Воспитатель: Всё верно. А когда мы перестаём чувствовать запахи?
Дети: Во время насморка, когда нос не дышит.
Воспитатель: Ученые нашей лаборатории предлагают вам массаж, чтобы носик всегда дышал.
Точечный массаж для носа.
Воспитатель: А как ещё нужно ухаживать за носом?
Дети: Промывать его водой, не засовывать посторонние предметы, не ковырять пальцами.
Переходим с детьми в лабораторию №4 (четвёртый стол)
Воспитатель загадывает загадку.
Загадка №4
Всегда он на работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы все молчим.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Дети: Язык
Воспитатель: Что мы можем почувствовать с помощью языка?
Дети: Вкус.
Воспитатель: Всё верно! Язык – это орган чего?
Дети: Язык – это орган вкуса.
Воспитатель: Правильно! Марк, прикрепи, пожалуйста, к доске соответствующую картинку. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай на вкус».
Дети закрывают глаза, воспитатель кладёт в рот им конфету, кусочек лимона, тёмного шоколада, солёного огурца на шпажках, дети отгадывают что они съели и называют вкус.
Одному из детей можно предложить стакан с водой, ребёнок делает вывод, что вода безвкусная.
Воспитатель: Орган вкуса помогает нам определить продукт на вкус (кислый, горький, солёный, сладкий, безвкусный, а ещё он помогает нам разговаривать.
Воспитатель: Чтобы наш язычок помогал нам хорошо выговаривать все звуки, нужно делать артикуляционную гимнастику:
«Вкусное варенье»:
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его язычком в ротик себе.
Дети проходят в лабораторию №5 (пятый стол)
Загадка №5
Воспитатель: Дальше продолжаем, в пятом лучике загадку читаем:
Наше тело покрывает,
От ненастья защищает.
Чтобы выглядеть моложе,
Крем хороший нужен.
Дети: Коже.
Воспитатель: Конечно же, коже. Что помогает нам чувствовать кожа?
Дети: Кожа помогает нам чувствовать прикосновения, тепло, холод и даже боль.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится самая чувствительная кожа?
Дети: На руках, на пальцах.
Воспитатель: Всё верно, пальчики – наши лучшие помощники при знакомстве с новыми предметами. Майя, найди пожалуйста картинку и закрепи её на доске с другими органами чувств.
Воспитатель: Ребята, погладьте себя ладошкой, а теперь локоточком. Какие ощущения вам понравились больше?
Дети: Когда мы гладили себя руками.
Воспитатель: Давайте проведём ещё один эксперимент. Возьмите друг друга за руки. Давайте сделаем большой круг. Что мы чувствуем, когда держим соседа за руку? Какая рука у соседа?
Дети: Тёплая, приятная.
Воспитатель: А теперь прикоснитесь к бутылке со снегом. Что вы чувствуете?
Дети: Холод.
Воспитатель: А сейчас попробуйте себя немножко ущипнуть. Что вы почувствовали?
Дети: Боль.
Воспитатель: Так что же нам чувствовать помогает кожа?
Дети: тепло, холод, боль, поверхность предметов.
Воспитатель: Кожа – это орган чего?
Дети: Кожа – это орган осязания.
Воспитатель: А как нужно беречь кожу?
Дети: Нужно одеваться теплее, не раниться, беречь кожу от перегревания, от переохлаждения.
Самостоятельная деятельность детей:
Воспитатель: Я предлагаю вам интересное задание «Органы чувств».
Необходимо соединить линией картинку с органом чувств с картинкой, на которой нарисовано, что он помогает нам чувствовать.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.
Рефлексия:
Дети и воспитатель встают в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим для улитки, чем человек чувствует окружающий мир.
Дети: Глазами, ушами, носом, языком, кожей.
Воспитатель: Для чего нам нужны Глаза? Уши? Нос? Язык? Кожа?
Дети:
Глаза – орган зрения, мы видим глазами;
Уши – орган слуха, ушами мы слышим;
Нос – орган обоняния, мы чувствуем носом запахи;
Язык – орган вкуса, языком мы чувствуем вкус;
Кожа – орган осязания, кожей чувствуем прикосновения, холод, тепло, боль.
Воспитатель: Если у вас всё получилось на занятии и вы хорошо поработали, то вы выбираете зелёный кружок, если немножко есть какие-то недочёты и были затруднения, то – синий, а если вы не довольны своей работой на занятии, то тогда выбираете красный кружок.
Воспитатель: Маша, что показалось для тебя трудным в занятии?
Воспитатель: Аделина, для чего пригодятся тебе знания, которые ты получила сегодня на занятии?
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели узнать ещё что-нибудь интересное про органы чувств?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы с вами продолжим на следующем занятии.
Спасибо вам за занятие, ребята! Вы замечательно сегодня поработали!