Галина Воротникова
«Зимние напевы». Конспект ОД по нетрадиционному рисованию в технике «набрызг» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОД по художественно - эстетическому воспитанию. Рисование в нетрадиционной технике "Зимние напевы"
Цель занятия:
1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
2. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
3. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
4. Познакомить с новым способом изображения снега - "набрызги"
Публикация «„Зимние напевы“, Конспект ОД по нетрадиционному рисованию в технике „набрызг“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Набрызг, техника рисования
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
5. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Материал доя занятия:
Репродукции с зимними пейзажами, альбомный лист с готовым фоном, набор гуашевых красок, кисть, стакан с водой, зубная щётка, карандаш (палочка, салфетки, фартуки.
Предварительная работа: наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему "Какого цвета зима?", подготовка фона для предстоящей работы на предварительном занятии.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина "Волшебница - Зима". Во время чтения звучит музыкальная пьеса С. Прокофьева "Утро"
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница - зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки - зимы.
Воспитатель: Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас представил себе какую - то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?
Дети: В лесу. (В парке, в поле, в степи, на снежной дороге).
Воспитатель: Что - то холодом повеяло. Да это же промчалась Зимушка - Зима. Хотите полететь вслед за ней?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: А для этого нужно надеть шапки - невидимки и сказать волшебные слова:
Тары - бары, растабары
Ёлки - палки, каламбей,
Шуры - муры, шары - вары,
Самба - мамба, милки - вэй.
Дети изображают, как они надевают шапки - невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей - Зимой в её снежное царство.
В это время воспитатель ставит на мольберт репродукцию картины с зимнем пейзажем.
Воспитатель: Вот мы в гостях у Зимушки - Зимы. Снимите свои шапки - невидимки и осмотритесь вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише - тише! Слышите? Откуда - то доносится перезвон (звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского "На тройке").
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы - Зимы может быть такой лёгкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где - то высоко в небе, а потом звучит всё яснее и как будто опускается на землю?
Дети: У снежинок.
Воспитатель: Снежинки - слуги Зимушки - зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.
Под музыку А. Вивальди (концерт "Зима", 1- я часть) воспитатель читает отрывок из рассказа "Четыре художника" писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы:
". Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. "Уж его - то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!"
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из - под белого одеяла виднеются.
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!".
Воспитатель: Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка - Зима. А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.
Физкультминутка "Зимний лес"
Мы пришли в зимний лес. - ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес! - Разводят руки в стороны
Справа берёзка в шубке стоит, - Руку отводят в указанную сторону и смотрят
Слева ёлка на нас глядит. - Отводят руку и прослеживают взглядом.
Снежинки в небе кружатся, - Движение "фонарики" и смотрят вверх.
На землю красиво ложатся. - Кружась приседают
Вот и зайка проскакал, - Прыжки.
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет, - Имитируют "волчью" походку.
Он себе добычу ищет!
Не найдёт тогда он нас! - Приседают, прячась
Лишь медведь в берлоге спит, - Имитируют сон.
Так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири, - Имитируют полёт птиц.
Как красивы они!
В лесу красота и покой, - Разводят руки в стороны.
А нам пора уже домой. - Садятся на свои места.
Воспитатель: Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж. Фон у нас уже готов, мы приготовили его заранее. Несмотря на то что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного тёплых тонов, так как и зиме присущи розовато - сиреневые цвета, особенно в морозный денёк перед заходом солнца, когда в природе всё искрится и переливается разноцветными огоньками.
Ваша задача - подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.
2. Практическая часть
В процессе работы педагог помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках). После того как дети нарисуют основную композицию, воспитатель обращается к детям
Воспитатель Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего - то не хватает.
Дети: Деревья зимой должны быть покрыты снегом.
Воспитатель: А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:
. Лягте мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите. (М. Пожарова)
Физкультминутка
С неба падают снежинки, - Дети поднимают руки над головой и делают движения,
Как на сказочной картинке. словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, - Потягивания - руки в стороны.
Снегом занесло дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, - Ходьба на месте, высоко поднимая колени.
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет, - Прыжки на месте.
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну а мы идём, идём - Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. - Дети садятся на места.
Воспитатель предлагает изобразить падающий снег способом "набрызгов", при помощи зубной щётки: направив щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. После выполнения данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев, кустарников "снегом".
3 Итог занятия
Воспитатель: Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи.
Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.
Воспитатель читает стихотворение Ф Тютчева "Чародейкою - Зимою" по музыку П. И. Чайковского (1 - я симфония, 2 - я часть)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Спасибо за внимание.